Программа
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского районна Томской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир сенсорики»
Естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 1-2 года
Срок реализации: 1 год
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие.
Актуальностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы«Мир сенсорики» (далее - Программа)заключается в том, что ребенок учится познавать мир с помощью сенсорных эталонов, которые нужно не просто уметь правильно называть, но и необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
• Приказ Минпросвещения № 629 от 27.07.2022 О порядке организации по ДОП (с 1 марта 2023)
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
• Положение о дополнительном образовании в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области и его филиалов, утвержденного приказом МАДОУ «Верхнекетский детский сад» от 30.08.2023г.№ 77;
- УСТАВ муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области, утвержденного приказом от 21.05.2020г. № 197.
В Программе представлены игровые ситуации, которые знакомят детей с сенсорными эталонами, в играх учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей раннего дошкольного возраста.
Адресат Программы - учебный материал программы дополнительного образования рассчитан на детей первой группы раннего возраста (1-2 лет). Состав группы постоянный. Набор осуществляется на основе заявлений родителей (законных представителей). Количество обучающихся: 22 ребенка.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий:
4 раза в месяц, с кратностью проведения 1 раз в неделю.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе проводится одно занятие в неделю в первой половинедня продолжительностью 10 мин.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшегоумственного развития.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, любознательность.
- повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию представлений о сенсомоторнойдеятельности детей.
- привлекать родителей изготавливать дидактические игры для развития сенсорных способностей детей.
1.3. Содержание программы
В августе проводится обследование состояния психофизических функций для определения уровня развития детей. В сентябре начинаются подгрупповые занятия с детьми.
1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана
Срок проведения | № неделя | Дата проведения | Время проведения | Тема занятий | Количество часов (минут) | Количество часов всего (минут) | |
теория | практика | ||||||
Сентябрь | 1 | 02.09.2024 | Понедельник 1 подгруппа 09.50-10.00 2 подгруппа10.10-10.20 | «Тактильные кубики» | 4 | 6 | 10 |
2 | 09.09.2024 | «Волшебный поднос» | 4 | 6 | 10 | ||
3 | 16.09.2024 | «Спрячь грибок» | 4 | 6 | 10 | ||
4 | 23.09.2024 | «Силуэт» | 5 | 5 | 10 | ||
5 | 30.09.2024 | «Найди пару» | 3 | 7 | 10 | ||
Октябрь | 6 | 07.10.2024 | «Разноцветные шумелки» | 4 | 6 | 10 | |
7 | 14.10.2024 | «Чем пахнет?» | 5 | 5 | 10 | ||
8 | 21.10.2024 | «Сюрприз» | 2 | 8 | 10 | ||
9 | 28.10.2024 | «Маленький секрет» | 4 | 6 | 10 | ||
Ноябрь | 10 | 11.11.2024 | «Кто что услышит?» | 3 | 7 | 10 | |
11 | 18.11.2024 | «Пересыпалочки» | 4 | 6 | 10 | ||
12 | 25.11.2024 | «Застёжки» | 3 | 7 | 10 | ||
Декабрь | 13 | 02.12.2024 | «Собери бусы» | 3 | 7 | 10 | |
14 | 09.12.2024 | «Озорные ладошки» | 4 | 6 | 10 | ||
15 | 16.12.2024 | «Закрути ленточку» | 3 | 7 | 10 | ||
16 | 23.12.2024 | «Найди домашнееживотное» | 4 | 6 | 10 | ||
Январь | 17 | 13.01.2025 | «Открой коробочку» | 3 | 7 | 10 | |
18 | 20.01.2025 | «Один много» | 4 | 7 | 10 | ||
19 | 27.01.2025 | «Тонет, не тонет» | 4 | 6 | 10 | ||
Февраль | 20 | 03.02.2025 | «Поиграем с прищепками» | 3 | 7 | 10 | |
21 | 10.02.2025 | «Кто что услышит?» | 4 | 6 | 10 | ||
22 | 17.02.2025 | «Укрась ёлочку шарами» | 3 | 7 | 10 | ||
Март | 23 | 03.03.2025 | «Сложи пирамидку» | 2 | 8 | 10 | |
24 | 17.03.2025 | «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). | 3 | 7 | 10 | ||
25 | 24.03.2025 | «Поручения» | 4 | 6 | 10 | ||
26 | 31.03.2025 | «Сложи матрешку» | 3 | 7 | 10 | ||
Апрель | 27 | 07.04.2025 | «Цветные бусины» | 3 | 7 | 10 | |
28 | 14.04.2025 | «Кто в домике живет» | 3 | 7 | 10 | ||
29 | 21.04.2025 | «Какой мяч больше» | 3 | 7 | 10 | ||
30 | 28.04.2025 | «Укрась бабочку» | 4 | 6 | 10 | ||
Май | 31 | 05.05.2025 | «Замок» (игры с песком). | 4 | 6 | 10 | |
32 | 12.05.2025 | «Найди подходящую заплатку» | 4 | 6 | 10 | ||
33 | 19.05.2025 | «Подбери чашку к блюдцам» | 4 | 6 | 10 | ||
34 | 26.05.2025 | «Подбери по форме» | 2 | 8 | 10 | ||
Июль | 35 | 07.07.2024 | «Прыг- скок по дорожке» | 4 | 6 | 10 | |
36 | 14.07.2024 | «Большой, поменьше и маленький» | 4 | 6 | 10 | ||
37 | 21.07.2024 | «Разрезные картинки» | 3 | 7 | 10 | ||
38 | 28.07.2024 | «Полянка» | 3 | 7 | 10 | ||
Август | 39 | 04.08.2024 | «Платочек для мамы» | 3 | 7 | 10 | |
40 | 11.08.2024 | «Соберем фрукты» | 4 | 6 | 10 | ||
41 | 18.08.2024 | «Радуга» | 4 | 6 | 10 | ||
42 | 25.08.2024 | «Спрячемся от дождика» |
1.3.2. Учебно-тематический план
Месяц | тема | Примерное содержание |
Сентябрь | «Тактильные кубики» | 1.Чтение стихотворения «Кубики- картинки». 2.Упражнения для кистей рук с массажными мячиками. 3.Игра «Тактильный кубик». |
«Волшебный поднос» | 1.Пальчиковая игра «Пальчики». 2.Чтение «Курочка ряба». | |
«Спрячь грибок» | 1.Разминка (подражательные упражнения в соответствии с текстом «Прятки со зверятами». 2.Игра «Спрячь грибок». | |
«Силуэт» | 1.Потешки «Петушок, петушок», «Идет коза рогатая» - мультфильм. 2.Пальчикова игра «Лошадка». 2.Игра «Покажи петушка…» | |
«Найди пару» | 1.Пальчиковая игра «Руковичка». 2.Игра «Найди такую же» (по цвету). | |
Октябрь | «Разноцветные шумелки» | 1.Чтение стихотворения А.Барто «Погремушка». 2.Игр: «Тихо-громко», «Где же шумелка?» |
«Чем пахнет?» | 1.Организационный момент «Найди и покажи носик». 2.Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок». 3.Игра «Найди по запаху». | |
«Сюрприз» | 1.Потешка «Где же наши ручки». 2. Мультфильм «Волшебная мозаика». 3.Игра «Сюрприз». | |
«Маленький секрет» | 1.Дыхаельная гимнастика «Пузырики». 2. Упражнения для кистей рук с массажными мячиками. 3.Игра «Маленький секрет». | |
Ноябрь | «Кто что услышит?» | 1.Пальчиковая игра «Зайка бьет в барабан». 2.Игра «Кто что услышит?». |
«Пересыпалочки» | 1.Потешка «Варись кашка». 2.Игра «Каша для куклы». 3.Дыательная гимнастика «Каша кипит». | |
«Застёжки» | 1.Потешка «Застегнем застежке на твоей одежке». 2.Игра «Застежки». | |
Декабрь | «Собери бусы» | 1.Упражнения для кистей рук с массажными мячиками. 2.Стихотворение «Бусинка красавица». 3.Игра «Собери бусы». |
«Озорные ладошки» | 1.Потешка «Сорока-белобока». 2.Игра «Озорные ладошки». 3.Дыхательная гимнастики «Погреем ручки». | |
«Закрути ленточку» | 1.Разминка (ритмичные упражнения) «С ленточками яркими». 2.Игра с сенсорным тренажером «Закрути ленточку». | |
«Найди домашнее животное» | 1.Чтение стихов с показом иллюстраций. 2.Пальчиковая игра «На дворе». 3.Игра в сенсорной коробке «Найди животное». | |
Январь | «Открой коробочку» | 1.Пальчиовая игра «Семья». 2.Игра с сенсорным тренажером «Открой коробочку». |
«Один - много» | 1.Рассматривание картинок «Один – много». 2.Игровое упражнение «Один-много». 3.Пальчиковая игра «Зайка». | |
«Тонет, не тонет» | 1.Потешка «Водичка,водичка». 2.Дыхательная гимнастика «Кораблики». 3.Игра «Тонет, не тонет». | |
Февраль | «Поиграем с прищепками» | 1.Пальчиковая игра «Ежик» 2.Игра «Поиграем с прищепками» |
«Кто что услышит?» | 1.Потешка «Колокольчик на ладошку положу…» 2.Игра «Кто что услышит». 3.Дыхительная гимнастика «Дудочка». | |
«Укрась ёлочку шарами» | 1.Чтение стихотворения «Наша елка» 2.Игра «Найди одинаковые» 3.Игра «Укрась елочку шарами». | |
Март | «Сложи пирамидку» | 1.Чтение стихотворения «Ой какая красота, пирамидка к нам пришла». 2.Игра «Сложи пирамидку». |
«Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). | 1.Чение загадки В.Степанова «Маша в коробе сидит…» 2.Расматриваие иллюстраций к сказке. 3.Игра с песком «Я пеку всем друзьям по пирожку». | |
«Поручения» | 1.Чтение стихотворения А.Барто «Игрушки». 2.Рассмативаие игрушек (мишка,зайка,и.т.д). 3.Игра «Поручения» (выбрать медведей). | |
«Сложи матрешку» | 1.Потешка «Шли матрешки по дорожке». 2.Игра «Сложи матрешку». 3.Физкультминутка «Мывеселые матрешки». | |
Апрель | «Цветные бусины» | 1.Пальиковая игра «Прятки». 2.Игра «Цветные бусы» с сенсорным тренажером. |
«Кто в домике живет» | 1.«Кто где живет». Стихи деткам про домики животных. Иллюстрированныепазлами и фотографиями. 2. Физкультминутка «Кошка прятаться любила». | |
«Какой мяч больше?» | 1.Чтеие стихотворения Н.Радченко «Мой веселый мячик». 2.Фзкульмнтка «Мячик». 3.Игра «Подбрось большой мяч». | |
«Укрась бабочку» | 1.Дыхательная гимнастика «Бабочка». 2.Пальчиковая гимнастика«Ах красавца какая». 3Практческое задание «Укрась бабочку». | |
Май | «Замок» (игры с песком). | 1.Пальчиковая гимнастика «Домики». 2.Игры с кинетическим песком. |
«Найди подходящую заплатку» | 1.Сказка- ситуация «У волка порвались штанишки». 2.Игра «Найди подходящую заплатку». | |
«Подбери чашку к блюдцам» | 1.Чтение стихотворения «Кокетка чашка…». 2.Игра «Подбери чашку к блюдцам». | |
«Подбери по форме» | 1.Пальчиковая игра «Прятки». 2. «Подбери по форме» - вкладыши. | |
Июль | «Прыг- скок по дорожке» | 1.«Зайчишки» мульт-песенка. 2.Подвижная игра «Прыг-скок по дорожке». |
«Большой, поменьше и маленький» | 1.Игра «Найди такой же» (Большой, маленький). 2.Физкультминутка «По ровненькой дорожке». | |
«Разрезные картинки» | 1.Стихи «Веселые картинки»(животные). 2.Игра «Собери картинку» (из двух, трех частей). | |
«Полянка» | 1.Мультфильм «Цветная полянка». 2.Игра «Полянка» (расположить серединки на цветочки по цвету). | |
Август | «Платочек для мамы» | 1.Пальчиковая игра «Платочек». 2. Практическое задание «Платочек для мамы». |
«Соберем фрукты» | 1.Потешка «Фруктовая ладошка». 2. «Достань из мешочка фрукт» (соотнести с картинкрой). | |
«Радуга» | 1.Мультфильм «Радуга для малышей». 2.Пракическое задание «Дополни» (дополнить радугу). 3.Пальчиковая игра «Ай да радуга!» | |
«Спрячемся от дождика» | 1.Пальчиковая игра «Дождик». 2.Игра «Прячемся от дождика». 3.Подвижная игра «Солнышко и дождик». |
1.4. Планируемые результаты
У ребёнка:
- выраституровень представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
- познакомится с эталонами цвета;
- научится играть в дидактические игры;
- развита мелкая моторика пальцев.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно учебный график на 2024-2025 учебный год
Год обучения | Дата начала | Дата окончания | Учебных недель | Количество часов | Режим занятий | |
в неделю | всего | |||||
2024-2025 учебный год | 2 сентября 2024 | 31 августа 2025 | 42 | 1 | 42 | 1 раз в неделю |
2.2. Условия реализации программы
• материально-техническое обеспечение: помещение группы: центр художественной литературы (книжки- малышки, потешки, пальчиковые игры), центр художественно-эстетического развития (аппликация, рисование), сенсомоторный уголок (дидактическиеигры), спортивный уголок (спортинвентарь).
- Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
1 | «Тактильные кубики» | Игра – занятие (по подгруппам) | Стимулировать у детей тактильные рецепторы ладоней. Побуждать манипулировать кубиком по показу воспитателя | Д/и Словесное объяснение, показ. | Пластмассовые кубики, с каждой стороны наклеена бумага разной фактуры |
2 | «Волшебный поднос» | Игра - занятие (по подгруппам) | Стимулировать тактильные рецепторы пальцев рук. Развивать воображение | Д/и Наблюдение показ, сказка | Поднос, манка |
3 | «Спрячь грибок» | Игра - занятие (по подгруппам) | Закреплять умения у детей пользоваться ложкой обогащать игровой опыт детей | Д/и Словесное объяснение, показ. | Миски (по 2 шт на каждого ребенка), подносы, ложки, деревянные грибочки, горох |
4 | «Силуэт» | Игра - занятие (по подгруппам) | Продолжать обогащать тактильно-сенсорный опыт детей. Развивать зрительное восприятие. | Д/и Словесное объяснение, показ. | Вырезанные из бумаги и фактур- ных тканей силуэты домашних животных |
5 | «Найди пару» | Игра - занятие (по подгруппам) | Упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создавать радостное настроение | Д/и Словесное объяснение, показ | Разноцветные рукавички, носочки из ткани. |
6 | «Разноцветные шумелки» | Игровая ситуация | Развивать слуховое восприятие. Упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. | Д/и Словесное объяснение, показ | Пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами (песок, крупа, горох, фасоль, макароны) |
7 | «Чем пахнет?» | Игровая ситуация | Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику. | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями |
8 | «Сюрприз» | Игровая ситуация | Обогащать сенсорные ощущения детей.создавать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику рук | Д/и Словесное объяснение, показ, эксперимен-тирование | Сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник |
9 | «Маленький секрет» | Игра – занятие (по подгруппам) | Упражнять детей в орудийных действиях; в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушки); развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки. |
10 | «Кто что услышит?» | Игра-занятие (по подгруппам) | Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д. |
11 | «Пересыпалочки» | Игра - занятие (по подгруппам) | Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Д/и Словесное объяснение, показ | Большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла. |
12 | «Застёжки» | Игра - занятие (по подгруппам) | Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Д/и Словесное объяснение, показ | Застёжки с пуговками, кнопками, «липуч-кой»: в виде предметов одежды. |
13 | «Собери бусы» | Игра – занятие (по подгруппам) | Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приёмам работы по образцу и создания собственного изделия. | Д/и Словесное объяснение, показ | Деревянные бусы разного цвета |
14 | «Озорные ладошки» | Игра – занятие (по подгруппам) | Упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. | Д/и Словесное объяснение, показ | Картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета. |
15 | «Закрути ленточку» | Игра - занятие (по подгруппам) | Познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Д/и Словесное объяснение, показ, экспериментирование | Сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов. |
16 | «Найди домашнее животное» | Игра - занятие (по подгруппам | Продолжать формировать умение дифференцировать цвета. Развивать зрительное восприятие и внимание. | Д/и Словесное объяснение, показ | Большие бусины синего и зеленого цветов, прозрачные контейнеры, подносы. |
17 | «Открой коробочку» | Игра - занятие (по подгруппам | Упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности. | Д/и Словесное объяснение, показ | Разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующе-го цвета |
18 | «Один-много» | Игра – занятие (по подгруппам | Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов. | Д/и Словесное объяснение, показ. | Магнитная доска, картинки игрушек (один -много) |
19 | «Тонет, не тонет» | Игра – занятие (по подгруппам) | Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Д/и Словесное объяснение, показ, экспериментирование | Ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические. |
20 | «Поиграем с прищепками» | Игра - занятие (по подгруппам | Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | Д/и Словесное объяснение, показ | Разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры. |
21 | «Кто что услышит?» | Игровая ситуация | Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д. |
22 | «Укрась ёлочку шарами» | Игровая ситуация | Упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Ёлочки из картона, круги разных цветов. |
23 | «Сложи пирамид ку» | Игра - занятие (по подгруппам) | Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов | Д/и Словесное объяснение, показ | Пирамидки |
24 | «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). | Игра - занятие (по подгруппам) | Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Д/и Словесное объяснение, показ, экспериментирование | Кинетический песок, формочки, лопатки. |
25 | «Поручения» | Игровая ситуация | Продолжать формирование умения детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. | Д/и Словесное объяснение, показ | Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. |
26 | «Сложи матрешку» | Игра - занятие (по подгруппам) | Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). | Д/и Словесное объяснение, показ | Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера. |
27 | «Цветные бусины» | Игра - занятие (по подгруппам | Продолжать формировать умение дифференцировать цвета. Развивать зрительное восприятие и внимание. | Д/и Словесное объяснение, показ | Большие бусины синего и зеленого цветов, прозрачные контейнеры, подносы. |
28 | «Кто в домике живет» | Игровые упражнения | Формировать речевой слух, развивать собственную активную речь, совершенствовать силу голоса и воспитывать положительный интерес к знаниям. | Беседа. Чтение художественной литературы. Дидактическая игра. | Домик, игрушки – Собачка, кошка, мишка, лиса, заяц. |
29 | «Какой мяч больше?» | Игра - занятие (по подгруппам | Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные |
30 | «Укрась бабочку» | Игра - занятие (по подгруппам) | Развивать умение группировать предметы по цвету, закрепление знаний о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой – маленький, развитие мелкой моторики рук. | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. |
31 | «Замок» (игры с песком). | Игра – занятие (по подгруппам | Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Д/и Словесное объяснение, показ, экспериментирование | Кинетический песок, формочки, лопатки. |
32 | «Найди подходящую заплатку» | Игра – занятие (по подгруппам | Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объёмные). | Д/и Словесное объяснение, показ, экспериментирование | Геометрические фигуры. |
33 | «Подбери чашку к блюдцам» | Практическое занятие | Продолжать учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. | Словесное объяснение, показ, экспериментирование | Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов. |
34 | «Подбери по форме» | Игра – занятие (по подгруппам | Развивать у детей мелкую моторику, координацию движений рук. | Исследовательская деятельность. Обследование предметов и материалов. | Блоки-вкладыши на каждого ребёнка. |
35 | «Прыг- скок по дорожке» | Игровые упражнения | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Игровая беседа с элементами движения. Демонстрация. | Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки. |
36 | «Большой, поменьше и маленький» | Игра – занятие (по подгруппам | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | Д/и Словесное объяснение, показ. | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). |
37 | «Разрезные картинки» | Игра – занятие (по подгруппам | Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание | Д/и Словесное объяснение, показ. | Два набора разрезных картинок (10х10) с разным количеством деталей (2-4) и конфигурацией разрезов. |
38 | «Полянка» | Игра – занятие (по подгруппам | Учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». | Д/и Словесное объяснение, показ. | Травка, деревья, цветы, бабочки вырезанные из картона. |
39 | «Платочек для мамы» | Игра – занятие (по подгруппам | Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше» | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук), клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка». |
40 | «Соберем фрукты» | Различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие. | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие), две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие) | |
41 | «Радуга» | Игра – занятие (по подгруппам | Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. | Д/и Словесное объяснение, показ, сказка | Демонстрационный: картинка «Радуга», комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для каждого ребенка для завершения «Радуги» |
42 | «Спрячемся от дождика» | Игра – занятие (по подгруппам | Формировать умение у детей группировать предметы по цвету и по форме | Д/и Словесное объяснение, показ. | Геометрические фигуры и рисунки разноцветных зонтиков, геометрические фигуры разных цветов |
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы
• Педагогическое наблюдение.
• Психолого – педагогическая диагностика.
• Диагностика физического развития.
• Пополнение сенсомоторного уголка.
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Дидактическая игра (выполнение определенного задания ребенком).
2.3.2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
• Фоторепортажи на сайте ДОУ, ВК.
• Отчет педагогов в конце года.
- Оценочные материалы
Оценка связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание;
2 балла – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;
1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
Таблицы наблюдения заполняются дважды в год, в начале и в конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа.
Ф.И ребенка | различает предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше) | различает предметы по форме (кубик, шарик); | Строит самостоятельно не сложную постройку (4-8 кубиков)по просьбе взрослого | выделяет цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый); | умеет на ощупь различать качество предметов и их называть | узнает и называет по голосу животное, муз.инструменты | Итого | |||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
2.5. Методические материалы.
Оборудование: плакаты, раздаточный материал (карточки, игрушки, баночки, коробочки, и.т.д.), видеофильмы,магнитная доска, компьютер, ширма.
Дидактическое оснащение:
Наглядно-дидактические пособия: «Подбери по форме», «Радуга», «Платочек для мамы», «Найди свой домик», «Найди подходящую заплатку».
ТСО:
Методическое обеспечение:
1. Тематическое планирование;
2. Перспективное планирование;
3. Методические рекомендации;
4. Методическая литература.
2.6. Список литературы
1.А.В.Найбауэр, О.В. Куракина «Мама-рядом» игровые сеансы с детьми раннего возраста. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва, 2017г.
2.Ю.В.Неверова, Е.В.Иванова «Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет» ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014г.
3.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
4.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.«Просвещение», 1981.
5.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. «Айрис-пресс», 2006.
6.З.А. Ефанова. Познание предметного мира: комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). «Учитель». Волгоград
7.Интернет-ресурсы.
Краткая презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир сенсорики»
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие.
Актуальностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Мир сенсорики» (далее - Программа) заключается в том, что ребенок учится познавать мир с помощью сенсорных эталонов, которые нужно не просто уметь правильно называть, но и необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.
В Программе представлены игровые ситуации, которые знакомят детей с сенсорными эталонами, в играх учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей раннего дошкольного возраста.
Адресат Программы - учебный материал программы дополнительного образования рассчитан на детей первой группы раннего возраста (1-2 лет). Состав группы постоянный. Набор осуществляется на основе заявлений родителей (законных представителей). Количество обучающихся: 22 ребенка.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий:
4 раза в месяц, с кратностью проведения 1 раз в неделю.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе проводится одно занятие в неделю в первой половинедня (по подгруппам) продолжительностью 10 мин.
Цель и задачи программы
Цель: обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшегоумственного развития.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, любознательность.
- повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию представлений о сенсомоторнойдеятельности детей.
- привлекать родителей изготавливать дидактические игры для развития сенсорных способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...