Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей».
план-конспект занятия (старшая группа)

Дресвянкина Диана Алексеевна

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, оказать методическую и практическую помощь в обогащении речи через развитие мелкой моторики ребенка с помощью различных советов из брошюры и предложенных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Старшей группы

Проводит студентка группы СДО-4

Дресвянкина Диана Алексеевна

Дата проведения: 11.11.2022 г.


Тема: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах  формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, оказать методическую и практическую помощь в обогащении речи через развитие мелкой моторики ребенка с помощью различных советов из брошюры и предложенных игр.

Здравствуйте,  Ирина Максимовна! Меня зовут Диана Алексеевна. Так как группа с речевым уклоном, сегодня я бы хотела обсудить важную проблему «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей», вы скорее всего задаетесь вопросом, как же развить речь с помощью мелкой моторики, сейчас я дам вам ответ с помощью моих советов по брошюре, различных игр.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем в современной жизни, создается дефицит сенсорного опыта детей.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. 

К 5-6 году жизни у ребенка формируется абстрактное мышление. Ведущая прежде игровая деятельность постепенно замещается учебной, которая в школе составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи детей. Одной из главных задач на данном возрастном этапе является формирование правильного захвата орудия письма и правильное распределение мышечной нагрузки.

Этому как нельзя лучше способствуют различные виды пальчиковых гимнастик, вырезывание, выкладывание узоров и букв из различных материалов (счетных палочек, крупы, семян фасоли, проволоки и т. д., игры с пластилином, бумагой.

Логично предположить, что все перечисленные методы и приемы, направленные на развитие у детей мелкой моторики, не осуществимы без наличия определенных материалов и оборудования.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

Пальчиковая игры - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. 

Игры с предметами.

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.


Игры-упражнения на развитие произносительной стороны речи с помощью  различных пальчиковых гимнастик и т.п.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра « Сорока – Белобока »:

Сорока – Белобока                   Взрослый чертит пальцем круги по ладони                            

Кашку варила                            ребенка, слегка щекочет ее.

Детей кормила:            

Этому дала,                                Загибает мизинец ребенка.

Этому дала,                                Загибает безымянный палец.

Этому дала,                                Загибает средний палец.

Этому дала,                                Загибает указательный палец.

А этому не дала -                       Вертит большой палец.

Зачем дров не рубил? Воды не носил?

Знай наперед:                            

Здесь водичка – холодненька,   Взрослый поглаживает запястье ребенка.

Здесь – тепленька,                       Поглаживает сгиб локтя.

Здесь – горяченька,                      Поглаживает плечо.

А здесь – кипяток, кипяток!        Взрослый щекочет ребенка.

И т.п пальчиковые игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, речь, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

В мешочек можно положить различных животных, когда ребенок достает животного он его озвучивает, а родитель следит за правильностью произношения.

Также из предметов, вытащенных из волшебного мешка можно составить рассказ, это тоже обогащает речь ребенка.

Дидактическая игра "Выложи узор"

Цель: Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.

Ход.

1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.

2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

Макароны, горох, фасоль.

Насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

«Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А."Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

С помощью этого можно закреплять различные овощи, фрукты, крупы, ягоды и многое другое.


Игры с су-джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.


Список литературы:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/05/26/kartoteka-igr-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-v-starshey-gruppe

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей на тему: «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста....

Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Пальчиковые игры могут стать прекрасным с...

Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики пальцев рук раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук....

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук"

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние вн...