Подготовка детей к школе.
статья (подготовительная группа)

Антонова Светлана Сергеевна

Например,если ребенок посещает дошкольное учреждение, где осуществляется только присмотр и уход без реализации образовательных программ, то о подготовке к школе родителям придется позаботиться самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка детей к школе330.47 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе.

 Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

 Самое важное — ЭТО понять, что ребенок не развивается сам по себе. Не стоит тешить себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают. Это говорит о том, что заботиться об обучении и развитии ребенка очень важно. Кто может этим заниматься?

Picture background

Кто должен готовить ребенка к школе

1. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, где осуществляется только присмотр и уход без реализации образовательных программ, то о подготовке к школе родителям придется позаботиться самостоятельно. Но существуют детские сады, в которых с детьми занимаются по развивающим программам. В таких организациях детей готовят к дальнейшему обучению на высоком уровне, их посещать полезно и нужно.

Правда, довольно распространенная проблема в детских садах — пропуски из-за болезни. Если ребенок часто болеет и много пропускает, то подготовка в детском саду будет отрывочная, несистемная и окажется недостаточной.

2. Центры раннего развития. Они бывают очень разные, и здесь прежде всего нужно определиться с целью: для чего вы хотите записать ребенка на занятия? В одних центрах развивают художественную сферу, в других уделяют внимание спортивному направлению, третьи нацелены на интеллектуальное развитие. Идеальный вариант — обеспечить ребенку разностороннюю занятость. Хорошо, если есть возможность развивать и творческие способности, и мелкую моторику, и интеллект. Но в любом случае многое будет зависеть от материальных и временных возможностей родителей.

Существует еще один нюанс: есть центры, в которых детей учат читать и писать. Тут очень важно, чтобы ребенку нравилось посещать эти занятия. Если вы видите, что ребенок идет с нежеланием, если он не хочет заниматься, ни в коем случае не заставляйте малыша.

Если ребенок потеряет желание учиться и интерес к школе, то половина успеха будет утрачена. Поэтому крайне важно сохранить желание учиться.

3. Приглашенный педагог. Хорошо, если в семье есть возможность пригласить специалиста или посещать индивидуальные занятия с педагогом или психологом. Данный способ подготовки к школе очень эффективен. Но главный принцип остается прежним: ребенку должно нравиться заниматься.

4. Школьные курсы. Перед набором детей в первый класс каждая школа организует подготовительные курсы. Надо ли их посещать? Иногда родители говорят, что они и так готовили ребенка к учебе, он все умеет и в чем тогда смысл посещать еще и школьные курсы. Но на таких занятиях в школе у ребенка развивается не только интеллектуальная составляющая, но и происходит социальная адаптация. Ребенок привыкает к той школе, в которую он пойдет 1 сентября, знакомится со своими будущими учителями. Такое знакомство облегчит малышу вхождение в школьную жизнь. Это очень важно.

5. Родители. Независимо от того, посещает ли ребенок детский сад, центры, работает ли он с приглашенным педагогом, родителям все равно выключаться из процесса подготовки к школе ни в коем случае нельзя.

 Навыки и умения :

Помимо собственно знаний, большое значение для успешного пребывания в школе имеют и другие компетенции ребенка. Что ему понадобится?

  • Социальные умения. Первоклассник должен уметь взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, быть настроен на общение с учителем. Важно объяснить ребенку, что у другого человека, и у учителя в том числе, несколько иная, не такая, как у него, картина мира. Хорошо, если ребенок к этому готов.
  • Навыки самообслуживания. Хорошо, если ребенок может сам собрать портфель, подготовиться к уроку, переодеться на урок физкультуры, переобуться, снять верхнюю одежду. Такие навыки необходимо формировать заранее.
  • Эмоциональная стабильность. Данная особенность означает способность ребенка спокойно реагировать на разные жизненные ситуации, умение спокойно и без возбуждения отвечать на действия других.
  • Мотивация к познанию. Она, возможно, находится на первом месте. Ребенок должен хотеть идти в школу! Если такое желание у него есть, то оно обеспечит половину успеха в обучении. Когда малыш не хочет идти в школу, обязательно нужно выяснить, почему так происходит. Для этого может понадобиться консультация специалиста. Возможно, причина кроется в том, что ребенка «перекормили» подготовкой и он просто устал. Может быть, в семье негативное отношение к школе, и ребенок услышал от взрослых то, чего слышать не должен был.

Если родитель имеет какие-то негативные представления о школе или о педагоге, ему лучше решать все проблемы непосредственно с учителем, ни в коем случае не через ребенка. Нельзя говорить ребенку, что учитель не прав и его осуждать. Иногда взрослые пугают ребенка школой: «Ты так плохо себя ведешь, вот в школу придешь, там тебе покажут!» Такие высказывания недопустимы.

Ребенок должен идти в школу радостный, с пониманием того, что там будет интересно и здорово.

В каком возрасте родителям нужно начинать подготовку ребенка к школе!

Возраст до 3 лет — время налаживания и развития эмоциональной связи ребенка с родителями. На данном этапе очень важны тактильный контакт, общение в ходе совместных игр, для которых подойдут игрушки (конструкторы с крупными деталями, кубики, пазлы, лото, матрешки), лепка, раскраски, рисование, слушание музыки, чтение родителями детских книжек.

В 3–4 года нужно продолжать игры, но можно включать в занятия решение логических задач, счет предметов, пробы знакомства с буквами, их сочетаниями и далее (если ребенку интересно!) — слова, словосочетания и предложения. Некоторые дети начинают в этот момент читать.

5–7 лет — важнейший период, обеспечивающий успешность ребенка в школе и в жизни. На данном этапе созревают важные функции коры головного мозга, поэтому нужно добавить игры на счет, обучение чтению, письмо.

Чему учить

  • Решать задачи (логические, арифметические)
  • Считать
  • Читать

При этом важно сохранять мотивацию и развивать произвольность (способность самостоятельно поставить цель, наметить путь ее достижения, довести начатое дело до конца).

Игры для развития и обучения

На развитие памяти

Предложите ребенку для запоминания от 7 до 10 картинок или слов, не связанных по смыслу (зрительная память). Уберите картинки, а ребенок пусть назовет слова.

Для тренировки слуховой памяти слова произносятся взрослым вслух без картинок: луг, пруд, гром, маг, шерсть, вид, сад, рот, сын, крот.

Для развития смысловой памяти взрослый медленно зачитывает 8–10 пар слов, связанных по смыслу: стол — лампа, тетрадь — карандаш, перо — птица, мост — река, стол — обед, час — время, лист — дерево. Затем читает одно слово из пары, а ребенку надо назвать второе.

Для тренировки логической памяти родитель читает 8–10 групп слов: по три слова, связанных по смыслу, обращая внимание на связь слов в тройке: дом — улица — город; дерево — ствол — лист; сад — земля — растение; больница — врач — больные. Затем называет одно слово из тройки (или предъявляет карточку с картинкой или словом). Ребенку надо вспомнить остальные два.

На развитие логического мышления

Найди лишнее. На слух: брюки, рубашка, пиджак, очки, кепка. Почему? Назави одним словом. Или на картинках: машина, самолет, собака, велосипед.

Добавь еще 3–4 предмета и назови одним словом: кастрюля, тарелка, … (чашка, ложка — посуда); щука, карась, … (окунь, сом — рыба); шапка, пиджак, … (шуба, платье — одежда).

На развитие понятийного мышления

Скажи наоборот: высокий — …; широкий — …; тяжелый — … Если ребенок пока не может назвать антонимы — подсказка: дорога широкая, а тропинка …

Понимание закономерности: на слух предлагаются два слова, находящихся в определенной связи, затем предлагается третье слово и задание — подобрать к нему слово по такому же принципу. Девочка — платье; мальчик — … (даем на выбор: мяч, брюки, сила); стол — скатерть; пол — … (пыль, ковер).

Общие правила обучения в дошкольном возрасте

1. Начинайте как можно раньше.

2. Учите с удовольствием.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Почаще вводите новый материал.

8. Будьте организованны и последовательны.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Помните об основном законе безопасности: если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Большинство современных родителей задумываются о будущих жизненных успехах ребенка практически с самого его рождения и стараются сделать все возможное для правильного воспитания и развития своего малыша. «Математика с пеленок», «читать раньше, чем ходить», «выучить несколько языков с рождения» — лишь несколько актуальных лозунгов в обучении маленьких детей. С чего же стоит начинать?

Ценность игры

К сожалению, в погоне за накоплением знаний некоторые родители не считают полезным делом детскую игру, думая, что она нужна лишь для отдыха и развлечения. На самом деле это не так.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Она формирует все то, что необходимо для полноценного развития личности, что впоследствии помогает ребенку успешно учиться. Именно в игре ребенок выступает как активный деятель, вникая в смысл игрового сюжета и реализуя его на практике. В игре у ребенка развивается и раскрывается его творческий потенциал.

В игре ребенок практически не утомляется, поскольку это естественный, наиболее интересный и эмоционально значимый для него вид деятельности.

Играя, двигаясь, ребенок полноценно развивается как личность. Уровень развития игры — главный показатель психологического благополучия детей дошкольного возраста и детей начальной школы. Родителям следует помнить о том, что, оставляя ребенку время для игры, играя вместе с ним, они не только способствуют его личностному развитию в целом, но и готовности к обучению в школе. Что дает игра?

  • Развитие памяти, внимания, мышления, воображения — психических функций, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Успехи в адаптации в новом детском коллективе.
  • Формирование самостоятельности, активности.
  • Возможности для применения своих знаний на практике.
  • Развитие творческих способностей ребенка и умения ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.
  • Формирование элементарных трудовых умений и навыков.
  • Развитие нравственных черт характера.

Выдающийся психолог Лев Выготский подчеркивал, что личность формируют три фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребенка. В игре благоприятно соблюдены все внешние факторы, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребенка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнерской деятельности с родителем. Игровая среда мотивирует ребенка к деятельности и также способствует его развитию.

Последствия дефицита игры

Учителя начальных классов указывают на то, что отставание в учебе у первоклассников связано в первую очередь с низким уровнем произвольности поведения и познавательных процессов, с задержкой в развитии мелкой моторики рук, недостаточным развитием функций внимания, слухового восприятия, слуховой памяти, связной речи. Все эти навыки можно и нужно формировать в игре, в которой ребенок заинтересован самым естественным образом, ведь мотивация играет ведущую роль в процессе познания. При этом недостаток игры в жизни маленького ребенка может иметь серьезные последствия:

  • нервное и умственное истощение;
  • замедление когнитивного и эмоционального развития ребенка;
  • депрессия в подростковом возрасте;
  • сложности в адаптации к новым условиям;
  • слабый самоконтроль;
  • сложности в отношениях с ровесниками, зачастую и со взрослыми.

Виды игр

Каждый отдельный вид игровой деятельности формирует разные навыки и умения.

Математические игры развивают аналитическое мышление, учат ребенка сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами. Это очень важный навык, так как обучение в начальной школе построено на выполнении алгоритмов и инструкций. Если ребенок научится их соблюдать, ему будет легко учиться.

Сюжетно-ролевые игры способствуют познанию окружающей действительности, развитию познавательных способностей, любознательности. Они являются способом моделирования внешнего мира и его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий с другими людьми. Такие игры предполагают не заучивание информации, а применение своих знаний на практике.

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов развивает логическое мышление и когнитивные способности, воображение и фантазию. Многие дети любят сами сочинять загадки.

Конструктивные игры благотворно сказываются на развитии мелкой моторики, логического мышления, пространственной координации, обучают трудовым навыкам, действиям по схеме.

Игры драматизации (спектакли, сценки) развивают память, потому что в них ребенку необходимо выучить какую-то роль, точно передать эмоции, чувства героя.

Играем вместе

Самую большую пользу развитию ребенка приносят совместные со взрослым игры. При этом родителям необходимо соблюдать некоторые условия:

  • занимать в игре позицию равноправного партнера;
  • четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
  • проявлять интерес к действиям peбенкa;
  • варьировать задания и правила игры;
  • поощрять победителя игры.
  • И самое главное — помнить, что игра — это деятельность, свободная от принуждения. Она должна приносить удовольствие, тогда положительные результаты не заставят себя ждать.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...