Рабочая программа деятельности кружка по занимательной сенсорике
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Жаравина Ольга Ивановна

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная сенсорика» является общеразвивающей программой сенсорного восприятия. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.

 Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_deyatelnost_zharavina.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                   

Рабочая программа

деятельности кружка

по занимательной сенсорике

Младшей разновозрастной группы №10

(1-3года)

На 2024 – 2025 учебный год.

                                                                    Воспитатель: Жаравина Ольга Ивановна

Пашкова Ольга Николаевна

2024г.

                                             

                                                                                   

                                                  Содержание

   I

Целевой раздел программы.

   1.

Пояснительная записка

  1.1

Цели и задачи реализации программы

  1.2

Значимые характеристики для разработки и реализации программы. Актуальность программы.

    2.

Планируемые результаты освоения программы

   II.

Содержательный раздел программы.

Планирование деятельности кружка

  III.

Организационный раздел.

  3. 1

Организация деятельности детей

  3. 2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

  3. 3

Материально-техническое обеспечение программы

  3. 4

Обеспеченность методическими материалами  и средствами обучения и воспитания

                                                 

   1.Целевой раздел.              

   1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная сенсорика» является общеразвивающей программой сенсорного восприятия. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом.

 Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Новизна программы дополнительного образования.

Новизна программы заключается в использовании личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и предлагает методическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы саморазвития и самореализации личности воспитанника, развитие его неповторимой индивидуальности.

Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха. Данная программа пробуждает интерес детей к новому виду деятельности, решает проблему ранней профориентации, отвечает потребностям современных детей и их родителей.

Она состоит в следующем:

- дает возможность знакомства с различными формами и материалами;

- предлагает вариативный учебный план;

- обеспечивает у дошкольников подготовку к трудовой деятельности, т.к. ребенок учится работать в коллективе, а также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение.

  Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Отличительные особенности программы можно выделить:

- преемственность - взаимодополняемость в использовании геометрических фигур, предполагающая их сочетание и совместное применение в конструировании;

- не подражание, а творчество на уровне творческого подхода и авторского замысла.

Основные принципы построения программы:

- принцип наглядности;

- принцип учёта возрастных особенностей детей;

- принцип систематичности (от простого к сложному);

- принцип деятельности;

- принцип преемственности.

Цели и задачи.

Цель:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

Образовательные:

- формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения);

- дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины;

- закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства;

- формировать умение правильно, понимать слова«форма»«цвет»«такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной;

- закреплять четкие представления о разновидностях каждого свойства.

Развивающие:

- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;

- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предметному окружению;

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладенияцеленаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации программы. Актуальность программы.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

     

  Актуальность программы.

         Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».  В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие.    

2. Планируемые результаты освоения программы

По окончании первого этапа Программы ожидается, что воспитанники:

- будут ориентироваться в 7 цветах, называть их, подбирать по образцу;

-будут ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

-начнут собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;

- будут соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;

- будут накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

- начнут составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;

- будут различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);

- будут ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);

-начнут сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.

Сентябрь

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Занятие1.

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Занятие 2.

«Пирамидка».

«Подбери петушку перышко».

Формировать умение детей различать предметы по величине. Развивать мелкую моторику рук, внимательность. Воспитывать дружелюбность.

Формировать умение детей различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.

Пирамидка 4 – 5 колец.

Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».

Октябрь

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Занятие 3.

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик

 

Формировать умение детей выделять и называть основные цвета, производить выбор по величине и слову. Формировать умение чередовать по цвету.

Развивать у детей мелкую моторику рук, творческое воображение, способствовать активации словаря дошкольника, развивать память и мышление. Воспитывать бережное отношение к природе

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

Занятие 4.

«Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине «большой», «маленький». Способствовать накоплению детей зрительного опыта. Развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие, внимание.

Воспитывать любознательность, желание общаться со взрослыми и сверстниками.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

Ноябрь

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Занятие 5.

«Подбери по форме».

Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал. Развивать у детей внимание, умение детей общаться со сверстниками и взрослыми. Включаться в совместную игровую деятельность. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.

Блоки-вкладыши на каждого ребёнка

Занятие 6.

«Варежки».

Формировать умение детей соотносить предметы по цвету. Развивать внимание, речь, память, Мелкую моторику. Воспитывать желание играть в дидактические игры.

Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Декабрь

Занятие

Цель

Оборудование, материал

Занятие 7.

«Подбери чашки к блюдцам».

Формировать умение детей соотносить предметы по цвету. Развивать внимание, речь. Воспитывать желание помогать товарищу.

Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Занятие 8.

«Укрась елочку шарами».

Упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

1 вариант: используем кружочки двух основных цветов

2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов

Елочки, кружочки 4 цветов.

Январь

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Каникулы

Каникулы

Каникулы

Занятие 9.

«Башня из кубов».

Формировать умение детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе, внимание.

Деревянные кубики

Февраль

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Занятие 10.

«Огоньки ночью».

Дать представления об оттенках цветов (светлый, темный). Развивать речь, память, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, интерес к рисованию.

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков

Занятие 11.

«Составь картинку»

Формировать умение детей составлять целое из разрезных частей (2-4 части). Развивать мелкую моторику, логику, мышление.

Воспитывать желание помогать товарищу.

. Разрезные части картины

Март

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Занятие 12.

 «Сделаем маме бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, формировать умение нанизывать бусы на нитку. Закреплять знания цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе

Бусины цветные, шнурки для нанизывания бусин.

Занятие 13.

«Разноцветные шумелки».

Развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе

Пластиковые бутылки с разноцветными крышками, наполненные различной крупой

Апрель

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Занятие 14.  

«К нам гости пришли»

Формирование сенсорных качеств у детей раннего возраста через развивающие игры. Закреплять у детей знание: о размере (большой – маленький); о закреплении цветов; о свойствах предмета (пушистый, мягкий). Развивать речь. Коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. Воспитывать внимание, усидчивость, память. Доставлять детям радость и удовлетворение от игр.

Игрушки: зайка, мишка (большой),шары зеленого цвета и синего цвета, песня с музыкальным сопровождением «Эй ты мишка лежибока».

Занятие 15.

«Разноцветные палочки», «Рассели рыбок в аквариум».

Формировать умение детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, расселение рыбок в аквариум соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе

Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, рыбки четырех основных цветов, аквариумы основных четырех цветов, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Май

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

Занятие 16.

 «Тонет, не тонет».

Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды. Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать желание помочь товарищу.

Емкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Занятие 17

«Волшебный поднос»

Формировать умение детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе

Поднос с однотонным цветным дном, крупа, игрушка.

3. организационный раздел.

3.1 Организация деятельности детей.

Реализация программы предусматривается в один этап

Один год обучения – дети от 1-3 лет

Занятия проводятся 1 раз в неделю для разновозрастной младшей группы.

В составе разновозрастной младшей группе 30 человек.

Дни занятий кружка выбираются руководителем, и согласовываются с воспитателями группы в зависимости от нагрузки детей.

Длительность занятий в разновозрастной младшей группе группе – 10-15 минут.

В неделю

В месяц

В год

Количество академических часов

1

2

17

Форма обучения.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр, опытов и экспериментов, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов окружающего мира. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

3.2 Особенности организации предметно-пространственной среды.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно- пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организован центр активности по сенсорному развитию.

Воспитание сенсорного развития детей через ППРС требует к себе содержательного насыщения. Вокруг наших воспитанников создана среда, насыщенная атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здоровьесберегающего характера и посвящена именно сенсорному развитию.

Центр сенсорного развития оснащен разной атрибутикой: воздушные шары, пирамидки, кубики, цветные палочки, бутылки и контейнеры с крупой, разные виды ткани и многое другое.

Что дает возможность детям хорошо различать цвета, форму, фигуры и правильно называть их, научиться складывать несложные картинки из 2 -4 частей. Развивать моторику рук, интерес к миру сенсорики, дидактическим играм, воображение. Воспитывать аккуратность и умение работать сообща.

          Как сказал английский писатель Оскар Уайльд: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми …».  А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательными, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

3.3 Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. В наличии необходимо иметь оборудование: строительные материалы (кубики), пирамидки, емкости для воды, крупа (рис, гречка), цветные воздушные шары, вырезанные ладошки из цветной бумаги, маленькие ложечки, тарелочки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), игрушки (заяц, мышка), грецкие орехи, веревочки, шнурки, бусенки, ткань, мешочек, куклы, матрешки, блоки – вкладыши, вода, посуда и другое.

3.4 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

1. Комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПИНА.

2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

3. Аудио колонка.

4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.

5. Дидактические пособия: дидактические игры.

 

Список литературы:

1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

3. Интернет ресурсы.

4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.

5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград:

9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

10. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

12. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.

Расписание кружковой работы.

Название кружка.

Руководитель кружка (должность).

Количество детей, занимающихся в кружке, возраст.

Место Проведения кружка.

Время проведения кружка.

Сенсорное развитие «Занимательная сенсорика».

Жаравина Ольга Ивановна

Воспитатель.

30 человек.

Возраст 1-3 лет.

Группа.

Среда

С 16:00 до 16:15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа театрального кружка «Обучение дошкольников основам актёрского мастерства в театрализованной деятельности» на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа театрального кружка поможет воспитателям в обучении детей дошкольного возраста основам актёрского мастерства. Программа интересна тем, что в ней есть такие разделы как: артикуляционн...

Программа социально - педагогической направленности "Занимательная сенсорика" с детьми младшего дошкольного возраста.

Программа социально - педагогической направленности разработана для проведения дополнительных занятий в рамках образовательных услуг с детьми младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по кружка по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ...