Паспорт лепбука " Россия - Родина моя"
учебно-методический материал (младшая группа)

Елена Игоревна Байдакова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

 «ДЕТСКИЙ САД №100 «КАПИТОШКА»

630133, города Новосибирска, ул. Татьяны Снежиной 47, тел. 24-62-100, бух. 24-62-101

ИНН 5405459730, КПП 540501001

 

 

ПАСПОРТ ЛЕПБУКА

«РОССИЯ-РОДИНА МОЯ»

image

Выполнила: воспитатель Байдакова Елена Игоревна

 

 

 

Новосибирск 2024

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости- это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Академик Д.С. Лихачев

Актуальность выбранной темы:

Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина». Ребенок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями.

Актуальность патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей, привязанности к месту своего рождения, гордости за свой народ. 

Цель: Формирование представлений и систематизация знаний о Родине (России).

Задачи:

Образовательные:

  • расширять, закреплять, систематизировать знания детей о Родине, государственной символике, о народах России и народных промыслах.

Развивающие:

  • развивать интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям;
  • развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности;
  • формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
  • обогащать активный словарь новыми словами, развивать связную речь, мелкую моторику.
  • Воспитательные:
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России;
  • формировать нравственные ценности;
  • воспитывать толерантное отношение к людям всех национальностей и народностей России.

Пособие рассчитано на детей дошкольный возраст

Формы использования наглядно-дидактического пособия, лепбука, при работе с детьми:

-        индивидуально с одним ребенком;

-        с подгруппой детей (в утренний и вечерний отрезок времени);

-        как для совместной игровой деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности детьми;

-        как часть занятия;

Содержание лепбука: «Моя Родина-Россия»

Государственная власть и символы России

Портрет президента Российской Федерации.

Цель: формирование и закрепление знания о президенте страны.

Герб России

Цель: формирование знаний о гербе РФ

Государственный флаг РФ

Цель: Закрепление знаний о цвете, последовательности цветов в Российском флаге, о значении каждого из них.

Столица России-Москва

Цель: Закрепление знаний детей о столице России

image

Народы России

Цель: Формирование, закрепление знаний о многонациональности нашей страны. Знакомство

детей с национальной одеждой, привитие интереса к национальной культуре. Развитие цветового

восприятия через национальные костюмы народов. Воспитание уважения к другим нациям.

image

 

Карманы со стихами и загадками о России

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения

image

Русские народные промыслы

Цель: Закрепление знаний детей о народных промыслах России, о многообразии талантливых мастеров

image

Карман «Неофициальные символы России »

Цель: Знакомство детей с неофициальными символами России,

. Русская изба

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры

image

Варианты игр с лэпбуком.

Дидактическая игра «Загадки»

(о Родине, символах России, о национальных музыкальных инструментах, растительном и животном мире)

Цель: знакомство детей с родным краем, родной культурой, народным творчеством через отгадывание загадок.

Задачи:

-знакомить с устным народным творчеством;

-способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему;

-воспитывать патриотические чувства к народному наследию, любовь к Родине.

Материал: карточки с загадками.

Ход игры.

Воспитатель беседует с детьми на предложенную тему загадки, загадывает загадку. Дети слушают, размышляют. Воспитатель помогает если нужно, наталкивает наводящими вопросами на ответ. Дети отгадывают загадку. Умеющие писать дети записывают отгадку

«Стихи о Родине»

Цель: знакомство детей с родным краем, родной культурой, народным творчеством через чтение художественной литературы.

Задачи:

-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к культурному наследию своего народа;

-развивать активную речь, обогащать активный и пассивный словарь;

-вызвать эмоциональный отклик у детей.

Материал:

-карточки со стихами о Родине, родном крае.

Ход игры.

Воспитатель прочитывает детям стихи, беседует по их содержанию. Просит детей рассказать, как ребенок понимает то, или иное выражение.

Портрет президента России и символика РФ 

Цель: формирование и закрепление знаний о президенте страны, знакомство дошкольников с государственной символикой, столицей России, Кремлем.

Задачи:

- выявить, обогатить и закрепить знания о столице Родины, Московском Кремле, символах России;

-обучать составлению связного рассказа о своей Родине, её символике;

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну;

Материал: иллюстрация Красной площади, Кремля, символики России.

Ход игры.

В ходе беседы о стране, дети рассматривают  иллюстрацию с изображением Красной площади, символики страны. Воспитатель рассказывает о флаге, о расположении на нём полос разного цвета. Рассказывает, что обозначает каждый цвет.  Воспитатель знакомит с гербом России. Знакомит с символами, изображенными на нём. В ходе беседы воспитатель задает вопросы о столице России, рассказывает об истории Московского Кремля.

 

Дидактическая игра Пазлы «Россия»

Цель: закрепление знаний о своей стране, о её расположении на карте.

Задачи:

-закреплять знания детей о карте России;

-формировать умение читать, делать звуко–буквенный анализ слов;

-воспитывать гордость за нашу Родину.

Ход игры.

Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т. д.

Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6 -8 частей (в зависимости от возраста детей). На каждую часть  наклеивают по1  букве названия страны. Предлагается, составить из частей целую карту страны (как пазлы). Прочитать название (для тех детей, которые умеет читать).

Усложнение: собрать карту на время, сделать звуко - буквенный анализ слова.

 

Крест - папка «Символика нашей страны», карта России

Цель: формирование и закрепление знаний о геральдике нашей страны. Знакомство с Россией на карте.

Задачи:

-выявить знания детей о государственной символике страны, ее столице;

-развивать слуховое восприятие, внимание, связную речь;

-воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою страну;

Материал: папка раскладушка с символикой, текстом гимна, картой России.

Ход.

Постепенно разворачивая папку, воспитатель беседует с детьми о символах нашей страны. Задает вопросы о расположении и значении полос на флаге России. Знакомит с гербом нашей страны. Спрашивает о том, что изображено на гербе, что обозначает этот символ? Знакомит с текстом гимна, предлагает прослушать его. На развороте папки – раскладушки размещена Физическая карта России. Воспитатель говорит о расположении нашей Родины, о ее протяженности. В ходе беседы воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

 

Символы России

Дидактическая игра «Найди символы России»

Цель: закрепление знаний о национальных и государственных символах России.

Задачи:

-закрепить и расширить знания детей о национальных символах России;

-воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране;

-развивать любознательность, познавательный интерес.

Материал: карточки с различными картинками, включая символы страны.

Ход.

Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть предложенную карточку, показать картинки символы страны, просит объяснить свой выбор.

 

Дидактическая игра «Узнай флаг (герб)России»

Цель: закрепление представления детей о государственном флаге (гербе).

Задачи:

-обогащать знания детей о государственной символике;

-учить находить и отличать геральдику страны от символики других стран;

-развивать внимание, память, связную речь;

-воспитывать чувство гордости и патриотизма.

Ход игры.

Воспитатель на столе раскладывает открытки с изображением флагов (гербов) разных стран и даёт детям задание найти Российский флаг (герб), рассказать о нём. Воспитатель предлагает найти и рассказать об отличительных особенностях наших символов от символов других стран.

 

Дидактическая игра «Составь флаг России из полосок»

Цель: закрепление основных цветов флага, что они обозначают.

Задачи:

-способствовать закреплению знания флага своей страны;

-учить собирать флаг России из предложенных полосок в правильном порядке;

-закреплять умение рассуждать и рассказывать о важности этого символа;

-развивать память, внимание при сборе флага нашей страны;

-воспитывать чувство гордости за символ Родины.

Материал: иллюстрация флага России, полосы красного, синего, белого и других цветов

Ход игры.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию флага России. Убирает и предлагает выбрать из различных цветных полос, те полосы, из которых состоит флаг нашей страны. Затем, воспитатель просит выложить полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. По окончании, воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Предлагает рассказать о значении каждого цвета.

 

Дидактическая игра «Сложи герб (флаг) России»

Цель: способствовать закреплению знания герба (флага) своей страны.

Задачи:

-закрепить  знания о том, что изображено на гербе, что это обозначает;

-способствовать закреплению знания флага своей страны;

-учить собирать флаг (герб) России из предложенных фрагментов в правильном порядке;

-закреплять умение рассуждать и рассказывать о важности этих символов;

-развивать память, внимание при сборе герба (флага) нашей страны;

-воспитывать чувство гордости за государственные символы Родины.

Материал: картинка герба, (флага) разрезанная на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей)

Ход игры.

Воспитатель показывает детям герб (флаг)России. Убирает и просит собрать символ из предложенных частей разрезной картинки. Ребенок собирает символ. Воспитатель просит рассказать о собранной картинке. Задает вопросы о символе.

Народы России (картинки)

Цель: знакомство детей с многонациональным составом населения России.

Задачи:

-познакомить воспитанников с многонациональным составом нашей страны;

-познакомить с традициями и национальными костюмами разных народов России;

-воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Материал: карточки с изображением и описанием народов нашей страны, в национальных костюмах. Мини карта с изображением места проживания того или иного народа России.

Ход.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинный материал и карту России. Рассказывает о месте проживания, традициях каждого народа. Рассказывает об особенностях национального костюма.

Папка гармошка «Народные символы России»

Цель: закрепление знаний о национальной символике страны.

Задачи:

-расширять знания о негосударственной символике страны;

-упражнять в определении различных символов нашей Родины, в умении отличать их от геральдики страны;

-развивать любознательность, познавательный интерес;

-воспитывать любовь к Родине.

Материал: папка гармошка с различными национальными символами страны.

Ход.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинный материал. Рассказывает детям о национальных символах страны, объясняя их значение для нашего народа, объясняет отличие от государственной символики.

Портфель «Костюмы народов России»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста, к культуре, традициям народов, населяющих Россию. Знакомство с костюмом, как частью народной культуры.

Задачи:

-дать представление о народах населяющих Россию и их национальных костюмах;

-знакомить с элементами национальных костюмов;

-совершенствовать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Формировать усидчивость, терпение;

-обогащать и активизировать словарный запас;

-закреплять навык письма, звуко–буквенного анализа слова;

-закреплять умение фонематического разбора слова;

-воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ, культуру.

Материалы: Книжка с карманами, в карманах – картонные куклы, национальные костюмы, головные уборы. Маркеры синего, зеленого, красного цвета. Магнитная страница. Буквы на магнитах.

Ход игры.

В игре могут участвовать 1-3 человека. В ходе беседы воспитанники выбирают силуэт куклы, находят понравившийся бумажный костюм, примеряют его на куклу. Воспитатель спрашивает детей, почему был выбран именно этот костюм? Дети рассказывают о своем выборе, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Воспитатель просит составить из предложенных букв слова описывающие наряд кукол (или записать их). С помощью букв на магнитах дети выкладывают слова. По просьбе воспитателя выполняют ряд заданий: сделать звуко – буквенный анализ, фонематический разбор слова. Придумать слова «родственники» и др.

 

Детям нравится лэпбук, они с огромным интересом его рассматривают. трогают, обследуют, играют. Пособие получилось эстетичным, многофункциональным, практичным, трансформируемым(т.к.) он легко переносится в удобное для детей место, красочным, что соответствует всем требованиям ФГОС. Были соблюдены все педагогические принципы при создании пособия. Это принцип наглядности, принцип личностно-ориентированного общения, культуросообразности. Лэпбук сделан из картона, все кармашки удобны для использования, что создает удобство в использовании и развивает мелкую моторику пальцев рук. Лэпбук находиться в уголке патриотического воспитания.  

 

Используемая литература:

  • Т.А.Шорыгина «Наша Родина-Россия».Методическое пособие.-М: ТЦ Сфера, 2015.
  • Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» -М: ЦГЛ.2005.
  • Н,Г,Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» Москва-2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт проекта "Россия - Родина моя!"

Исследовательско-творческий проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы....

Лепбук « Моя Родинна-Россия»

Лепбук, позволяет детям знакомится с материалом в более интерестной форме....

Паспорт лепбука "Россия"

laquo;Загадки и пословицы»Цель: развитие логического мышления, памяти, воображения«Золотое кольцо России»Цель: познакомить детей с городами Золотого кольца России, расширить кругозо...

Лепбук "Россия - Родина моя"

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво...

Паспорт проекта « Россия – родина моя»

Цель:Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России.Задачи:Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.Воспитывать любовь, уважения ...

Лепбук "МОЯ РОДИНА-РОССИЯ"

Пособие – лэпбук прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, он интересен и полезен тем, что в нем содержится практический материал, способствующий саморазвитию де...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЛЕПБУК" Тема: «Родина моя - Россия»

Цель: познакомить педагогов и родителей с этапами изготовления «лэпбука» по нравственно-патриотическому воспитанию, привлечь к работе детей; с помощью «лэпбука» расширить и сис...