Проект "А я знаю наизусть!" (средняя - старшая группы)
консультация
Проект по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет на основе заучивания стихотворений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «А я знаю наизусть!»
(возраст – средняя, старшая группа)
Автор-разработчик проекта:
Кашина Екатерина Александровна,
воспитатель МДОУ «Детский сад N 36», г. Ярославль.
Проблема:
Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!
Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь некоторым ребятам уже 5 лет. Это проблема и ее необходимо решать.
Так возникла идея проекта «А я знаю наизусть!»
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть в присутствии целого зала людей (боязнь сцены). Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц.
В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.
Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-6 - ти лет, на основе заучивания стихотворений.
Задачи:
- формировать интерес к художественной литературе;
- учить детей различным видам запоминания;
- знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
Участники проекта: воспитатели
Целевая группа: дети 5 – 6 лет, родители детей
Масштаб: 1 год
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие речи |
Психологическая диагностика познавательных процессов. Начальная, итоговая |
Владение детьми различными видами запоминания стихов | Участниками проекта выполнены схемы, рисунки - «подсказки» |
Повышение уровня знаний о детской художественной литературе Расширение кругозора
|
Опрос детей по стихотворному материалу до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ. |
Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении. | Конкурс чтецов. Награды. Грамоты. |
Риски:
- Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
Преподносить «стихотворный материал проекта» на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы. Создать папку для родителей «А я знаю наизусть!».
- Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Этапы работы:
1 этап: | - подбор стихотворного материала |
2 этап: | - цикл мероприятий по реализации проекта ( 4 блока) |
3 этап: | - Итоговая диагностика познавательных процессов, |
Реализация проекта:
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля, самоконтроля и анализа весь материал для заучивания разделен на «блоки». Стихи в «блоках» подобраны по теме, по смысловой направленности, либо это стихи одного автора.
- Из большого по содержанию стихотворения для заучивания берется только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей
- Существует другой вариант. Когда из стихотворения создается «стихотворная нарезка» (начало, конец, середина). «Нарезка» не искажает смысловую нагрузку и эмоциональный фон стихотворения. Таким образом, стихотворение адаптируется для заучивания наизусть.
- Стихи в проект выбираются не случайно, это «яркие», «понятные» стихи с характерными героями.
- В проект включены стихи поэтов разных эпох, народов и культур.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Тема 1 блока (октябрь - ноябрь) | Творчество К. И.Чуковского |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный
| Воспитатель |
Работа с родителями |
|
Тема 2 блока (декабрь - январь) | Творчество С.Я. Маршака |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный
| Воспитатель |
Работа с родителями |
|
Тема 3 блока (февраль - март) | Творчество поэтов России |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями |
|
Тема 4 блока (апрель - май) | Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный
| Воспитатель |
Работа с родителями |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» для детей старшей группы
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего городка, надо его знать....
Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.
Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности....
Педагогический проект "Что мы знаем о космосе" (старшая группа)
Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию,но дети в недостаточной степени имеют представление о космосе, о ...
Образовательный проект по ПДД для детей старшей группы «Знают все мои друзья, знаю ПДД и Я»
Цель проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.Задачи проекта:познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожны...
Отчёт краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6
Отчёт краткосрочного проекта«Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6...
Итоговое занятие по краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6 (2021-2022)март
Итоговое занятие по краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6 (2021-2022)март...
Отчёт краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №2
Цель проекта: Приобщение к здоровому активному образу жизни, создание положительной мотивации у дошкольников и их родителей для занятий физкультурой и спортом, в условиях внедрени...