Наблюдения в июле
методическая разработка (старшая группа)

Клаптюх Ирина Леонидовна

Данный материал поможет при составлении воспитательно-образовательного плана на месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_iyul_-_kopiya.docx62.95 КБ

Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение за сезонными изменениями

 

Вечерняя прогулка

Наблюдение за облаками

 Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время; формировать представление о летнем месяце июне. Дидактическая игра: «Четвертый лишний».Закреплять умение выделять лишнее слово, объяснять свой выбор. Трудовая деятельность: Сбор камней на участке. Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: Предложить детям выложить композиции из мелких камешков. Развивать воображение, фантазию. Подвижные игры: «Беги к флажку».Учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. «Горелки»  Закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость. Индивидуальная работа: Упражнения с мячом. Продолжать выполнять упражнения с мячом; развивать быстроту бега.  Продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Ход наблюдения Что такое облака. Может, это птичий пух? Может, это стаи мух? Может, это ветерок Вату в небо уволок? Намокает в небе вата – Проливает дождь куда-то. Может, облако – овечка: Шерсть закручена в колечки? Может, чья-то борода – И пушиста и седа? Что такое облака? Я не выяснил пока. В облачный день воспитатель спрашивает у детей, что они видят на небе. Отмечает, что  облака, словно белые комья ваты, плывут по небу.  Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они, то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.  Кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые. Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда. Воспитатель предлагает детям определить, какие облака на небе в день прогулки. Посмотрите на небо, что вы видите? А весной облака были такие же, как летом? На что похожи облака? В каком направлении плывут облака? Исследовательская деятельность: Проследить, как передвигается по небу лёгкое облачко, как постепенно оно увеличивается, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает». Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы. Найти облака, похожие на лошадки, барашки. Сравнить перистые облака и кучевые. Трудовая деятельность: Уборка скошенной травы. Продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы. Подвижные  игры:  «Бездомный заяц».Упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.«Пятнашки».Учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту. Индивидуальная работа: «Попади в круг». Развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании. Упражнение на развитие мелкой моторики рук:  "Нарисуй на песке" — нарисовать на песке облака. Игра с песком и водой: Воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Наблюдение за продолжительностью дня.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за кошкой

Дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летомХод наблюдения. Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? Оттого, что это – лето, На все лето к нам пришло. Оттого и каждый день, Все длиннее, что ни день, Ну а ночи, Ночь от ночи, Все короче и короче…Воспитатель задает детям вопросы: Почему летом так поздно темнеет? Почему утром, когда вы идете в детский сад светло? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Воспитатель объясняет детям, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.  Дидактическая игра:  «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)  Упражнять в подборе определений к существительным. Трудовая деятельность: Коллективный труд на участке по уборке территории.  Закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах; учить сочетать силу и быстроту. Исследовательская деятельность: Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Какие предметы нагреются сильнее тёмные или светлые? С помощью чего можно долго смотреть на солнце?

Вывод: тёмные предметы согреваются быстрее. На солнце можно долго смотреть с помощью тёмных стёкол.

Подвижные игры: «Палочка-выручалочка». Развить быстроту, ловкость, внимание.«Чье звено скорее соберется». Учить детей бегать и быстро строиться. Индивидуальная работа: «Не сбей флажок». Учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их. Самостоятельная игровая деятельность   Учить детей самостоятельно организовывать игры, объединяться в группы для совместных игр, учитывать интересы других детей. Предложить детям сюжетно – ролевые игры «Мы-спасатели».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук:  "Нарисуй на песке" — нарисовать на песке солнце. Игра с песком и водой.

«Выкладываем и печатаем на песке», «Строим башню» Воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

 Закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек. Ход наблюдения Изворотливый и гибкий, Между стоек ходит кот. По порядку, без ошибки. Все он стойки обойдет. По душе коту работа, Вероятно, потому, Что уж больно неохота,  Взаперти сидеть ему! Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы: Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка.) Почему кошка — домашнее животное? Как выглядит домашняя кошка? Чем питаются кошки? Как называются детеныши кошки? Какие породы кошек вы знаете? Какую пользу людям приносят кошки? Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки? Докажите, что кошка — хищное животное. Сравните способности и характеры собак и кошек. Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете? Упражнение на развитие мелкой моторики:  Пальчиковая гимнастика «Кошки – мышки». Трудовая деятельность: Смести мусор со скамеек, столов.  Прививать любовь к чистоте и порядку, воспитывать желание трудиться. Подвижные игры: «Пятнашки».  Учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.«Кошки – мышки».Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации. Индивидуальная работа: Развитие движений. Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).Скороговорка: На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка. Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей  Продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Наблюдение за собакой

Вечерняя прогулка

Наблюдение за небом

 Закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили. Ход наблюдения Среди всех зверей, однако, Людям лучший друг – собака. Есть их множество пород. В будке пес своей живет. Сторожить умеет дом, Весело вилять хвостом. На чужих он громко лает, И хозяев охраняет.

Воспитатель задает детям вопросы: Почему собака домашнее животное? Как называется жилище собаки? Как выглядит собака? Чем питается? Какие породы собак вы знаете? Как называются детеныши собаки? Какую пользу людям приносят собаки? Почему некоторых собак называют «бездомными»? Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его!

Однажды я встретил бездомную кошку. Как ваши дела? Ничего, понемножку. Я слышал, что вы тяжело заболели? Болела… Так значит, лежали в постели? Бездомной, мне некуда ставить постель. Как странно, — я думал, — «Что в мире огромном нет места Собакам и кошкам бездомным». А. Дмитриев Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нехорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвал, и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. Трудовая деятельность: Уборка территории.  Учить правильно, пользоваться орудиями труда. Трудиться в коллективе Подвижные игры: «Лохматый пес», «Ловишки». Совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость Индивидуальная работа: Развитие движений.

 Закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков. Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей. Продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

 Развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку:Как цветочки незабудки -  Нежно - голубое. Иногда, как васильки, А порой, как море! Но бывают дни, когда, Злится и темнеет, Вот тогда меняет цвет - Хмурится, чернеет. Ночью - в ярких звездочках, Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега... Что же это? Это ж... ( Небо.) Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадку: Какое  время года? Какое небо бывает летом? Что такое небо? Небо - это все видимое пространство над землей. Какое сегодня небо? Небо голубое, ясное. Ярко светит солнышко. Иногда по небу плывут облака, похожие на птичьи перья. Облака могут быть малоподвижными и быстрыми, это зависит от силы ветра. Какой ветер летом? (теплый, ласковый).
Дидактическая игра: «Назови больше».  Учить подбирать прилагательные к существительному «Небо» Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо».Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла. Трудовая деятельность: Ремонт ведерок, машин. Воспитывать любовь к труду, получать радость от выполненной работы. Индивидуальная работа: Развитие движений. Улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).
Подвижные  игры: «Передай и встань». Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.  «Ловишки с ленточками». Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление. Рисование на асфальте. Воспитатель предлагает детям нарисовать небо с облаками.
 Развивать  мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

Наблюдение за легковым автомобилем

Продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт. Ход наблюдения. Пассажиров хоть немного, Но работать мне не лень! От порога до порога, Ездить я готов весь день.
Пристегни ремень скорее! В снег, и в дождь, и в грязь, и в пыль, Всех надежней и вернее Легковой автомобиль! Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице, рассмотреть их внешний вид. Задает детям вопросы: Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового? Чем отличается от автобуса? Что спереди у автомобиля? (Фары.) Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)

Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя. Кто управляет машиной? (Водитель.) Любой человек может управлять машиной? (Нет.) Воспитатель загадывает загадку: Их видно повсюду, Их видно из окон, По улице движутся длинным потоком, Они перевозят различные грузы  И люди в них ездят. За эту работу мы их полюбили. Они называются ... (автомобили).

Дидактическая игра: «Скажи по – другому». Учить подбирать синонимы к словам. Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке.

Воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; учить пользоваться необходимым инвентарем. Подвижные игры: «Попади в корзину».

 Тренировать меткость бросков.  «Воробушки и автомобиль». Продолжать приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя. Индивидуальная работа: «Не потеряй мяч». Закреплять умение выполнять упражнение согласованно.

Игры с песком Выкладываем и печатаем на песке  «Делаем дорогу для машин».

Вечерняя прогулка Наблюдение за пижмой. Познакомить с пижмой. Разобрать ее строение, поговорить о пользе. Ход наблюдения. Рассмотреть растение. В народе оно известно как дикая рябинка. Чем они похожи? (листья такие же). А какого цвета их листья сверху и снизу? (сверху темно-зеленые, снизу у пижмы – сероватые). Опишите цветки пижмы (они похожи на ярко- желтые пуговки, собранные вместе). А теперь понюхайте пижму. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой? (у неё листья похожи на листья рябины, и цветки расположены так же, как ягоды у рябины, - в виде зонтика). Т. Голикова Пусть пижма  - скромна,  да  лечебная  все же, Не зря же  цветки  на  таблетки похожи,

Еще - на цыплят,  ярко- желтых пока,На ощупь - на замшевый носик щенка. Дидактическая игра:  «Угадай по описанию» - воспитатель описывает растение, дети определяют. Научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.  Трудовая деятельность: Уборка экологической тропы. Учить видеть результат своего труда; работать в коллективе. Подвижная игра «Лесные тропинки».

 Разнообразить движения. Индивидуальная работа: Развитие движений. Воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать умение в беге и прыжках.

Наблюдение за светофором

Закрепить знания о работе светофора, назначении цветового сигнала. Ход наблюдения Подвести детей к светофору на перекрестке. Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много машин и никто никому не мешает, это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую сложно, помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый. Хоть у вас терпенья нет, подождите красный свет! Желтый свет на пути – приготовься идти! Свет зеленый впереди – вот теперь переходи! Подвижная игра: «Цветные автомобили» Действовать по сигналу воспитателя. Дидактическая игра: «Скажи ласково»  Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Трудовая деятельность: удаление сухих веток на деревьях секатором. Цель: учить пользоваться секатором, развивать трудовые навыки. Индивидуальная работа по физвоспитанию: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

 Развивать прыгучесть, умение держать осанку. Самостоятельная игровая деятельность.  Продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Вечерняя прогулка   Наблюдение за почвой.   Выявить свойства почвы, расширять кругозор детей, учить отвечать на вопросы полными предложениями. Ход наблюдения Вспомнить загадки, пословицы, которые отражают связь растений и плодородие почвы. Например, « в долг зерном берет, караваем отдает», «Никого не родила, а все матушкой называют». А почему землю называют «чудесной кладовой»?

Э.Мошковская Давайте оставим немного земли, Улице надо в костюм нарядиться. Жить без костюма? Нет! Не годится! Будет в асфальте она щеголять,

Выйдут машины, будут гулять. Мы нарисуем цветы на асфальте! Только знаете, что, давайте – Давайте оставим немного земли, Чтоб забыть мы ее не смогли. Подвижные игры: «Беги к флажку». Учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. «Горелки». Закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость. Дидактическая игра: «Что где растет».  Закрепить знания детей о растениях леса и луга. Трудовая деятельность: рыхлить почву на клумбе. Воспитывать трудолюбие. Индивидуальная работа: пройти по бордюру песочницы.  Вырабатывать координацию движений. Самостоятельная игровая деятельность.  Продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Наблюдение за воробьем

Углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей. Ход наблюдения

Вопросы детям: Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет? Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик». Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке

Цель: приучать к труду; побуждать оказывать помощь взрослым. Подвижные игры: «Найди себе пару». Учить быстро двигаться по сигналу, меняя направление движения. «Поймай мяч». Продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками; воспитывать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа: Развитие движений. Учить ходьбе по наклонной доске.  Дидактическая игра:  «Радуга» Закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах. Трудовая деятельность:  Уборка участка от сухих веток.  Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры:  «Найди, где спрятано». Учить ориентироваться в пространстве. «Волк во рву». Учить прыжкам.
Индивидуальная работа: «Попади в обруч».  Упражнять в метании в цель. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и по желанию детей.  Продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Вечерняя прогулка Наблюдение за ромашкой.  Расширять знания детей о ромашке и ее полезных свойствах. Ход наблюдения Прочитать детям стихотворение о ромашке. Расцвела в саду ромашка- Белоснежная рубашка, Лепесточки раз и два... Все резные кружева. Настя в садик прибежала
И ромашку увидала, И захлопала в ладоши: "Ой, какой же он хороший! Этот беленький цветочек Пересадим мы в горшочек". Мама ласково сказала:
"А в горшочке места мало. Пусть растет в саду ромашка- Белоснежная рубашка, Здесь и солнце, и вода, Пусть цветет в саду она!"(Л. Некрасова)

Предложить детям найти ромашку среди других растений и описать ее внешний вид: стебель, листочки, лепестки. Рассмотреть с детьми ромашку: цвет стебелька, листьев, лепестков, сердцевины, форму цветка. Вопросы к детям: Как найти ромашку среди других цветов? Какой формы и цвета лепестки у ромашки? Чем целебна ромашка? Трудовая деятельность: Полить растения в цветнике. Порыхлить землю. Убрать сорняки.  Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Индивидуальная работа:  Учить девочек перебрасывать друг другу волан с помощью ракетки. Подбрасывать над собой волан с помощью ракетки. Развивать движения в игре. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Составь группу».  Развивать речь детей, накапливать словарь. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин» Уточнять знания детей о работниках магазина, о покупателях, о значение товара для повседневного спроса. Подвижные игры: «Мяч в центре», «Убегай-догоняй», «Салки с мячом», «Салки с хвостиками».Развивать движения в игре. Учить действовать с мячом по сигналу.

Наблюдение за стрекозой

Расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Ход наблюдения Склонились низко лозы Над гладью тихих вод, Мы, быстрые стрекозы, Здесь водим хоровод. Без всякого усилья Скользим мы над водой, Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой. Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы: У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела, И большие-большие глаза. Называют ее ... (стрекоза). Как выглядит стрекоза? Как она передвигается? Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живет стрекоза? На кого она охотится? Чем питается? Есть ли враги у стрекозы? Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками, Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны. Дидактическая игра «Узнай по описанию» Закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое. Подвижная игра: «Жуки и птицы»  Развивать прыжки, ловкость. Индивидуальная работа:  отбивание мяча от земли, перестраивание  в колонны по сигналу. Трудовая деятельность: привести в порядок песочницу, наполнить ее песком. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Вечерняя прогулка Изучаем песок и почву. Вспомнить свойства песка и почвы, их сходства и отличия. Ход наблюдения Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой - рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы. Художественное слово: Пусть не сердятся родители, Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит! Б. Заходер Дидактическая игра "Что я построю из песка" — дети рассказывают, что можно построить из песка.                      Научить составлять предложения на заданную тему.Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Узнай на ощупь" — выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его. "Нарисуй пальчиком" — нарисовать на сыром песке любой рисунок. Трудовая деятельность: Рыхлить почву, копать песок.

 Воспитывать трудолюбие. Индивидуальная работа по ФИЗО:  Пройти по бордюру песочницы. Развивать координацию движений.Подвижная игра: "Не оставайся на земле"Развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Наблюдение за водой

Вспомнить с детьми об аккуратном обращении с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают. Ход наблюдения Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут. На закате дремлет пруд. По воде круги плывут —Это маленькие рыбки  Разыгрались там и тут.    Е. Стюарт Дидактические игры: "Тонут — плавают".  Закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь. "Какая вода?" — дети описывают воду. Научить подбирать относительные прилагательные Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Игры с водой" — на прогулку выносится надувной бассейн или большая ванночка и набор игрушек для игр. Дети пускают кораблики, переливают воду в сосуды, купают кукол и т. п.Трудовая деятельность: Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве. Цель: учить трудиться в коллективе, доводить начатое дело да конца. Индивидуальная работа по ФИЗО: Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку. Прививать здоровый образ жизни. Подвижная игра: "Море волнуется".

Цель: развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Вечерняя прогулка Наблюдение за трудом взрослых  Закрепить знания, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе.

Ход наблюдения Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения, спросить: «Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие растения где растут?»

Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка. Грядку граблями пригладим, Все комочки разобьем, А потом цветы посадим,А потом водой польем.

Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей!          Г. Лагздынь Дидактическая игра  «Кому что нужно для работы» — дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий. Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится. «Кто больше назовет действий» — дети перечисляют действия огородника, садовника.

 Активизировать словарный запас глаголами. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Составь цветок" — составить цветок на песке из разноцветных пробочек. Трудовая деятельность: Поливать растения. Прививать детям трудовые навыки. Индивидуальная работа по ФИЗО:  Отбивать мяч от земли.  Закреплять навыки владения мячом. Подвижная игра  «Платок». Развить быстроту и ловкость.

Ход игры. Все встают в круг, водящий с платком за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место.

Наблюдение за рябиной

Расширить и уточнить знания детей о рябине. Развивать любознательность, интерес к природе. Воспитывать умение видеть красоту природы. По каким характерным признакам можно узнать рябину? Ход наблюдения Это рябина, ветвистое дерево, растет почти повсюду, растет она и у нас в детском саду, она любит свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это одно из любимых деревьев в народе и про него есть много песен и стихов. Красива она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие цветы издают душевный запах, летом ягоды медленно созревают под лучами солнца, птицы едят плоды рябины. Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях всю зиму. Гроздья рябины на солнце горят, Рябит от рябины в глаза у ребят. Красную ягоду дала мне рябина.

Думала что сладкая, а она горчит. То ли это ягода, просто не дозрела,  То ли рябина хитрая, подшутить хотела. Дидактическая игра «Узнай дерево по именам» - найти целое по частям.  Закрепить название деревьев. Подвижная игра: «Хитрая лиса». Развивать бег, внимание, смекалку.

Индивидуальная работа по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. Трудовая деятельность: навести порядок на веранде.  учить содержать веранду в чистоте, работать сообща, радоваться успехам после проделанной работы.

Вечерняя прогулка Наблюдение за птицами  Продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков. Ход наблюдения

Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. В лесу над росистой поляной Кукушка встречает рассвет. В тиши ее голос стеклянный Звучит как вопрос и ответ.  С. Маршак Дидактические игры: «Угадай по описанию» — воспитатель описывает птиц, дети угадывают.   Развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.

«Звукоподражание» — воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание. Закрепить произношение отдельных звуков.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложить из камешков» — выложить из камешков скворечник и птицу. Трудовая деятельность: Подмести участок. Воспитывать трудолюбие  Индивидуальная работа по ФИЗО: Прыжки через скакалку, резинку. Развивать ловкость. Подвижная игра: «Веселый воробей» Научить выполнять движения по тексту игры.

Наблюдение за росой

 Знакомство детей с понятием «роса», поддерживать интерес детей к наблюдению в естественных условиях; развивать способность делать умозаключения и выводы. Ход наблюдения«Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем не найдём. »

Проведите рукой по траве. Что вы чувствуете? Что это такое? На что похожи эти капли, как она образуется. Днём солнце подогревает землю, траву, кусты. Вечером всё постепенно остывает, лёгкий тёплый воздух поднимается от земли. Вместо него опускается холодный, прикасаясь к холодным предметам, он охлаждается. Влага в воздухе, которую не видно, в виде пара прозрачного, прикасается к холодным предметам, охлаждается и превращается в капельки росы. Послушайте загадку: Каплями в траве сверкает, Травку утром украшает. С переливами краса. Как зовут ее?  (Роса)

Давайте посмотрим, как капли катаются по листу и не мочат его. Хорошо в лесу утром пить росу. Наклонить цветок и отпить глоток.Колокольчик – чашка, блюдечко – ромашка» Л.Николенко Капельки росы пьют птицы, насекомые, она нужна растениям. Посмотрите на тропинки, есть ли на них роса? А знаете почему? Тропинки и земля дольше сохраняют тепло, а на траве и растениях, которые остыли – образуется роса. Как вы думаете, почему говорят «роса да туман живут по утрам»? к утру прохладнее всего становится. Есть такая примета – если утром роса сильная, это к хорошей погоде.

Дидактическая игра: «Назови ласково». Закрепление умения образовывать  новые  слова с помощью суффиксов. Подвижная  игра:  «Росинки, вода, солнце».Развитие внимания и умения слушать водящего.Правила игры: дети стоят в произвольном положении. На слова водящего «росинка», дети присаживаются на корточки. На слова водящего «вода», дети встают и берутся за руки все вместе.  На слова водящего «солнце», дети отцепляются друг от друга и поднимают руки вверх. Кто невнимательный, тот выбывает из игры. Побеждают те, которые самые внимательные и все делают правильно. Индивидуальная работа: развитие движений. Воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества. Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток. Воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений. Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Вечерняя прогулка Наблюдение за прохожими. Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Предложить рассмотреть одежду друг друга. Учить детей видеть и различать изменения в одежде в зависимости от погоды и времени года. Ход наблюдения Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком, Ходят ножки босиком. Кружат пчёлы, вьются птицы, А Маринка веселится. Воспитатель задает детям вопросы:  Какое сейчас время года? Почему все сняли тёплую одежду и стали одеваться легко? Как изменилась температура воздуха с приходом лета? Вспомните, как люди одевались зимой, весной? Чем отличается зимняя одежда от летней одежды? Солнце, какое, как оно светит? Для чего люди носят головные уборы (панамы, кепки)? Воспитатель предлагает детям обратить внимание на прохожих, на изменение во внешнем виде людей. Предлагает посмотреть на одежду друг друга, во что одеты дети. Загадывает детям загадки (Одежда). Меня на голову надень, И бегай в самый жаркий день, А снимешь - недовольна мама. Я - шапка летняя .. (Панама) Что же летом на ногах? - Летом жарко в сапогах! Чтобы рады были ножки, Я надену... (Босоножки)

Кто мало кушает конфет, И не любит тортики, Летом будет очень стройным, И наденет... (Шортики) Зимой наденешь шапку, шубку, А летом что? -
Футболку ... (Юбку)
Дидактическая игра: «Назови три предмета» Упражнять детей в классификации предметов. Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке. Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры: «Беги к флажку». Учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.« Горелки».  Закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость. Индивидуальная работа: Упражнения с мячом. Продолжать выполнять упражнения с мячом; развивать быстроту бега.

Наблюдение за лесными дарами – грибами и ягодами

Закрепить знания детей о лесных растениях, вспомнить названия грибов — съедобных и ядовитых. Ход наблюдения Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст. Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обязательно обратить внимание на ядовитый гриб — мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям. Рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются, опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных.  Собирай, не мешкай, Это... (сыроежки). В. Степанов

Дидактические  игры: «Чудесный мешочек» — дети ощупывают муляжи грибов, находящиеся в непрозрачном мешочке, и называют их.

 Научить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильную чувствительность. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. Развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Выложи на песке» — выложить грибок и ягодку на песке из разнообразных пробочек.

Игры с формочками и песком. Индивидуальная работа по ФИЗО: Ходьба с наклонами.  Развивать виды ходьбы. Подвижная игра «Ягодка-малинка». Развить координацию речи с движением. Трудовая деятельность: Работа граблями и метлой. Учить видеть результат своего труда.

Вечерняя прогулка Наблюдение за влажностью почвы на клумбе  Закрепить познания о земле, почве; формировать умение делать простое умозаключение: растениям нужна вода, чтобы жить. Ход наблюдения Воспитатель демонстрирует клумбу с сухой землей и подвядшими растениями и сообщает, что мы будем наблюдать за растениями до полива и после. Посмотрите, что произошло с растениями? (они подвяли, листья перестали быть упругими, цвет их потускнел, головки цветов опустились); как вы думаете, почему это произошло? (долго не было дождя, мы не поливали); зачем растениям вода? (нам нужна вода, чтобы пить и растениям тоже); вам ведь тоже тяжело, когда очень хочется пить? Ручки, как листики, опускаются. Головки, как цветники, поникли. Вот что делает жажда со всеми живыми существами; как вы думаете, мы можем помочь растениям? (утвердительный ответ); каким образом? (полить). Практическая деятельность: Давайте представим, что мы растения, которые очень хотят пить. Мы поникли, обмякли, даже присели. И вот долгожданная водичка! Мы поднимаемся, тянем листики к солнцу, полны энергии и будем цвести. Ветер качает наши упругие листики, наши крепкие цветники. И вот нас снова забыли полить… (повторяется 2-3 раза). Что вам больше понравилось? Быть растениями до полива или после? (конечно же после) А почему? (мы полны энергии и скоро зацветем) Значит, что нужно делать, чтобы наши растения не погибли от жажды? Обобщение ответов детей. Трудовая деятельность: После наблюдения цветы обильно поливаются детьми из лейки. Цветы нужно выбирать такие, чтобы уже к вечеру или на следующее утро был виден результат полива, после чего провести еще одно заключительное наблюдение. Дидактическая игра: «Найди дерево». Распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы. Подвижная игра: «Палочка-выручалочка».  Развить быстроту, ловкость, внимание. Индивидуальная работа: Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):  «С кочки на кочку», «Перейди речку». Вырабатывать координацию движений.

Наблюдение за божьей коровкой

Уточнение  представлений детей о внешних особенностях божьей коровки, местах ее обитания, воспитание интереса к насекомым. Ход наблюдения

Загадать детям загадку: Надевает эта крошка Платье красное в горошек. И летать умеет ловко, Это… (божья коровка). Предложить детям поискать божью коровку. Божья коровка – кто она? Как выглядит божья коровка? Какая она? (подбор определений). Почему её назвали Божьей коровкой? (предположения детей) Попросить  детей  внимательно  oбследовать место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает насекомое или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей. На каких  мecтaх - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку? Почему насекомые  вылезли на солнце? Что они делают? Сообща дети приходят к выводу: божья коровка -  это насекомое, она - маленькая, изящная, красивая, воздушная, яркая  с черными точками на спинке, хорошо заметная, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах; на зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю, а сейчас почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что ползают и летают, уже отогрелись и ищут  корм. Значит, насекомое  следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как, дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.

Свое название божья коровка получила за свой кроткий нрав. Она очень мирное существо не кусается, не царапается, не щиплется. Защищается только тем, что будучи схвачена, выпускает жидкое «молочко». Поэтому и называют её коровкой. «Молочко» - едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих насекомых  несъедобными для птиц и животных. Дидактические игры: «Звукоподражание»- воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. (Жук, комар, пчела, оса). Закрепить произношение отдельных звуков. «Угадай по описанию» - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.  Научить составлять описательный рассказ, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия. Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток. Воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.  Подвижные игры: «Не оставайся на земле». «Не пропусти песчинку» Развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. 

Вечерняя прогулка  Наблюдение за березой  Формировать знания о том, что в коре березы есть вещество — бетулин, которое окрашивает ее в белый цвет; муравьи, бабочки-лимонницы, крапивницы, жуки, птицы (дятел, синицы, зяблики, малиновки, глухари), медведи любят березовый сок; к концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер их разносит; в конце лета листья березы начинают желтеть; экологическую культуру; развивать пытливость, любознательность. Ход наблюдения Рассматривание березы. Воспитатель предлагает детям потрогать ствол березы в жаркий день. Обращает внимание на то, что белый цвет ее коры отражает солнечные лучи. Сравнивает со светлыми панамами и шапочками на головах детей. Предлагает потрогать кусочки ткани белого и черного цвета, которые заранее положили на место, обогреваемое солнцем. Дети вместе с воспитателем рассматривают кору березы, наблюдают за птицами и насекомыми, которые прилетают и приползают к березе. Дидактическая игра: «Скажи ласково».  Научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Трудовая деятельность: Сбор крупного мусора на участке. Побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
Подвижные игры: «Совушка» Учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; «Попади в круг».

 Развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании. Индивидуальная  работа:  Развитие движений.  Улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Наблюдаем за солнцем

Дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. Ход наблюдения Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.

Хорошо, что снова лето,  Снова солнце высоко! Г. Ладонщиков  Дидактическая игра: «Составь предложение» — дети составляют предложение с предложенным словом. Научить составлять предложения с заданным словом. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Выложи узор» — потрогать, нагрелись ли камешки, песок и т.д. Выложить узор из камешков на песке. Труд:  Сбор природного материала.  Индивидуальная работа по ФИЗО: Подбросить и поймать мяч. Отрабатывать приемы подбрасывания и ловли мяча двумя руками. Подвижная игра: «Вышибало» .Тренироваться в бросании и ловле мяча. 

Вечерняя прогулка  Наблюдение за садовыми кустарниками. Дать представление о садовых кустарниках: малина, смородина, вишня.

Ход наблюденияГде растут кустарники? Почему они называются кустарниками? Почему садовыми? Какие ветки, листья, ягоды у этих кустарников? Для чего их выращивают? Почему малину называют лесной? Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят,  Очень любят эти бусы, Дети, птицы и медведи (малина). Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая чернеет (смородина). Дидактическая игра: «Узнай по описанию»

 Закрепить умение узнавать кустарники по описанию или самому описывать нужное растение. Подвижная игра: «У медведя во бору»

 Развивать бег, внимание, ловкость, смекалку. Индивидуальная работа по ФИЗО: прыжки через скакалку. Развивать ловкость. Трудовая деятельность: полив огорода.  Приучать ответственно относится к своим обязанностям.

Наблюдение  за дождем, грозой и радугой.

 Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Ход наблюдения Понаблюдать с детьми за летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя. Первый гром прогремел,  Туча пронеслась, Чистой влагой дождя  Травка напилась. С. Дрожжын  Дидактическая игра: «Хорошо — плохо» — дети рассуждают на заданную тему.  Развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Капает дождь». Рисовать карандашом, мелом под приговорку. Вырабатывать единый ритм, темп, соотношение голоса с действием.

Труд: Полить цветы в группе. Индивидуальная работа по ФИЗО: Упражнение на развитие координации движения с применением мешочков и стаканчиков. Развивать координацию движений. Подвижная игра «Платочек».Развивать ловкость, быстроту реакции.

Вечерняя прогулка  Наблюдение «Что цветет летом?»  Повторить некоторые цветущие травянистые растения. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Ход наблюдения Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. Добрый день, ромашка,  Белая рубашка,  Желтая середочка,  Листья — словно лодочка!              *** Как прохладно в чаще еловой! 

Я цветы в охапке несу… 

Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу? Е. Благинина Дидактические игры «Угадай по описанию» — воспитатель описывает растение, дети определяют. Научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. «Что где растет?» — воспитатель называет лесные растения и спрашивает детей, где они растут, затем луговые.  Закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Составь цветок» — составить цветок на песке из разнообразных пробочек. Труд: Сбор природного материала.  Индивидуальная работа по ФИЗО: Перешагивание через препятствия. Развивать внимательность, ловкость.Подвижная игра «Садовник и цветы». Развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции. 

Наблюдение за насекомыми

Закрепить знания о насекомых, их образом жизни, условиями для жизни. Ход наблюдения Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?

У тропинки под рябиной  Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины  Намотал на кулачок.  Если муха прилетит — Паутина задрожит, 

И охотник из засады  За добычей прибежит…    Е. Стюарт  На вид, конечно, мелковаты,  Но все, что можно, тащат в дом. Ребята наши — муравьята, 

Вся жизнь их связана с трудом. Дидактические игры «Звукоподражание» — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание.

Закрепить произношение отдельных звуков. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Построй муравейник» — построить из сухих травинок. Трудовая деятельность: Рыхлить почву. Воспитывать трудолюбие. Труд: Индивидуальная работа по ФИЗО: Ползание по бревну. Подвижная игра «Змейка».  Научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия. Вечерняя прогулка Наблюдение за облаками  Продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира. Ход наблюдения Что такое облака. Может, это птичий пух? Может, это стаи мух? Может, это ветерок
Вату в небо уволок? Намокает в небе вата – Проливает дождь куда-то. Может, облако – овечка: Шерсть закручена в колечки? Может, чья-то борода –
И пушиста и седа? Что такое облака? Я не выяснил пока. В облачный день воспитатель спрашивает у детей, что они видят на небе. Отмечает, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они, то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.  Кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые.

Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда.

Воспитатель предлагает детям определить, какие облака на небе в день прогулки. Посмотрите на небо, что вы видите? А весной облака были такие же, как летом? На что похожи облака? В каком направлении плывут облака? Исследовательская деятельность: Проследить, как передвигается по небу лёгкое облачко, как постепенно оно увеличивается, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает».

Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы. Найти облака, похожие на лошадки, барашки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Трудовая деятельность: Уборка скошенной травы. Продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы. Подвижные игры: «Бездомный заяц». Упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость. «Пятнашки».  Учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту. Индивидуальная работа: «Попади в круг».  Развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании. Упражнение на развитие мелкой моторики рук:  "Нарисуй на песке" — нарисовать на песке облака. Игра с песком и водой. Воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Наблюдение за приметами лета

Развивать у детей мышление и память путём игровых технологий; формировать умение воспитанников устанавливать причинно-следственные связи; развивать речь; активировать двигательную активность детей; воспитывать доброжелательное отношение к природе, к окружающей среде.

Ход наблюдения  Какая пора года на улице? (Ответы детей: лето). По каким приметам вы узнали лето? (Ответы детей: светит яркое солнце, тепло, летают бабочки, травка зелёная, дует теплый ветер). Почему вы радуетесь лету? (Ответы детей: весело, тепло, можно долго гулять на улице).

А что можно делать летом? (Дети отвечают: кататься на велосипеде, загорать, купаться, играть с мячом, прыгать со скакалкой и т.д.).

По тропиночке идет золотое лето. Переходит речку вброд, птицей свищет где-то. Ходит-бродит по росе, по цветному лугу, Носит радугу в косе, заплетенной туго.       Н. Зидоров Подвижные игры:  «Укрась полянку» Действовать по сигналу воспитателя «Солнышко и дождик».Создать радостное настроение Трудовая деятельность: Ребята, осмотрите, как жарко на улице, и наши цветы на клумбе начинают вянуть. Их нужно срочно полить. (Дети берут лейки с водой и поливают цветы) Как похорошели наши цветочки им тоже стало весело, как и нам. Воспитывать трудолюбие и усердие. Самостоятельная игровая деятельность — дети  строят песочный замок (используются наборы для игр с песком.)

Вечерняя прогулка Наблюдение за автомобилями Учить различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия. Ход наблюдения Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.) Какие функции выполняет та или иная машина? Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся длинным потоком. Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются… (автомобили). Трудовая деятельность: Сбор и вынос в определенное место мусора, подметание дорожек. Приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе. Подвижные игры: «Цветные автомобили». Продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (рулями).«Лиса в курятнике». Совершенствовать умение быстро действовать по сигналу; развивать ловкость. Индивидуальная работа: Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться. Развивать ловкость.

«Что нам лето подарило?»

Закреплять представления детей о растительном мире (прогулка проводится в виде экскурсии по участку). Ход прогулки: Воспитатель: «Ребята, лето красное, лето жаркое с нами дружит. Давайте пойдем по участку, посмотрим, что нам лето подарило?»Дети идут, отмечают: вся земля покрыта…Чем? (Зеленой травой, травушкой муравушкой шелковой). А в траве растут цветы. Какие? (Дети уточняют их название, цвет).Воспитатель: «Посмотрите, какие нарядные стоят деревья, все покрыты листьями. Ласковый ветерок подует, и листочки…. Что делают? (Дети отвечают: радуются, шепчутся, смеются). Вот какое лето красное, щедрое. Познавательно-исследовательская деятельность: Рассмотреть с детьми деревья на участке; вспомнить их названия, описать. Дидактическая игра: «С какой ветки детки?» На подносе разложить плоды  клена, березы, сосны, ясеня. Попросить назвать, а затем определить их же на ощупь с завязанными глазами.  Развивать сенсорные навыки детей. Индивидуальная работа: Составить описательный рассказ о березе. Воспитатель: А что лето еще  нам подарило – посмотрим? «Лето нам подарило и красивые цветы на клумбе. Какие цветы вы знаете, назовите» (дети стоят вокруг клумбы и  называют цветы, уточняют их цвет). Труд на участке: "В гостях у Золушки".(Дать детям палочки и предложить порыхлеть землю вокруг цветов).Цель: воспитывать трудолюбие привлекать к рыхлению почвы. Закрепить название цветов: бархотка, астра, ноготки и др.Воспитатель: Славно все мы потрудились, как приятно посмотреть на участок, где так красиво цветут цветы. Что не сделал бы один, сделали мы вместе. Дыхательное упражнение:  «Запахи природы» Воспитатель:  Представите, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом  (упражнение повторить с детьми несколько раз).

Теперь можно отдыхать и конечно поиграть. Игра с песком и водой.  Воспитывать у детей желание совместно строить из песка. Игры детей с выносным материалом по интересам.

Вечерняя прогулка  Наблюдение за тенью  Формировать понятия о различных явлениях, желание наблюдать за явлениями природы; углублять представления об изменениях положения Земли относительно Солнца. Ход наблюдения Загадать детям загадку: Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать. На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.   (Тень.) И если дети не смогут отгадать, попросить найти отгадку вокруг себя. Рассмотреть тени от различных предметов, зарисовать их: от детей на асфальте, тень от дерева, понаблюдать, как она перемещается по земле. Объяснить, с чем это связано (с движением солнца). Приметы: солнце в туман садится – к дождю; багровые зори – к ветру. Загадки: Мету, мету – не вымету, Несу, несу – не вынесу. Ночь придет – сама уйдет.(Тень.) Дидактическая игра: «Где я был?». Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. Подвижная игра:  «Догони свою тень».

 Познакомить понятием света и тени. Индивидуальная работа: Развитие движений.   Совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия. Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке, сбор мусора. Воспитывать желание трудиться.

Наблюдение за летними изменениями в природе

 Уточнить знания о последовательности летних изменений в природе; развивать умение сравнивать различные периоды лета; формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе. Обратить внимание детей на красоту летней природы, спросить, какие изменения произошли. (Увеличилась продолжительность дня, повысилась температура окружающего воздуха, появились насекомые, прилетели птицы, распустились листья.) Приметы: лето дождливое – зима снежная, морозная; лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная.

Поговорки и пословицы: «Худо лето, когда солнца нету»; «Лето в холодке сидит, зимой наплачется». Стихотворения: ЛЕТО Отгадай-ка время года: жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, днем и греет, и печет; Речка манит нас прохладой; В лес за ягодами надо. Землянику поспевай, не ленись да собирай; В поле рожь шумит, как море, Соловьи поют на зорях, Травы сочные стоят, косари в луга спешат. Дидактическая игра: «Что лишнее?»

 Развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года.Трудовая деятельность:  Вместе с детьми навести порядок на участке и возле него. Учить детей планировать свою работу, намечать последовательность действий, подбирать необходимый инструмент, оценивать результаты своего труда. Индивидуальная работа: Развитие движений.   Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. 

Вечерняя прогулка Наблюдение за почвой и ее обитателями  Развивать познавательные и психические процессы, мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; вырабатывать умение связно излагать свои мысли. Ход наблюдения Предложить детям рассмотреть почву под лупой, сказать, из чего она состоит. Взять образцы на разных участках, потрогать почву утром, днем, вечером, сравнить ее. Напомнить детям, что почва – это тоже среда обитания живых существ, вспомнить с ними ее обитателей, их приспособленность к житью в специфических условиях (без света). Приметы: лето бурное – зима с метелями; сырое лето и теплая осень – к долгой зиме. Поговорки и пословицы: «В летнюю погоду заря с зарей сходится»; «Не моли лета долгого, моли лета теплого». Загадки: Царства темного жильцы Ползут во все концы,Неустанно влагу пьют, Всем растеньям жизнь дают. (Корни.) Дидактические игры: «Охотник».Формировать у детей умение называть и классифицировать животных по различным основаниям, использовать в игре знания о группах, на которые делят животных, об особенностях различных животных, о строении их тела. «Назови три предмета». Упражнять детей в классификации предметов. Подвижная игра:  «Пустое место». Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным. Русская народная игра «Волк». Развивать двигательную активность.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод. Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы Индивидуальная работа: Катание на велосипедах: — ехать по прямой; — по извилистой дорожке; — с разной скоростью. Развивать двигательную активность. Трудовая деятельность: Сбор палок, сломанных веток. 

  Побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Наблюдение за грозой

Учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими (например, во время грозы дует сильный, порывистый ветер, растения гнутся, качаются. Дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся, после грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д., ветер); развивать познавательные и психические процессы, умение связно излагать свои мысли, формировать понятие о различных явлениях природы; обращать внимание детей на признаки приближения грозы. Ход наблюдения Приметы: утренний дождь – не на весь день. Поговорки и пословицы: «Июнь грозами богат»; «Дождь с утра – не жди добра: будет осень вся мокра». ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ Жарко солнышко плыло, Млела знойная земля.

Ночью тучка набежала, Ждали дождика поля. Рады, рады все травинки, И колосья, и цветы, Что веселые дождинки Звонко льются с высоты.

Дождик, шумный и прохладный, Песня, полная чудес! На рассвете дышит жадно Напоенный влагой лес.   Т. Днепровская Загадки:

Подходила – грохотала, Стрелы на поле метала. Нам казалось – шла с бедой, Оказалось – шла с водой. Подошла да пролилась –

Вдоволь пашня напилась! (Туча дождевая.) Дидактическая игра: «Скажи по-другому». Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Подвижная игра «Замри».  Развитие внимания и памяти. Индивидуальная работа:  (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):
«С кочки на кочку», «Перейди речку». 
 Вырабатывать координацию движений. Трудовая деятельность: Очистка участка от веток и камней.

 Воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. 

Вечерняя прогулка Наблюдение за природой после грозы    Развивать познавательные и психические процессы; учить связно излагать свои мысли, формировать понятия о различных явлениях природы. Ход наблюдения Обратить внимание детей на то, как прекрасна природа после грозы. Воздух особенно чистый, так как капли дождя забирают с собой из воздуха частицы грязи, копоти, пыли и при грозе создается разновидность воздуха – озон, особый газ, который пахнет по-особенному. Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг! Природа – наш хороший, Наш добрый, верный друг.

Для нас лесной кузнечик споет среди травы, А ветер нам сыграет на клавишах листвы. Дидактическая игра:  «Исправь ошибку». Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и правильно строить сложноподчинённые предложения. Бурятская народная игра:  «Иголка, нитка и узелок». Научить детей бегать легко, взявшись за руки, то забегая в круг, то выбегая из него, развивать коммуникативные умения. Трудовая деятельность: Коллективная работа на участке по уборке мусора.  Формировать навыки коллективного труда. Индивидуальная работа: Развитие прыжков.  Закреплять умение прыгать на одной ноге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Методическая разработка по народному календарю «Июль, июль, макушка лета!»

Составила музыкальный руководитель 1 категорииГБДОУ № 48 Калининского района г.Санкт-ПетербургаКудрявцева Тамара ГригорьевнаС чего начинается Родина? На этот вопрос можно ответить словами из известной...

Лист календаря наблюдений на июнь, июль, август 2021 года

В листе календаря наблюдений дети смогут отображать символами и картинками свои наблюдения во время прогулки летом. Тем самым будет возможность закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточни...

"8 июля - День семьи, любви и верности" (Июль 2023 год)

Семья – это основа общества. Как большое здание состоит из миллионов кирпичиков, так и государство состоит из миллионов семей. И от того насколько прочной и крепкой будет каждая семья,...

Дневник наблюдений. Июль

Описание наблюдений в июле...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 22 июля по 28 июля

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 22 июля по 28 июля...

Буклет "8 июля - День семьи, любви и верности" (июль)

Буклет "8 июля - День семьи, любви и верности"...