«Использование сюжетно-ролевой игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям»
консультация (подготовительная группа)

Сапраненко Ирина Альбертовна

 

 

   Профессиональное самоопределение становится важной задачей личностного развития, и как правило становится наиболее важным в развитии личности в среднем и старшем школьном возрасте. Подготовка к выбору профессии начинается намного раньше, с первых впечатлений ребенка, полученных о трудовой деятельности взрослых, с проявлений любознательности, интереса к различным профессиям.

  Первые представления о трудовой деятельности ребенок получает уже из наблюдений, сказок, рассказов родителей. Если младший дошкольник проявляет интерес к профессиям через подражание, то в старшем дошкольном возрасте ребенок может дать точное разностороннее определение профессий, рассказать о ее особенностях, о связи профессии с социальными потребностями человека.

 Традиционно знакомство с миром профессий в детском саду носит преимущественно информационный характер: чтение и обсуждение книг, встреча с представителями профессий, викторины, конкурсы. При этом недостаточно используется собственная активность детей в построении представлений об этой профессии. Поэтому намного важнее ребенку понять, для чего нужна эта профессия, какие социально-трудовые задачи она выполняет и в какой сфере жизнедеятельности она реализуется, с какими другими профессиями она связана. В этом случае реализуется приоритетная цель воспитания – формирование ценностного отношения к труду и профессиональной деятельности человека.

  В связи с этим в нашем ДОО разработана и реализуется технология игрового моделирования профессиональной деятельности в различных социально-трудовых сферах.  Воспитательная деятельность организуется как «тематическое погружение» в данную социально-трудовую область, в течении которого дети проходят активное ознакомление с профессиями в данной социально-трудовой области. Дети учатся моделировать эту социально-трудовую сферу в различных игровых практиках.

    Для того, чтобы дети смогли играть , необходимо подвести их к этой игре, сформировать достаточный уровень знаний о профессиях. Поэтому технология включает в себя 3 основных этапа

 1 этап Познавательно-информационный

На этом этапе воспитателю необходимо познакомить детей с социально-трудовой областью, какие профессии реализуются в этой области и зачем они нужны.

  2 этап   Моделирующий . Этот этап самый главный.

Построение игровой модели среды, позволяющей детям освоить содержание профессий. Предлагаются активные игровые формы, моделирующие профессии и профессиональные действия в социально-трудовой среде. Наиболее востребована в этой связи сюжетно-игровая деятельность , викторины, режиссерские игры, проблемные игровые ситуации.

 3 этап Демонстративно-результативный

Этот этап является заключительным и его задачей является  - показать результаты проведенной работы для других детей детского сада. Непременным условием проводимого мероприятия является его зрелищность, присутствие атрибутики профессиональной деятельности и трудовых действий.

  Реализуемая технология ориентирована на интеграцию различных образовательных форм: например, использование театрализации и театрализованных игр в знакомстве с профессиями экологической направленности  или методов музейной педагогики в изучении профессии МЧС, детско-родительских презентаций в понимании профессий спортивной направленности.

Нужно отметить, что потребовалось использовать социальные и родительские ресурсы. Для знакомства с различными социально-профессиональными сферами были приглашены тренеры детской спортивной школы, пожарники МЧС, артисты театра кукол и другие участники, опыт которых мог способствовать более активному сопереживанию детей в поддержке очень высокого уровня эмоциональной включенности в познавательный и игровой процессы . Детям необходимо понять причинность профессиональных действий, зачем эти профессии нужны, необходимо в игровой форме актуализировать возникающие причины профессиональных действий: причины пожара, экологические и социальные причины и взаимосвязи. Так как знакомство с миром профессий связано с общими социальными представлениями детей, их глубиной и разнообразием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей15.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование сюжетно-ролевой  игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям»

   Профессиональное самоопределение становится важной задачей личностного развития, и как правило становится наиболее важным в развитии личности в среднем и старшем школьном возрасте. Подготовка к выбору профессии начинается намного раньше, с первых впечатлений ребенка, полученных о трудовой деятельности взрослых, с проявлений любознательности, интереса к различным профессиям.

  Первые представления о трудовой деятельности ребенок получает уже из наблюдений, сказок, рассказов родителей. Если младший дошкольник проявляет интерес к профессиям через подражание, то в старшем дошкольном возрасте ребенок может дать точное разностороннее определение профессий, рассказать о ее особенностях, о связи профессии с социальными потребностями человека.

 Традиционно знакомство с миром профессий в детском саду носит преимущественно информационный характер: чтение и обсуждение книг, встреча с представителями профессий, викторины, конкурсы. При этом недостаточно используется собственная активность детей в построении представлений об этой профессии. Поэтому намного важнее ребенку понять, для чего нужна эта профессия, какие социально-трудовые задачи она выполняет и в какой сфере жизнедеятельности она реализуется, с какими другими профессиями она связана. В этом случае реализуется приоритетная цель воспитания – формирование ценностного отношения к труду и профессиональной деятельности человека.

  В связи с этим в нашем ДОО разработана и реализуется технология игрового моделирования профессиональной деятельности в различных социально-трудовых сферах.  Воспитательная деятельность организуется как «тематическое погружение» в данную социально-трудовую область, в течении которого дети проходят активное ознакомление с профессиями в данной социально-трудовой области. Дети учатся моделировать эту социально-трудовую сферу в различных игровых практиках.

    Для того, чтобы дети смогли играть , необходимо подвести их к этой игре, сформировать достаточный уровень знаний о профессиях. Поэтому технология включает в себя 3 основных этапа

 1 этап Познавательно-информационный

На этом этапе воспитателю необходимо познакомить детей с социально-трудовой областью, какие профессии реализуются в этой области и зачем они нужны.

  2 этап   Моделирующий . Этот этап самый главный.

Построение игровой модели среды, позволяющей детям освоить содержание профессий. Предлагаются активные игровые формы, моделирующие профессии и профессиональные действия в социально-трудовой среде. Наиболее востребована в этой связи сюжетно-игровая деятельность , викторины, режиссерские игры, проблемные игровые ситуации.

 3 этап Демонстративно-результативный

Этот этап является заключительным и его задачей является  - показать результаты проведенной работы для других детей детского сада. Непременным условием проводимого мероприятия является его зрелищность, присутствие атрибутики профессиональной деятельности и трудовых действий.

  Реализуемая технология ориентирована на интеграцию различных образовательных форм: например, использование театрализации и театрализованных игр в знакомстве с профессиями экологической направленности  или методов музейной педагогики в изучении профессии МЧС, детско-родительских презентаций в понимании профессий спортивной направленности.

Нужно отметить, что потребовалось использовать социальные и родительские ресурсы. Для знакомства с различными социально-профессиональными сферами были приглашены тренеры детской спортивной школы, пожарники МЧС, артисты театра кукол и другие участники, опыт которых мог способствовать более активному сопереживанию детей в поддержке очень высокого уровня эмоциональной включенности в познавательный и игровой процессы . Детям необходимо понять причинность профессиональных действий, зачем эти профессии нужны, необходимо в игровой форме актуализировать возникающие причины профессиональных действий: причины пожара, экологические и социальные причины и взаимосвязи. Так как знакомство с миром профессий связано с общими социальными представлениями детей, их глубиной и разнообразием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей является технология проектной деятельности.Технология...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Статья: Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...

Использование технологии проектной деятельности в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Возможно ли это в таком юном воз...

Использование сюжетно-ролевой игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям

В данной статье рассматривается вариант проведения инновационной деятельности в рамках детского сада. В данном случае успешно реализован первый этап с использованием сюжетно-ролевой игровой деятельнос...