Практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие с родителями дошкольников»
план-конспект занятия

МАДОУ Детский сад №4  Золотая рыбка  Пионерского городского округа

Педагог-психолог Соколова Л. В.

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov_provela.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«Эффективное общение и взаимодействие

с родителями дошкольников»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;

2.Познакомить с приемами бесконфликтного общения;

3.Содействовать повышению уверенности в себе;

4.Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Содержание:

     Нормативные документы дошкольного образования нацеливают педагога на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1).

     Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно - образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

     Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие? (Выслушать ответы участников практикума).

      Все родители разные и к каждому нужно найти определенный подход.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, заведующих, специалистов, родителей – их отношения к самим себе, друг к другу, к ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

Я попытаюсь раскрыть типичные проблемы во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей. Из опыта работы с родителями можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения (в основном мам).

«Пассивный родитель» — он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему». обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых родителей. Которые перепоручают своих чад заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.

«Избегающий проблем» — такой родитель, словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь ребенку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов тестирования, обследований, проведенных психологом, мед работником, педагогом ДОУ. В крайнем случае, родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у меня нормальный ребенок». Родитель также может панически бояться разглашения диагноза, поэтому работнику ДОУ необходимо установить с ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью. Иначе ребенку невозможно вовремя помочь.

«Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками данного ДОУ. Такое поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов.

«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации более очевидна.

За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, боязнь раскрыть свои истинные чувства. К сожалению, в этих случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи от родителей, пока те не изменят отношения к проблеме своего ребенка.

Воспитатель и родитель могут совершенно по-разному смотреть на одну и ту же проблему ребенка – детский онанизм, робость, упрямство, агрессивность. От воспитателя в этих случаях требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.

Несмотря на то, что в детских садах много прекрасных педагогов, остается довольно много негативных моментов в работе воспитателей. Это игнорирование мнения родителей, недооценка их опыта и условий семейного воспитания ребенка, превознесение собственных педагогических успехов и заслуг, раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони».., «его

уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного».) и т. д.

Среди воспитателей можно наблюдать следующие типы поведения:

«Воспитатель родителей» — для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя, менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день». Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями этого стиля отношений часто являются не только пожилые, но и довольно молодые работники.

«Закрытые воспитатели» — не хотят внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, заведующей, родителей. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованны, немногословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.

«Интеллектуалы» - воспитатели, которые больше уделяют внимания развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют коммуникативную деятельность детей, им не очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом. «Дисциплинщики» — требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребенка не приветствуются, так как любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок без ярких проявлений инициативы ребенка – для такого воспитателя превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия. Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном дисциплины и послушания ребенка.

Ожидания родителей от пребывания ребенка в ДОУ.


 А что, собственно, ожидают родители от работы воспитателя и всего дошкольного учреждения? Из опроса родителей это удалось выяснить. Они ждут, что:

  • ребенка будут развивать;
  • дадут то, что нельзя дать дома (праздники, муз. занятия, общение со сверстниками и взрослыми);
  • учтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их проблем;
  • обеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут от травм;
  • не будут предъявлять к малышу абсурдных требований (запрет ходить в туалет в тихий час);
  • расскажут о ребенке, дадут рекомендации;
  • будут общаться деликатно;
  • шире откроют двери детского сада для родителей, чтобы можно было внести свою лепту в развитие детей и помочь воспитателям.

Учет ожиданий и мнения родителей даст всему пед. коллективу вектор направления консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами с целью улучшить пребывание ребенка в детском саду, повысить эффективность работы.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.

(Каждый участник семинара получает раздаточный материал).

Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

I. А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

II. А) меня должны уважать.

Б) я должна завоевать уважение.

III. А) я должна быть в центре внимания.

Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

IV. А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) я всегда авансирую доверие родителям.

Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта для родителей. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Притча «Страшный сон» (5 мин)

Инструкция: Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?

Теоретическая часть. (2 мин)

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?

Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать. Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу.

Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

     Выбрать для проведения две пары педагогов и попросить их представить, что один из них воспитатель, а другой – родитель и поприветствовать друг друга. Спросить у участников семинара: «Как вы считаете, правильно ли воспитатель поприветствовал родителя?»

     Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти эти первые секунды, необходимо применить «Правило трех плюсов».

Для того чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях.

 + Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»

     Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.

Выбирается пара педагогов и им предлагается поздороваться, учитывая «правило трёх плюсов».

Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству и сказать надо что-либо положительное о «ребенке».

     Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав«Спасибо, мне очень приятно!»

Обсуждение упражнения.

Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

Педагог - психолог подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.

Деловая игра для педагогов «Общение с родителями»

«Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями».

Найти в предложенном списке пять неудачных, по вашему мнению, фраз.      Затем найдите «нежелательные» для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару – «желательную» фразу.

Варианты фраз:

1. Извините, если я помешала….

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, Вы об этом еще не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела еще раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите….

9. Думается, Ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с Вами быстренько обсудим…

11. Как Вы знаете…

12. Хоть Вам это и неизвестно ….

13. Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно об этом еще не знаете.

15. А у меня на этот счет другое мнение…

16. Конечно, Вам уже известно…

  1. Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения.

     Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро "да", "нет", "иногда".

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" – 0 очков. 
     Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
     30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

     25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

     19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

     14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

     9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

     4 -8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

     3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

  1. Психологическая зарядка.    

Цель: упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и сказать: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу,с каждым днем становлюсь богаче".
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
  8. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
  9. Руки развести в стороны и произнести: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".

Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
  2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
  3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
  4. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
  5. «Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов).

В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

  1. - показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;
  2. - настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);
  3. - избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», «Все время вы так» и т. п.;
  4. -исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным негативным состоянием (предложить выпить воды);
  5. - встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения не пострадали и восстановлены.
  6. Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует о проблемах педагога: усталости, истощении.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная шляпа». Сейчас каждый из вас будет одевать ее на себя и говорить комплимент сидящему от себя справа, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав«Спасибо, мне очень приятно!». (Когда у участников начнут возникать трудности с подбором комплиментов, каждому раздается «Памятка комплиментов», игра продолжается.)

Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»(5 мин)

В завершении нашей сегодняшней работы я бы хотела показать вам мультфильм, который называется «Моя жизнь». Мультфильм снят российским режиссером Натальей Березовской в 2000 году. В 2001 году на фестивале анимационного кино в г. Анси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «Самый смешной мультфильм в мире». Главный герой - маленький поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира. В ходе обсуждения просмотренного мультфильма участники подводятся к следующему выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон». Представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

Вывод: Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

    ВЫВОД:

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное — сделать родителей своими союзниками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ  с родителями воспитанников»...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение с родителями»

Семинар направлен  на повышение уровня профессионального  мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В ходе семинара познакомятся  с методами предупрежд...