Организация игровой деятельности в детском саду.
материал
организация игровой деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация игровой деятельности в детском саду.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра - вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, в игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.
Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.
В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.
Один из основных принципов Стандарта: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. (4))
Игра является сквозным механизмом развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
«III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
3.2.5. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых:
- «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; …
- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) …
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» (3.2.5. (2, 4) )
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
По мнению Смирновой Е.О. «…для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту».
Существует несколько классификаций игр.
Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).
- Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):
Самостоятельные игры:
Игра – экспериментирование
Самостоятельные сюжетные игры:
Сюжетно – отобразительные
Сюжетно – ролевые
Режиссерские
Театрализованные
- Игры, возникающие по инициативе взрослого:
Игры обучающие:
Сюжетно-дидактические
Подвижные
Музыкально-дидактические
Досуговые игры
Игры – развлечения
Интеллектуальные
Празднично – карнавальные
Театрально – постановочные
3) Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
Традиционные или народные
Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Как видно из таблицы, они не ограничены рамками сюжетно-ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов, что подтверждает положение о том, что не только сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью.
Отличие самодеятельной игры от игровых форм обучения
Самодеятельная игра | Игровые формы обучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Однако самодеятельные игры не возникают сами собой, «на пустом месте». Для их появления и успешного развития игровой опыт ребенка обязательно должен включать игры двух других классов.
Что делать воспитателю с самодеятельной игрой:
- Правильно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущего вида деятельности в режиме дня
- Понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей, уровни развития игры, этапы развития игры …
- Использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности
Игра как деятельность:
- Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия (ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет).
- Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата.
- Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности.
- В игре как деятельности формируются ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ дошкольного возраста, значимые с точки зрения успешности обучения ребенка в школе:
1. Формирование внутреннего плана деятельности
2. Формирование знаковой деятельности
3. Формирование произвольности
4. Преодоление эгоцентрической позиции
5. Формирование познавательного мотива
6. Формирование способности к организации самостоятельной и совместной деятельности
Игра органически вошла в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаясь с другими видами деятельности. Ее организуют во многих случаях. Если детям нужна разрядка, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и других случаях игра может быть незаменимым помощником педагога, универсальным и незаменимым средством воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для успешной организации игровой деятельности в детском саду
Почему наши дети разучились играть? Что мы можем сделать, чтобы вернуть интерес к игре....
Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду
Об использовании народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду....
Организация игровой деятельности в детском саду
консультация для педагогов и родителей...
Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду.
Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду....
Организация игровой деятельности в детском саду
Организация игровой деятельности в детском саду...
Организация игровой деятельности в детском саду
Организация игровой деятельности в ДОУ...
Успешная организация игровой деятельности в детском саду
необходимость организации игровой деятельности...