Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду
презентация по теме

Об использовании народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду. Приготовила Голенок В.И. – воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 28 »

Слайд 2

«Маленькие дети… играют, как птица поёт». Н.К.Крупская Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего; Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию

Слайд 3

Игра - основной вид деятельности детей Игру не следует рассматривать только как средство развлечения. Игра— это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Слайд 4

Нужно ли ребёнку, родившемуся в двадцатом веке, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»? Фольклор отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Фольклор находит свое применение в различной деятельности детей: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. А тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности..

Слайд 5

Виды фольклора Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) . Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) . Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Слайд 6

Виды деятельности - в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в непосредственно образовательной деятельности; - в беседах; - в наблюдениях - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в инсценировках.

Слайд 7

Народные подвижные игры Это традиционное средство педагогики. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Слайд 8

Функции народных подвижных игр развивающая, познавательная, развлекательная, диагностическая, корректирующая, служит средством приобщения детей к народной культуре.

Слайд 9

Народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей .

Слайд 10

Сюжетные народные подвижные игры основой для развертывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.). Выполняемые движения носят в основном имитационный характер. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Зайцы и волк» и др.).

Слайд 11

Сюжетные народные подвижные игры В сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания . У медведя во бору

Слайд 12

Сюжетные народные подвижные игры Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения.

Слайд 13

Бессюжетные народные подвижные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей ( ловишек , салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников; основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Слайд 14

Бессюжетные народные подвижные игры Требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, поэтому наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

Слайд 15

Приёмы распределения ролей: поручить кому-то роль, выбрать считалкой, выбрать считалкой с вопросом, жребием, у гадыванием На лавочке сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной. А ты кто такой?

Слайд 16

В народных играх есть дразнилки, поддевки-остроты. Перед началом или походу игры дети нараспев произносят прибаутки, все вместе поют детские песенки. В прибаутках о ком только не узнаешь и кого только не встретишь! Что ни прибаутка, то яркая и динамичная сценка в действии! Все прибаутки, дразнилки, считалки и песенки отличаются ритмичностью. Иной раз, проговаривая их, дети скандируют. Этот прием прививает им чувство ритма: Чики , чики , чикалочки , Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. Народные игры

Слайд 17

Молчанки и физкультминутки Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками ) Часто используем народные игры во время занятий , как физкультминутки.

Слайд 18

Игры на развитие мелкой моторики Самомассаж . Шевеление пальчиков. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки. Разведение пальцев и их сведение. Сжимание пальцев в кулак и разжимание. Хлопки. Помахивание кистями – сверху вниз. Помахивание кистями к себе и от себя. Вращение кистей – «фонарики». Вместе с движениями произносим слова.

Слайд 19

Пантомимы Помимо потешек , прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как музыканты играют на музыкальных инструментах, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами.

Слайд 20

Дразнилки, шутливые диалоги Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю дразнилки, шутливые диалоги. Например, детям нравится такой диалог: — Кто кого обидел первый? — Он меня! — Нет, он меня! — Кто кого ударил первый? — Он меня! — Нет, он меня! — А ведь прежде так дружили! — Я дружил! — И я дружил! — Так чего ж не поделили? — Я забыл! — И я забыл!

Слайд 21

Скороговорки Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки: Цыплята просят проса, Цыплятам на подносе Выносит просо Фрося, Все косы Фроси в просе. В небе гром, гроза – закрывай глаза. Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.

Слайд 22

Инсценировки Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина. С удовольствием обыгрывают сказки с помощью настольного театра.

Слайд 23

Игры -инсценировки На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки. Игру-инсценировку «Репка» мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Слайд 24

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры . Дети очень любят «Масленицу»

Слайд 25

Роль народной игры в оздоровлении Использование русских народных игр как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, способствует повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма детей, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера.

Слайд 26

Роль народной игры в оздоровлении Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, последовательно повышает устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.

Слайд 27

Развивающая среда Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей мы создали соответствующую развивающую среду. В интерьер группы включили элементы русского фольклора: куклы в русских и национальных костюмах, по­собия в игровых уголках, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками , народными росписями, собрали небольшую книжную библиотеку, напечатали картотеку подвижных народных игр, потешек , закличек , поговорок, скороговорок, дразнилок, мирилок и т.д.

Слайд 28

Работа с родителями Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей, которые всегда помогали и поддерживали меня в этой работе. что детям фольклор близок и интересен, а русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. В процессе работы я выяснила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной организации игровой деятельности в детском саду

Почему наши дети разучились играть? Что мы можем сделать, чтобы вернуть  интерес  к игре....

Организация игровой деятельности в детском саду

консультация для педагогов и родителей...

Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду.

Использование народного фольклора при организации игровой деятельности в детском саду....

Организация игровой деятельности в детском саду

Организация игровой деятельности в детском саду...

Организация игровой деятельности в детском саду

Организация игровой деятельности в ДОУ...

Успешная организация игровой деятельности в детском саду

необходимость организации игровой деятельности...

Выпускная аттестационная работа «Современная организация игровой деятельности в детском саду»

Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе "Психолого-педагогическое образование: дошкольная педагогика и психология в соответствии с профессиональным стандартом...