"Россия-Родина моя"
рабочая программа (средняя группа)

Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-rodina_moya.docx234.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Анна\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0001.jpg

Разделы программы

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы

1.3 Принципы формирования рабочей программы

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности

1.5 Планируемые результаты освоения программы

1.6 Список воспитанников группы

1.7 Система оценки результатов

Раздел 2. Содержательный

2.1 Взаимодействие с семьями

Раздел 3. Организационный

3.1 Комплексно – тематический план работы

3.2 Праздники, развлечения

3.3 Описание материально – технического обеспечения программы

3.4 Список литературы

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

Детство  это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство  ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию  это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов  лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина... оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям  к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Программа кружка «Россия  родина моя» предназначена для работы с детьми старшей группы и рассчитана 1 год обучения.

Данная программа составлена в соответствии с основными нормативными документами:

•        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

•        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

•        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г),

•        Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированного в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014)

•        Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

•        Устав дошкольного образовательного учреждения.

1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Основные задачи:

• воспитание чувств гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности

• активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания

• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

• формирование бережного отношения к природе и всему живому

• воспитание уважения к труду

• побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест)

• расширять представления ребят о России, ее столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом

• развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству России и родного края

• воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.

1.3 Принципы формирования рабочей программы

При разработке программы кружка «Россия  родина моя» приоритетными являлись следующие принципы:

• Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей

• Приоритетности воспитания в педагогической деятельности.

• Учета психологических и индивидуальных особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста.

• Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.

• Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности

• Использование национальных семейных традиций, форм и методов работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

• Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач: эстетического и нравственного воспитания (слушание и разучивание стихов, песен о Родине, подвигах, труде людей, природе) физического воспитания (развитие силы, смелости, ловкости через спортивные праздники, народные игры).

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности

Планируя образовательную деятельность с воспитанниками, мы опираемся на характеристики возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, учитываем конкретные условия и особенности контингента воспитанников, индивидуальные особенности и интересы детей.

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.

Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений,

животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических  задач («Как бы ты поступил, если»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.

Обще специфическим средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности.

Для детей 5-6 лет особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка.

1.5 Планируемые результаты освоения программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны знать:

• Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад)

• Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение)

• Место проживания: село, район, край; символику района и края, достопримечательности

• Традиции и историю района, края

• Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)

• Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край и район

• Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

• Имеют представления об исторических памятниках.

• Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

• Дети знают культуру, обычаи и традиции родного города.

• Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.

• Дошкольники знают названия и назначение предметов старинного быта.

• Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки.

• Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.

• Имеют элементарные представления об охране природы.

• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

1.6 Списочный состав группы

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1.7 Система оценки результатов

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуется интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

С помощью средств диагностики можно оценить степень продвижения каждого дошкольника в программе дополнительного образования. Форма проведения диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Результаты наблюдений отражаются в специально разработанных таблицах, где в итоге можно увидеть индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Анализ развития каждого ребенка позволяет оценить уровень освоения программы. Оценка результативности программы проводится два раза в год (сентябрь, май).

Результаты переносятся в сводную таблицу, где подводится вывод об уровне усвоения воспитанниками ДОУ дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию.

Оценка уровня развития:

Высокий уровень  Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности 4- 5 улиц; знает и народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».

Средний уровень  Знает свое имя, фамилию, название страны, села свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».

Низкий уровень  Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.

Система оценивания:

1  не знает, не называет

2  называет частично

3  называет, делает 2-3 ошибки

4  знает, полностью называет.

Баллы:

0-28  низкий уровень

29-56  средний уровень

57-84  высокий уровень

Раздел 2. Содержательный

2.1 Содержание рабочей программы

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети старшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 20-25 минут.

Реализация программы кружка рассчитана на 2024-2025 учебный год и представляет собой три содержательные линии:

• «Мой дом, моя семья»

• «Моя малая Родина»

• «Моя Родина  Россия»

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет воспитанникам усваивать материал в деятельности.

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности:

• Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность

• Осознание того, что мы не безродные, «не Иваны родства своего не помнящие»

• Понимание своей ответственности за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей.

Приемы и методы используемые на занятиях кружка:

• Эмоциональный настрой  использование музыкальных произведений

• Практические  упражнения, игровые методы

• Словесные методы  рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение

• Наглядные методы и приемы  наблюдения, рассматривание

Содержание программного материала

1 блок «Мой дом, моя семья»

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Задачи:

 1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

2 блок – «Моя малая Родина»

Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями города, рассказать о жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую Родину.

Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее

2. Развитие творческой активности

3. Ознакомление учащихся с «малой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.

Содержание программного материала: Смоленская область, город Смоленск  частица России. Архитектурные и культурные памятники.

Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей Малой Родины, интересные люди: герои войны, труда, людях искусства, народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.

Формы занятий: конкурсы, беседы, конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

3 блок – «Моя Родина – Россия»

Цель блока: обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.

Задачи: 1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории. Ознакомление с образцами народного искусства. Природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество, как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Государственная символика России. Герои нашей страны.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Расписание кружка «Россияродина моя»

Понедельник/Четверг: 15.40 – 16.10

2.2 Взаимодействие с семьями

Особую значимость при решении задач нравственно – патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.

В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Цель работы с родителями:

Организация работы с родителями, стимулирующая повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному городу.

Задачи:

• Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям.

• Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.

• Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и города.

• Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Формы работы с родителями

1. Познавательные

• Проведение собраний, консультаций

2. Досуговые

• Совместные досуги, праздники

• Выставки работ родителей и детей.

Раздел 3. Организационный

3.1 Комплексно- тематический план работы

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материалы и оборудование

Сентябрь

Беседы с детьми, игры, наблюдение за

взаимоотношениями

детей в группе

Цель: определение уровня знаний

детей о Родине.

Демонстрационный

материал

Октябрь

1. «Давайте

познакомимся»

2. «Земля  наш

общий дом»

3. «Наша Родина

Россия, наш язык

русский»

4. «С чего начинается

Родина?»

Цель: уточнить и обогатить

представления ребенка о себе и

сверстниках группы, об

особенностях поведения и общения,

характерных для мальчиков и

девочек; формировать умение

договариваться и согласовывать

свои действия с действиями других

детей; воспитывать сопереживание,

готовность помочь, порадовать

другого; способствовать усвоению

детьми ценности сотрудничества.

Цель: формировать самосознание

ребенка, связанное с овладением

злементарными знаниями по

истории, географии, культуре

России, воспитывать детей на

непрерывной связи истории

прошлого, настоящего и будущего.

Цель: закреплять знания детей о

русском фольклоре; воспитывать у

детей любовь к своей Родине,

родному городу, народному

творчеству.

Цель: формировать у дошкольников

чувство патриотизма путем

осмысления таких понятий, как

«малая» Родина. Заучить

стихотворение М. Матусовского «С

чего начинается Родина?»

Демонстрационный

материал по теме.

Глобус, карта России,

карта

Смоленской области, наглядный

материал по теме.

Картинки с

изображением города

Смоленска,

других городов

России.

Текст стихотворения

М. Матусовского «С

чего начинается

Родина?»

Ноябрь

1. Малая Родина. За

что мы любим свой

Цель: уточнить представление

детей о родном городе,

Фотографии родного

города с

город»

2. «Щедрые дары

природы»

3.«Государственные символы России

герб, гимн, флаг»

4. «История

возникновения герба родного города»

Цель: уточнить представление

детей о родном городе,

Фотографии родного

2. «Щедрые дары

природы»

3. «Государственные

символы России

герб, гимн, флаг»

4. «История

возникновения герба

родного города»

формировать понимание выражения

«малая Родина»; закреплять знания

о достопримечательностях;

воспитывать гражданско- патриотические чувства.

Фотографии родного города с достопримечательностями и памятными местами.

Картинки с

лекарственными

растениями

Смоленской области.

Изображения флага и

герба России,

слушание гимна

России.

Изображение герба

города Смоленска.

Декабрь

1. «Что такое

генеалогическое

дерево»

2. «Право ребенка на

имя, отчество и

фамилию. Право

ребенка жить и

воспитываться в

семье»

3. «Право ребенка на

охрану физического

здоровья»

4. «Игры, пляски,

хороводы  богатство

русского народа»

Цель: поддерживать интерес к

истории своей семьи, закреплять

знания родственных связей;

воспитывать любовь к близким,

осознание важности семьи для

человека.

Цель: познакомить детей с их

правом на имя, отчество и

фамилию, познакомить детей с

правом на жизнь и воспитание в

семье.

Цель: познакомить детей с их

правом на охрану физического

здоровья.

Цель: знакомить детей с

традициями и обрядами

празднования Нового года на Руси,

разучить народные игры, хороводы;

какие Новогодние символы говорят

нам о приближении праздника.

Генеалогические

древа детей,

семейные

фотографии.

Плакат «Права

ребенка»

 

Иллюстрации с

изображением

новогодних

развлечений,

новогодней ёлки,

игрушек.

Январь

1. Рождество Христово

2. «Право ребенка на

охрану духовного и

нравственного

здоровья»

3. «Права и

обязанности ребенка»

4. Викторина «Права

ребенка»

Цель: познакомить детей с

традициями празднования

Рождества; познакомить с понятием «святки»; разучить рождественские

стихи и колядки.

Цель: познакомить детей с их

правом на охрану духовного и

нравственного здоровья.

Цель: познакомить детей с их

правом на воспитание в

образовательном учреждении;

закрепить знание прав детей; дать

понятие об обязанностях детей дома

и в детском саду.

Цель: активно поддерживать

инициативные высказывания на

вопросы викторины;

активизировать имеющиеся знания,

самостоятельные суждения;

воспитывать любознательность,

интерес к своим правам.

Картинки на тему

«Рождество»

Плакат «Права

ребенка»

Февраль

1. «Как жили славяне»

2. «Забавы вокруг

печки»

3. «Москва  столица

нашей Родины»

4. «Защитники земли

русской»

Цель: познакомить детей с историей

возникновения Руси, с жизнью

наших предков, с условиями их

быта и культурой; воспитывать

любовь к своей Родине.

Цель: продолжать знакомить детей с

бытом русского народа, с печкой 

главной частью избы; формировать

образную речь с использованием

пословиц и поговорок; воспитывать

любовь к своей Родине.

Цель: познакомить детей с историей

основания города Москва; разучить

стихотворение Ф. Глинки «Москва»;

познакомить с главными

достопримечательностями столицы.

Цель: формировать у детей

патриотические чувства;

поддерживать и развивать

стремление детей рассказывать по

собственной инициативе, по

предложению взрослого;

воспитывать любовь и уважение к

защитниками Родины.

Иллюстрации с

изображением

древней Руси,

народов Руси.

Иллюстрации

русской избы,

русской печки

Наглядный материал

по теме «Москва»,

слушание песен о

Москве.

Картинки с

изображением героев,

богатырей

Март

1. «Русские народные

промыслы. Праздник

Масленица»

и

2. «Отражение

народных традиций в

народном костюме»

3. «Мужчина и

женщина в семье»

4. «Как живут в

деревне? Добрые

избы

Цель: закрепить и обобщить знания

детей о русских народных

промыслах средствами

эстетического воспитания;

формировать чувство восхищения

народными промыслами

Цель: закрепить и обобщить знания

детей о русских народных

промыслах средствами

эстетического воспитания;

формировать чувство восхищения

народными промыслами;

познакомить с традициями встречи

и проводов Масленицы на Руси.

поддерживать интерес к

национальной одежде; воспитывать

любовь к родной стране.

Цель: закрепить представления

детей о семье, родственных

отношениях, об обязанностях

членов семьи; познакомить с

особенностями поведения мужчин и

женщин в семье и обществе;

воспитывать у детей уважительное

отношение друг к другу.

Цель: вызвать у детей интерес к

жизни на Руси, к русской деревне, к

крестьянской избе; учить

изображать «лицо» рубленной избы

с помощью мазка-брёвнышка,

украшать ее оконцами; воспитывать

любовь к прошлому и настоящему

русской деревни.

Иллюстрации с

праздником

Масленица,

наглядный материал

по разным видам

промысла на Руси

Куклы в народных

костюмах, наглядный

материал по теме.

Сюжетные картинки

«Семья»

Изображения русской

избы, русской печи

Апрель

1.«Многонациональная

Родина»

2. «Что такое героизм?

Наши космонавты»

3. «Наше государство -

Российская

Федерация»

4. «Боевая слава

нашего народа.

Знаменитые земляки»

Цель: формировать представление о

том, что в нашей стране живут люди

разных национальностей;

формировать понимание того, что

все люди одинаковы и равны;

воспитывать уважительное,

дружелюбное отношение детей к

людям разных национальностей.

Цель: формировать представление о

героизме; воспитывать у детей

эмоционально-положительное,

действенное отношение к воинам,

которое выражалось бы в желании

быть похожими на них;

познакомить со знаменитыми

космонавтами.

Цель: познакомить детей с

различными городами России,

достопримечательностями этих

городов; закрепить знания о

государственных символах,

познакомить с другими символами

России.

Цель: формировать патриотические

чувства на основе ознакомления с

боевыми традициями нашего

народа; познакомить детей со

Карта России,

наглядный материал

«Народы России»

Портреты

космонавтов, героев

России.

Карта России,

наглядный материал

«Города России»,

«Достопримечательности России»

Иллюстрации ВОв,

портреты героев Вов

знаменитыми земляками,

участниками Великой

Отечественной Войны; воспитывать

уважение к их труду и подвигам,

желание быть на них похожими

Карта России,

наглядный материал

«Народы России»

Портреты

космонавтов, героев

России.

Май

1. «День Победы»

2. «Мой город: вчера и

сегодня»

3. «Поляна детства»

4. «Мы  патриоты»

Итоговое

интегрированное НОД

на тему: «С чего

начинается Родина?»

Цель: закрепить знания детей о

значении победы в Великой

Отечественной войне; формировать

эмоционально-положительное

отношение к подвигу русского

народа; воспитывать чувство

гордости за свою страну.

Цель: познакомить детей с историей

возникновения города

Смоленска, его

достопримечательностям

воспитывать интерес к истории,

чувство любви и патриотизма.

Цель: диагностическое

обследование детей с целью

выявления знаний о себе, своей

семье, малой родине.

Цель: диагностическое

обследование детей с целью

выявления знаний о своей стране,

её символике.

Цель: формировать у дошкольников

чувство патриотизма путем

осмысления таких понятий, как

родители, родная природа, родной

город, Родина. Побуждать детей к

выражению своих чувств через

изобразительную деятельность;

воспитывать любовь к «малой»

Родине и Отечеству.

Портреты детей героев, наглядный

материал по теме.

Иллюстрации города

Смоленска,

памятные места

города

3.2 Праздники, мероприятия.

Название мероприятия

Срок

1. Конкурс рисунков «Памятные места нашего города».

Сентябрь

2. Экскурсия по близлежащим улицам.

Октябрь

3. Проект «Путешествие с волшебным перышком» Цель:

Приобщение детей к культуре родного края.

Ноябрь

4. Творческая гостиная для детей и родителей «Культура

Коренных народов Смоленщины»

Декабрь

5. Спортивное развлечение «Ориентировка по карте».

Январь

6. Природ охраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Февраль

7. Праздник, посвященный празднованию 8 Марта

Март

8. Знакомство с бытом и жизнью Смолян  экскурсия в музей (дети с родителями)

Апрель

9. Экскурсия к «Стене памяти». посвященной ВОВ

(дети с родителями)

Май

3.3 Описание материально – технического обеспечения программы

Для успешной реализации программы используются следующие

 организационно- педагогические и материально- технические условия:

• выделенное в режиме дня время, для освоения программы

• музыкальный зал, группа

• дидактические и наглядные пособия, ИКТ

• методическая литература

• репродукции картин

• художественная литература

• альбомы и фотографии с видами родного города, страны

• карты Смоленской области, России; символы города и государства (герб, флаг, гимн)

• аудиозаписи гимна России, музыки и песен композиторов Смоленщины

• снимки достопримечательностей города, края, страны

• фотографии известных людей города, края, страны

• иллюстрации и изделия народных промыслов

• картины с изображением родных пейзажей.

Список литературы

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического

воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:

практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007

3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007

4. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников» Л.Ф. Островская М. «Просвещение» 1987

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.»;

6. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);

7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России:

подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008

8. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Л.С. Куприна, Т.А.

Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова, 2004г

9. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008

10. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005

11. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста»

Н.В.Пугачёва, Н.А.Есаулова М.: Педагогическое общество России, 2006

12. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы

работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003

13.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой, системы занятий Алешиной Н. В

14. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева

15. «Русские праздники» И. Панкеев М.: Яуза, 1998.

16. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», М.Д. Маханева, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к дню России "Россия родина моя"

Работа с детьми и их родителями. Выставка рисунков, аппликаций...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»...

Сценарий праздника День России на улице для детей дошкольного возраста «Россия — Родина моя»

Данное мероприятие следует проводить в форме игры «Вертушка» по станциям.На каждой станции воспитатели  проводят ряд игр и эстафет, связанных с темой праздника.Дети проходят по станциям согласно ...

Сценарий праздника «Россия – Родина моя» (ко Дню России)

Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к родине, России, родному краю; гордость за принадлежность к гражданам России....

Россия-Родина моя- праздник для старших дошкольников ко Дню независимости России 12 июня

Россия-Родина моя- праздник для старших дошкольников ко Дню независимости России-12 июня....

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....