Проект "А я знаю наизусть!" (средняя - старшая группы)
консультация

Екатерина Александровна Кашина

Проект по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет на основе заучивания стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «А  я знаю наизусть!»

(возраст – средняя, старшая группа)

Автор-разработчик проекта:

Кашина Екатерина Александровна,  

воспитатель МДОУ «Детский сад N 36», г. Ярославль.

 

Проблема: 

Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!
Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.

«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь некоторым  ребятам уже 5 лет. Это проблема и ее необходимо решать.
Так возникла идея проекта  
«А я знаю наизусть!»

Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.

Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.

В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В  детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть в присутствии целого зала  людей (боязнь сцены). Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным  и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц.

 В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.

Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.

Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-6 - ти лет, на основе заучивания стихотворений. 
Задачи:
- формировать интерес к художественной литературе;
- учить детей различным видам запоминания;
- знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Участники проекта: воспитатели
Целевая группа: дети 5 – 6 лет, родители детей
Масштаб: 1 год

Образ конечного результата

Критерии оценки

 

Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие речи

 

Психологическая диагностика познавательных процессов. Начальная, итоговая

Владение детьми различными видами запоминания стихов

Участниками проекта выполнены схемы, рисунки - «подсказки»
Конспекты итоговых занятий по блокам
Открытые занятия для педагогов и родителей
Музыкальные подборки

 

Повышение уровня знаний о детской художественной литературе

Расширение кругозора
Знания о писателях и поэтах, их произведений
Повышение интереса к заучиванию стихов наизусть

 

 

Опрос детей по стихотворному материалу до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ.
Выставки детских работ
Конкурсы и викторины по содержанию изученных стихов
Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту

Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

Конкурс чтецов. Награды. Грамоты.
Чтение стихов по ролям.
Отзывы родителей и коллег
Аудио и видео-записи занятий по работе проекта

Риски:

  • Слабая заинтересованность детей и родителей.

 Пути преодоления:
Преподносить «стихотворный материал проекта» на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия.  Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы. Создать папку для родителей
«А я знаю наизусть!».

  • Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие

Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Этапы работы:

1 этап:
Организационный 

- подбор стихотворного материала
- первичная диагностика детей (память, внимание)
- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
- подбор дидактического и методического оснащения проекта
- консультации со специалистами
 ДОУ

2 этап:
Практический

- цикл мероприятий по реализации проекта ( 4 блока)
- конкурсы, открытые занятия, викторины, инсценировки,  выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов
- мероприятия с родителями, паки для родителей по реализации проекта

3 этап:
Заключительный

- Итоговая диагностика познавательных процессов,
сравнительный анализ
- отчет о реализации проекта
- сбор полученного материала по проекту, монтаж
- конкурс чтецов, выдача грамот, благодарностей
- Стихотворный праздник
«А я знаю наизусть»

 

Реализация проекта:
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля, самоконтроля и анализа весь материал для заучивания разделен на «блоки». Стихи в «блоках» подобраны по теме, по смысловой направленности, либо это стихи одного автора.

  • Из большого по содержанию стихотворения для заучивания берется только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей
  •  Существует другой вариант. Когда из стихотворения создается «стихотворная нарезка» (начало, конец, середина). «Нарезка»  не искажает смысловую нагрузку и эмоциональный фон стихотворения. Таким образом, стихотворение адаптируется для заучивания наизусть.
  • Стихи в проект выбираются не случайно, это «яркие», «понятные» стихи с характерными героями.
  • В проект включены стихи поэтов разных эпох, народов и культур.

Стратегия и механизмы реализации проекта

Тема 1 блока (октябрь - ноябрь)

Творчество К. И.Чуковского

Задачи

  • Познакомить детей с творчеством Чуковского
  • Познакомить с отрывками из литературных произведений:
  • «Айболит»
  • «Тараканище»
  • «Телефон»
  • «Мойдодыр»
  • Провести предварительную словарную работу
  • Способствовать заучиванию наизусть
  • Закреплять выученный материал
  • Выставка книг

 

 

Развивающая среда

  • Разбивка и заучивание стихов по ролям, инсценировка стихов
  • Выставка предметов из стихов Чуковского

 

 

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций
  • Рассматривание выставки предметов
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

 

Совместная деятельность

  • «стихотворные минутки» - каждый день
  • Открытое занятие по творчеству Чуковского
  • Инсценировка стихов

 Ответственный

 

Воспитатель

Работа с родителями

  • Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

 

Тема 2 блока (декабрь - январь)

Творчество С.Я. Маршака

Задачи

  • Познакомить детей с творчеством Маршака и его переводами
  • Познакомить с отрывками из литературных произведений:
  • «Перчатки»
  • «Кораблик»
  • «Детки в клетке»
  • «Багаж»
  • «Вот какой рассеянный»
  • Провести предварительную словарную работу
  • Способствовать заучиванию наизусть
  • Закреплять выученный материал

 

Развивающая среда

  • Выставка книг
  • Разбивка и заучивание стихов по ролям, инсценировка стихов
  • Выставка предметов из стихов Маршака

 

 

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций к стихам
  • Рассматривание выставки  книг и предметов
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

 

Совместная деятельность

  • «стихотворные минутки» - каждый день
  • Открытое занятие по творчеству С. Я. Маршака
  • Инсценировка стихов
  • Творческая работа  лепим «Кораблик» (тесто или пластиллин)
  • Конкурс рисунков по творчеству Маршака

Ответственный

 

Воспитатель

 Работа с

родителями

  • Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

 

Тема 3 блока (февраль - март)

Творчество поэтов России

 

Задачи

  • Познакомить детей с творчеством
  • А. Усачева
  • Э.Успенского
  • М. Пляцковского
  • Познакомить с отрывками из литературных произведений:
  • «Паповоз»
  • «Разгром»
  • «Улыбка»
  • Провести предварительную словарную работу
  • Способствовать заучиванию наизусть
  • Закреплять выученный материал

 

Развивающая среда

  • Выставка книг
  • Разбивка и заучивание стихов по ролям, инсценировка стихов
  • Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

 

 

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций к стихам
  • Рассматривание выставки  книг и предметов
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

 

Совместная деятельность

  • «стихотворные минутки» - каждый день
  • Открытое занятие по творчеству С. Я. Маршака
  • Инсценировка стихов
  • Творческая работа

 Ответственный

Воспитатель

 Работа с родителями

  • Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

 

 

Тема 4 блока (апрель - май)

Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки

Задачи

  • Познакомить детей с  творчеством русского народа
  • Провести предварительную словарную работу
  • Способствовать заучиванию наизусть
  • Закреплять выученный материал

 

Развивающая среда

  • Беседа о складе жизни русского человека, предметы быта, досуг
  • Рассматривание иллюстраций русского народного костюма

 

 

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций из жизни русских людей
  • Рассматривание выставки  книг и предметов
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

 

 

Совместная деятельность

  • «стихотворные минутки» - каждый день
  • Инсценировка стихов, песенок, потешек
  • Творческая работа « Русская  народная игрушка своими руками»

 

 Ответственный

 

Воспитатель

 Работа с родителями

  • Памятка для родителей «А я знаю наизусть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» для детей старшей группы

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего городка, надо его знать....

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа).  Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности....

Педагогический проект "Что мы знаем о космосе" (старшая группа)

Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию,но дети в недостаточной степени имеют представление о космосе, о ...

Образовательный проект по ПДД для детей старшей группы «Знают все мои друзья, знаю ПДД и Я»

Цель проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.Задачи проекта:познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожны...

Отчёт краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6

Отчёт  краткосрочного проекта«Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6...

Итоговое занятие по краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №6 (2021-2022)март

Итоговое занятие по краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО»  детей старшей группы №6     (2021-2022)март...

Отчёт краткосрочного проекта «Первые шаги к значку ГТО» детей старшей группы №2

Цель проекта: Приобщение к здоровому активному образу жизни, создание положительной  мотивации у дошкольников и их родителей для занятий физкультурой и спортом, в условиях внедрени...