ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа)

Еретина Оксана Анатольевна

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предусматривает, что образование и воспитание детей дошкольного возраста направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции личных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сострадания, формирование готовности к коллективной деятельности с ровесниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к коллективу ровесников и взрослых в дошкольном учреждении; вырабатывание положительных установок к разным видам труда и творчества; закрепление правил безопасного поведения в быту, социуме, природе . Рассмотрим более подробно содержание понятия «социальные навыки». Изучением процесса развития социальных навыков занимались такие ученые, как Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Коблянская, А.Ю. Коджаспиров, А.А. Кидран, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др. Известный представитель отечественной педагогической науки А.В. Мудрик считает, что социальные навыки – это умение взаимодействовать со взрослыми и ровесниками в социуме, которое выражается в умении проявлять и контролировать своичувства и эмоции, а также проводить оценку сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества . К социальным навыкам целесообразно отнести: способность устанавливать контакт, договариваться, обращаться с просьбой, разъяснять, умение высказывать своё мнение и слушать собеседника, осмысление и выражение своих стремлений, чувств, положительных и негативных эмоций, умение предъявлять требования, разрешать появляющиеся конфликты и проблемы. Опираясь на анализ передового педагогического опыта в области формирования социальных навыков детей старшего дошкольного возраста, считаем, что одним из наиболее эффективных средств реализации этого процесса является театрально-игровая деятельность. Именно она позволяет создать подходящие условия для воспитания чувства партнерства и усвоения методов положительного сотрудничества, способствует созданию тесных взаимосвязей между членами группы, корректирует отрицательные моменты во взаимоотношениях дошкольников. Театральная деятельность – неиссякаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате этой деятельности дошкольник постигает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, взаимосвязанную с преодолением сложностей в общении, неуверенности в себе. Л.В. Артемова считает, что театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, который направлен на воспроизведение и усвоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета, например, литературного произведения или волшебных ситуаций, эпизодов из жизни детей. Театрально-игровая деятельность предусматривает достижение цели, поиск средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений . Театрализованная игра проводится по подготовленному сценарию, основой которого является рассказ, сказка, спектакль. Предварительная работа с дошкольниками заключается в разучивании стихотворений, движений, беседы, рассматривании иллюстраций к сказке, проведении творческих игр. Большой интерес у дошкольников пробуждает целостный сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театрализованной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся примерами для подражания. С их помощью театрализованная деятельность оказывает большое воспитательное воздействие на дошкольников. Применение игрового метода в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста даёт возможность сосредоточить внимание дошкольников на поставленной задаче, которая воспринимается в данном случае как желанная, а не как обязательная, навязанная старшему дошкольнику воспитателем. В театральной деятельности применяются различные виды игры: - игры на развитие мимики и жестов: «Эмоции друзей», «Радостно и печально», «Различные ладошки», «Вертолёты загудели», «Ох, ох что за гром?», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Зеркало»; - игры на развитие социальных навыков сарших дошкольников: «Любимое имя», «Вместе поиграем», «Паровозик»; - артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Лягушка» и др; проговаривание скороговорок, чистоговорок для отрабатывания сложных звуков; - пальчиковые игры; - игры на вырабатывание у детей дошкольного возраста навыков позитивного общения с ровесниками: «До свидания - здравствуй», «Доброта», «Пора вставать» и т.д. Также заметим, что эффективным средством для развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста считается создание дошкольниками моделей, в которых они будут овладевать навыками художественно-творческой деятельности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Например, модели-сюжеты в театральной деятельности: «Не желаю каши манной!», этюды сказки: «Лисичка-сестричка и волк», рисунки: «Ладошки моих эмоций», «Мой любимый сказочный персонаж», «Тропка для лисички», лепка: «Мишки», аппликация: «Теремок» и др. В современном детском саду для организации театрально-игровой деятельности необходимо создавать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность одновременно заниматься разными видами театрализованной деятельности, развивать социальные навыки у детей старшего дошкольного возраста . Например, театральные зоны «театральная студия», «мир театра», «уголок ряженья». Обогащение предметно-развивающей среды группы косвенно способствует развитию у детей толерантности, самостоятельности, творчества, инициативности, формирует и актуализирует «нужные» способы общения и поведения в конфликтных ситуациях, формирует способность детей совместно искать необходимые решения в трудных ситуациях. Таким образом, театрально-игровая деятельность обеспечивает формирование таких социальных навыков у старших дошкольников как: способность устанавливать контакт, договариваться, обращаться с просьбой, разъяснять, высказывать своё мнение и слушать собеседника, происходит осмысление и выражение своих стремлений, чувств, положительных и негативных эмоций, умение предъявлять требования, разрешать появляющиеся конфликты и проблемы, понимать эмоциональное состояние оппонента и др.

Литература:

 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега 2014. - 134 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: УЦ Перспектива, 2017. – 32 с. 3. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Тест]. - М.: Просвещение, 2016. – 254 с. 4. Волосовец, Т.В., Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии [Текст]//Сборник статей. – М.: Русское слово, 2015. – 256 с. 5. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] // А.В.Мудрик. –М.: МПСИ, 2015. –568 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предусматривает, что образование и воспитание детей дошкольного возраста направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции личных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сострадания, формирование готовности к коллективной деятельности с ровесниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к коллективу ровесников и взрослых в дошкольном учреждении; вырабатывание положительных установок к разным видам труда и творчества; закрепление правил безопасного поведения в быту, социуме, природе . Рассмотрим более подробно содержание понятия «социальные навыки». Изучением процесса развития социальных навыков занимались такие ученые, как Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Коблянская, А.Ю. Коджаспиров, А.А. Кидран, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др. Известный представитель отечественной педагогической науки А.В. Мудрик считает, что социальные навыки – это умение взаимодействовать со взрослыми и ровесниками в социуме, которое выражается в умении проявлять и контролировать своичувства и эмоции, а также проводить оценку сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества . К социальным навыкам целесообразно отнести: способность устанавливать контакт, договариваться, обращаться с просьбой, разъяснять, умение высказывать своё мнение и слушать собеседника, осмысление и выражение своих стремлений, чувств, положительных и негативных эмоций, умение предъявлять требования, разрешать появляющиеся конфликты и проблемы. Опираясь на анализ передового педагогического опыта в области формирования социальных навыков детей старшего дошкольного возраста, считаем, что одним из наиболее эффективных средств реализации этого процесса является театрально-игровая деятельность. Именно она позволяет создать подходящие условия для воспитания чувства партнерства и усвоения методов положительного сотрудничества, способствует созданию тесных взаимосвязей между членами группы, корректирует отрицательные моменты во взаимоотношениях дошкольников. Театральная деятельность – неиссякаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате этой деятельности дошкольник постигает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, взаимосвязанную с преодолением сложностей в общении, неуверенности в себе. Л.В. Артемова считает, что театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, который направлен на воспроизведение и усвоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета, например, литературного произведения или волшебных ситуаций, эпизодов из жизни детей. Театрально-игровая деятельность предусматривает достижение цели, поиск средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений . Театрализованная игра проводится по подготовленному сценарию, основой которого является рассказ, сказка, спектакль. Предварительная работа с дошкольниками заключается в разучивании стихотворений, движений, беседы, рассматривании иллюстраций к сказке, проведении творческих игр. Большой интерес у дошкольников пробуждает целостный сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театрализованной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся примерами для подражания. С их помощью театрализованная деятельность оказывает большое воспитательное воздействие на дошкольников. Применение игрового метода в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста даёт возможность сосредоточить внимание дошкольников на поставленной задаче, которая воспринимается в данном случае как желанная, а не как обязательная, навязанная старшему дошкольнику воспитателем. В театральной деятельности применяются различные виды игры: - игры на развитие мимики и жестов: «Эмоции друзей», «Радостно и печально», «Различные ладошки», «Вертолёты загудели», «Ох, ох что за гром?», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Зеркало»; - игры на развитие социальных навыков сарших дошкольников: «Любимое имя», «Вместе поиграем», «Паровозик»; - артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Лягушка» и др; проговаривание скороговорок, чистоговорок для отрабатывания сложных звуков; - пальчиковые игры; - игры на вырабатывание у детей дошкольного возраста навыков позитивного общения с ровесниками: «До свидания - здравствуй», «Доброта», «Пора вставать» и т.д. Также заметим, что эффективным средством для развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста считается создание дошкольниками моделей, в которых они будут овладевать навыками художественно-творческой деятельности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Например, модели-сюжеты в театральной деятельности: «Не желаю каши манной!», этюды сказки: «Лисичка-сестричка и волк», рисунки: «Ладошки моих эмоций», «Мой любимый сказочный персонаж», «Тропка для лисички», лепка: «Мишки», аппликация: «Теремок» и др. В современном детском саду для организации театрально-игровой деятельности необходимо создавать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность одновременно заниматься разными видами театрализованной деятельности, развивать социальные навыки у детей старшего дошкольного возраста . Например, театральные зоны «театральная студия», «мир театра», «уголок ряженья». Обогащение предметно-развивающей среды группы косвенно способствует развитию у детей толерантности, самостоятельности, творчества, инициативности, формирует и актуализирует «нужные» способы общения и поведения в конфликтных ситуациях, формирует способность детей совместно искать необходимые решения в трудных ситуациях. Таким образом, театрально-игровая деятельность обеспечивает формирование таких социальных навыков у старших дошкольников как: способность устанавливать контакт, договариваться, обращаться с просьбой, разъяснять, высказывать своё мнение и слушать собеседника, происходит осмысление и выражение своих стремлений, чувств, положительных и негативных эмоций, умение предъявлять требования, разрешать появляющиеся конфликты и проблемы, понимать эмоциональное состояние оппонента и др.

Литература:

 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега 2014. - 134 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: УЦ Перспектива, 2017. – 32 с. 3. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Тест]. - М.: Просвещение, 2016. – 254 с. 4. Волосовец, Т.В., Зыкова О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии [Текст]//Сборник статей. – М.: Русское слово, 2015. – 256 с. 5. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] // А.В.Мудрик. –М.: МПСИ, 2015. –568 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности"

Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детского сада. Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музы...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»

Непосредственно-образовательная деятельность  по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Почему все люди разные»...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Ведем диалог»

Занятие по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Ведем диалог»...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Вместе веселее»

Занятие по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста « Вместе веселее»...

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Активность социокультурного пространства заставляет современного человека вырабатывать определенные механизмы привыкания к окружающей действительности, становление и ...

Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Влияние игры в дошкольном возрасте на развитие речи и развития лексического запаса детей с ТНР....