«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».
методическая разработка (старшая группа)
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «логос» - наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Паровозик»
г. Мичуринск, Тамбовской области
Доклад
муниципальное методическое объединение
по физическому развитию дошкольников
«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ
Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».
Подготовила:
воспитатель
Ламонова Юлия Игоревна
г. Мичуринск, 2024
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «логос» - наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:
- задержка речевого развития
- нарушение координации движений
- дефицит внимания
- гиперактивность
- агрессия
Причина этих расстройств - нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности. Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.
В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. Для достижения видимых результатов заниматься нейрогимнастикой необходимо 2-3 раза в неделю, продолжительность 5-10 мин.
В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание - например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. Если ребёнка не всё получается с первого раза, не нужно нервничать, кричать, лучше похвалить за старание и попробовать ещё раз.
Регулярное выполнение нейрогимнастических игр приносит ребенку пользу:
- способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий;
- улучшает концентрацию внимания, памяти;
- активизирует мыслительную деятельность;
- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
- повышает физическую и умственную работоспособность;
- стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
- эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
- способствует снятию стресса, нервного напряжения;
- формируют внутреннюю уверенности в своих силах.
- развитие пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;
- формирование правильного взаимодействия ног и рук;
- развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;
- обучение последовательного выполнения действий.
- Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация речи в сочетании с двигательной активностью;
- формирование стойкой мотивации И произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и взрослым.
Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.
В основе нейроигр лежат упражнения, которые заставляют мозг работать в разных режимах. Когда ребенок играет в такие игры, он тренирует свой мозг, заставляя его работать активнее и быстрее. Это помогает улучшить связь между разными отделами мозга, а также развить когнитивные навыки.
Родителям необходимо обратить внимание на поведение ребёнка, если он гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.
Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:
Нейройропсихологические игры и упражнения можно выполнять не только во время совместной деятельности в домашних условиях, но и на прогулке:
1. «Ухо – нос».
Держаться левой рукой за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку поменять положения рук. Усложнение: выполнить это упражнение стоя на балансировочной доске.
2. «Покажи путь»
Провести участника игры с завязанными глазами, по определенной траектории, подсказывать, куда двигаться. Например: «Два шага вперед, один вправо и т.д.»
3. «Путаница»
Выполнить действие, которое озвучивает ведущий. Но сам ведущий при этом выполняет что-то другое. Например: «Подними руки вверх», а ведущий разводит руки в стороны.
Использовать двигательные упражнения, при которых ребенок одновременно будет выполнять задание руками и ногами. Предлагать упражнения, в которых необходимо прыгнуть на коврик и хлопнуть руками, прыгнуть на следующий коврик и присесть, прыгнуть на третий коврик и хлопнуть руками и т.д. Бросать мячи и ловить их обеими руками. Или повторить действие, указанное на карточке.
Нейропсихологические игры полезны как для детей с различными нарушениями в развитии, так и для нормально развивающихся сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.
В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-479907-1517651676.jpg)
Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947241-1505321698.jpg)
Проект на тему: Использование современных здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ДОУ.
В данном проекте рассмотрены современные здоровьесберегающие технологии применяемые в МБДОУ ДС №8 "Снеговичок" на занятиях физической культуры. Раскрыты возможности их применения.Целью разра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/24/picture-110692-1695532434.jpg)
Использование игрового оборудования "островки" на занятиях физической культурой
Использование игрового оборудования "островки" на занятиях физической культурой...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/25/picture-1423349-1664111353.jpg)
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях физической культурой в ДОУ
Применение ИКТ на занятиях физической культурой в ДОУ – это способ заинтересовать, организовать детей, развить у них желание заниматься спортом. Использование мультимедийного оборудования ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004485-1517385183.jpg)
май 2024 г. Использование элементов детской йоги на занятиях физической культуры.
Внедрение элементов йоги на занятия по физической культуре в ДОУ....