Игры с дошкольниками для снятия психического напряжения
консультация (старшая группа)

Вуковчан Елена Сергеевна

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с дошкольниками для снятия психического напряжения

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц.  Э.Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.

Обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.).

Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим ребятам, гиперактивным, возбудимым, тревожным.

Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие психического напряжения. Проводить их можно с детьми во время занятия, а также индивидуально.

«Снеговик»

Игроки превращаются в снеговиков. Они принимают соответствующую позу: встают прямо, руки разводят в стороны, надувают щёки и стараются замереть на 10 секунд.

По сигналу воспитателя: «Выглянуло солнышко, стало припекать. Снеговик начал таять» участники игры расслабляются: опускают руки, приседают на корточки, а затем ложатся на пол. Все действия производят плавно.

«Буратино»

Дети встают в круг, в середине круга воспитатель. Воспитатель предлагает выполнить движения в соответствии с текстом.

Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо. Почувствуйте, как ваше тело стало твердым. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они стали деревянные. Деревянными стали и ноги, и колени. Пройдитесь по комнате, как Буратино. Молодцы! Замечательные куклы Буратино!

А теперь из кукол превращаемся в мальчиков и девочек, расслабляемся.

Дети наклоняются вперёд, опускают руки вниз, они свободно свисают. Встряхивают нижние конечности, кисти рук.

«Сражение»

Воспитатель помогает детям разделиться на две команды и предлагает провести сражение. Раздаёт каждому по листу бумаги. Дети сминают лист и получают бумажный шарик. По сигналу воспитателя: «Раз-два-три! Не зевай! И сражаться начинай!» дети начинают бросать друг в друга снаряды.

По сигналу: «Перемирие!» дети начинают обниматься и мириться.

«Злые – добрые кошки»

Дети встают в круг, в середине круга воспитатель. Воспитатель превращает детей то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят, имитируют, что царапаются; добрые кошки ласкаются и мурлыкают.

«Каратист»

Дети сидят на скамейке или стульях. Воспитатель вызывает по очереди на ковёр каратистов. Ребёнок встаёт в обруч и начинает делать резкие движения руками и ногами. За пределы обруча выходить нельзя. Дети подбадривают его и кричат: «Сильнее, сильнее!»

Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть каратисту агрессивную энергию.

«Капризная лошадка»

Дети сидят на скамейке или стульях. Воспитатель рассказывает детям сказку про лошадку.

Задача детей -внимательно слушать и выполнять движения в соответствии с текстом, изображая лошадку.

В одной далёкой стране жила лошадка по имени Бука.

/дети нахмурили брови/

Она очень любила брыкаться и капризничать.

/стучат одной ногой, затем другой, выполняют повороты туловищем и размахивают руками/

Бука не слушалась своей мамы - лошади. Мама - лошадь говорила ей: «Покушай свежей травки, Бука»

А лошадка: «Не хочу, не буду». В этот момент она капризничала и цокала копытцами.

/стучат одной ногой/

Ещё она брыкалась вот так.

/выполняют повороты туловищем и размахивают руками/

Когда она вдоволь набрыкалась и покапризничала, то стала довольной и весёлой.

/улыбаются/

Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»

/скачут, как лошадки/

А потом предложила: «Не хочу быть Букой. Хочу, чтобы меня звали Рада.

/обнимают друг друга, гладят по голове/

Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела. Систематические упражнения развивают пластику, гибкость, позволяют ребенку избавиться от эмоционального напряжения и усталости. Правильное полноценное дыхание поможет избавиться от сильного напряжения, снять раздражение. Этому будет способствовать выполнение следующих упражнений.

Упражнение 1

1. Последи за собой, обрати внимание, как ты вдыхаешь и выдыхаешь воздух.

2. Сделай глубокий вдох.

3. Задержи дыхание.

4. Выдыхай, представляя себя сильным и мощным. (львом, зимним ветром, сказочным героем).

Упражнение 2

Закрой глаза, расслабь руки, ноги, туловище.

1. Представь теплое ласковое солнышко и его нежное прикосновение. Они касаются твоего лба, правой и левой щечек, подбородка, ладошек, живота, коленей, пальчиков ног.

2. Не спеша, вдохни носом.

3. Не спеша, выдохни через рот.

Медитация в работе с дошкольниками

С целью расслабления в конце занятий часто используют - статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.

Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни. Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белую пушистую тучку, похожую на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер обвивает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастливым.

Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя абсолютно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что она так хорошо тебя прокатило. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов Тема: "Релаксация как способ снятия психического напряжения"

Цель:  применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.Задачи:   Дать определение понятию релаксация;Познакомить педагогов со способами ...

Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использоват...

Игры для дошкольников на снятие психологического напряжения

Игры предложены для снятия психолгического напряжения для детей ДОО....

Мастер-класс для родителей «Релаксация как способ снятия психического напряжения»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффект...

Снятие психического напряжения детей посредством музыки - релаксация

Одной из  психологических техник является музыка и произвольная  изобразительная деятельность. Погружаясь в прослушивание классической музыки спокойного, характера и пытаясь  изобразить...

Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования, как средство снятия психического напряжения»

Семинар – практикум«Нетрадиционные техники рисования, как средство снятия психического напряжения»...