«Формирование основ безопасности у дошкольников» (консультация для воспитателей)
консультация
ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно – транспортных происшествий…
Чтобы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на ООД и в свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Родителям необходимо уделять огромное значение основам безопасности детей.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 6 разделов:
Работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Если «чужой» приходит в дом.
Ребенок как объект сексуального насилия.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.
В природе все взаимосвязано.
Загрязнение окружающей среды.
Ухудшение экологической ситуации.
Бережное отношение к живой природе.
Ядовитые растения.
Контакты с животными.
Восстановление окружающей среды.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Прямые запреты и умение правильно обращать¬ся с некоторыми предметами.
Открытое окно, балкон как источник опасности.
Экстремальные ситуации в быту.
4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Изучаем свой организм.
Прислушаемся к своему организму.
О ценности здорового образа жизни.
О профилактике заболеваний.
О навыках личной гигиены.
Забота о здоровье окружающих.
Поговорим о болезнях.
Инфекционные болезни.
Врачи — наши друзья.
О роли лекарств и витаминов.
Правила оказания первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Психическое здоровье.
Детские страхи.
Конфликты и ссоры между детьми.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы.
Используйте самые различные методические приемы:
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3. Обращайте внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.
4.Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.
Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).
Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5.Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…
6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?
Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.
Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.
Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта. Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:
-предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
-предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, необходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления работы. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:
Что не надо говорить...
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.
Вместо этого скажите:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...
2. Большинство людей заслуживают доверия, но...
3. С тобой ничего не случится, если...
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...
5. Ты можешь обратиться за помощью...
Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?
Конечно же, это разнообразные игры.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Примером такой игры может быть игра "Незнакомец".
Основная цель: Умение отвечать отказом "Я Вас не знаю" на обращение незнакомого, «чужого» взрослого.
Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:
что-то донести до квартиры;
что-нибудь найти (например, выпавший ключ);
что-либо показать (например, где находится аптеку, магазин и т.д.)
проводить к родителям и т.д.
Сюжет игры может разыгрываться с игрушками как игра-драматизация или режиссерская игра, а может и как сюжетно-ролевая с использованием элементов костюмов.
Выбор содержания игры необходимо согласовывать с лексической темой.
В работе с детьми можно использовать игровые тренинги с телефоном для усвоения номеров телефонов служб помощи (пожарная, скорая помощь, милиция) и правил ведения диалога, поведения в конкретных опасных ситуациях. Воспитатель озвучивает детям проблемную ситуацию, а дети набирают нужный номер и сообщают о случившемся.
Например: Маша, ты осталась дома одна, смотришь телевизор, он загорелся. Что ты будешь делать?
Или, Ваня, ты остался дома с бабушкой, вдруг ей стало плохо - сильно заболела голова. Она просит тебя вызвать скорую помощь.
Для младших дошкольников - это могут быть игры с куклами («Кукла потерялась», «Куклу угощает конфетой чужой дядя» и т.д.).
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №103»
(МДОУ «Детский сад №103»)
«Формирование основ безопасности у дошкольников»
(консультация для воспитателей)
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Беркутова Т.А
ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно – транспортных происшествий…
Чтобы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на ООД и в свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Родителям необходимо уделять огромное значение основам безопасности детей.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 6 разделов:
Работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Если «чужой» приходит в дом.
Ребенок как объект сексуального насилия.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.
В природе все взаимосвязано.
Загрязнение окружающей среды.
Ухудшение экологической ситуации.
Бережное отношение к живой природе.
Ядовитые растения.
Контакты с животными.
Восстановление окружающей среды.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Прямые запреты и умение правильно обращать¬ся с некоторыми предметами.
Открытое окно, балкон как источник опасности.
Экстремальные ситуации в быту.
4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Изучаем свой организм.
Прислушаемся к своему организму.
О ценности здорового образа жизни.
О профилактике заболеваний.
О навыках личной гигиены.
Забота о здоровье окружающих.
Поговорим о болезнях.
Инфекционные болезни.
Врачи — наши друзья.
О роли лекарств и витаминов.
Правила оказания первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Психическое здоровье.
Детские страхи.
Конфликты и ссоры между детьми.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы.
Используйте самые различные методические приемы:
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3. Обращайте внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.
4.Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.
Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).
Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5.Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…
6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?
Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.
Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.
Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта. Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:
-предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
-предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, необходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления работы. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:
Что не надо говорить...
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.
Вместо этого скажите:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...
2. Большинство людей заслуживают доверия, но...
3. С тобой ничего не случится, если...
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...
5. Ты можешь обратиться за помощью...
Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?
Конечно же, это разнообразные игры.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Примером такой игры может быть игра "Незнакомец".
Основная цель: Умение отвечать отказом "Я Вас не знаю" на обращение незнакомого, «чужого» взрослого.
Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:
что-то донести до квартиры;
что-нибудь найти (например, выпавший ключ);
что-либо показать (например, где находится аптеку, магазин и т.д.)
проводить к родителям и т.д.
Сюжет игры может разыгрываться с игрушками как игра-драматизация или режиссерская игра, а может и как сюжетно-ролевая с использованием элементов костюмов.
Выбор содержания игры необходимо согласовывать с лексической темой.
В работе с детьми можно использовать игровые тренинги с телефоном для усвоения номеров телефонов служб помощи (пожарная, скорая помощь, милиция) и правил ведения диалога, поведения в конкретных опасных ситуациях. Воспитатель озвучивает детям проблемную ситуацию, а дети набирают нужный номер и сообщают о случившемся.
Например: Маша, ты осталась дома одна, смотришь телевизор, он загорелся. Что ты будешь делать?
Или, Ваня, ты остался дома с бабушкой, вдруг ей стало плохо - сильно заболела голова. Она просит тебя вызвать скорую помощь.
Для младших дошкольников - это могут быть игры с куклами («Кукла потерялась», «Куклу угощает конфетой чужой дядя» и т.д.).
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Консультация для воспитателей на тему «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»
Консультация для воспитателей на тему: «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»...
Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"
Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"
ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3-5 лет «Моя безопасность»
Дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с разли...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-7 лет « Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности» 2019-2023
рабочая программа по самообразованию...
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3-5 лет «Моя безопасность»
Дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с разли...