Материалы из опыта работы по планированию, проектированию .
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию.
С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Новгородского центра развития)).
Логика планирования образовательной деятельности:
- Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы; «вбрасывание» педагогически обусловленной темы).
- Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).
- Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей детей).
- Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с дополнением детских идей идеями взрослых).
- Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).
- Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей деятельности; анализ действий, определение перспектив).
Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре на подушечках. Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.
На утреннем сборе:
- дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
- играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
- обмениваются новостями, задают вопросы;
- определяют тему работы на неделю;
- планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.
Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная Даниилом/Викой? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Цветы»? (посчитай, Глеб). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, детям самостоятельно принимают осмысленные решения.
Например, выясняется, что детям очень интересна тема о происхождении хлеба. Накануне выбора новой темы (утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я завожу разговор о том, что - «Я вчера смотрела новую передачу, она называется ……». Я узнала много интересного о том, что …). Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трёх вопросов. Ответы детей фиксирую в таблице.
Что мы знаем о празднике Новый год? | Что мы хотим узнать о праздновании Нового года? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Знаем, как готовиться к празднику (Аделина) Знаем, что символ нового года – это ёлочка (Полина) Знаем, что на праздник к нам приходят Дед Мороз и Снегурочка (Даниил) Знаем много песен и стихов про Новый год (Егор) | Как Дед Мороз раскладывает подарки детям под ёлочку? (Вика) Где живёт Дед Мороз и Снегурочка? (Полина) Кто помогает Деду Морозу с письмами от детей? (Коля) Почему на празднике в детском саду Дед Мороз и Снегурочка не таят? (Соня) Как готовятся и празднуют Новый год в других странах? (Вера) Есть ли Дед Мороз в Африке и других странах? (Лера) Что едят вкусного на Новый год дети в других странах? (Даниил) | Спросить у родителей (Полина) Посмотреть альбом про Новый год (Максим) Прочитать с папой книги о Новом годе (Иветта) Посмотреть в интернете у Алисы или Маруси (Оливия) Спросить у бабушки или дедушки, они всё знают (Соня) Посмотреть телепередачи или фильмы по телевизору (Максим) Самим подумать (Вика) Вспомнить с мамой сказки (Егор) Спросить у друга (Юра) |
План работы на неделю с 18.12.2023 по 22.12.2023 (с детьми старшей группы)
Объединяющая (рамочная) тема: «Зима красавица всем нравится!» |
Тема недели: «Новый год шагает по планете, рады взрослые и дети!» |
Цель: Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами. |
- Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. - Вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. - Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Итоговое событие: Новогоднее путешествие Деда Мороза (совместно с родителями) |
Понедельник 18.12.2023 Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей Центр безопасности: иллюстрации «Как уберечь себя в мороз» Дидактические игры: найди парочки, шиворот-навыворот. - игры лото, домино Центр книги: -подборка и выставка книг о зимних забавах, русские народные сказки, Стихи о зиме. Игры со строительным материалом «Дворец Деда Мороза» Цель: учить планировать работу, рассказывать о ней, поощрять стремление ее обыграть. Прогулка №2 Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка» (ОД – бег) | Взаимодействие с семьями Предложить родителям собрать познавательные детские книги и журналы о зимних забавах. | ||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Занятие №1. ФЭМП Тема: «Зимние задачки» Задачи: формировать умение составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа, закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 6, упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры, воспитывать усидчивость, аккуратность. Занятие №2 Художественно эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Зимние забавы» Цели: Закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм Развивать воображение, восприимчивость к происходящему; Воспитывать чувства открытости, коллективизма, сотрудничества. Занятие №3 ФЦКМ Тема «Зимние забавы» Программные задачи:
| Прием: Утренняя гимнастика «Зима пришла»№1 Утренний круг – Что такое Новый год и как его празднуют дети других стран?- составление плана мероприятий на предновогоднюю неделю. Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей Цели:
Трудовая деятельность Укрепление снегом корней молодых деревьев. Цель: побуждать к природоохранной деятельности. Подвижные игры «Птицы и кукушка». Цели: Развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна №1 Дидактическая игра «Где я был?». Цель: образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. Ход игры. Отгадайте, ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море.) А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели в большом количестве. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание. Ситуативная беседа. Тема «Почему Дед Мороз и Снегурочка в детском саду на празднике не тают?» Цель: развивать инициативу детей, познавательную активность и любознательность, умение выстраивать логические цепочки. | |||
Вторник 19.12.2023 Совместная деятельность взрослых и детей. | Самостоятельная деятельность детей Д/игра «Какие зимние виды спорта?» внести в уголок двигательной активности. Создать условия для возникновения в пространстве Радуга Творческой мастерской «Подарки для Деда Мороза» Цель: способствовать овладению детьми композиционных навыков, учить располагать изображения на листе с учетом его пропорции. Слушание детских песен новогодней тематики Прогулка №2 Подвижная игра «Раз, два, три – смотрю!» Все игроки стоят за стартовой линией, водящий далеко впереди стоит к ним за спиной. По сигналу игра начинается. Все игроки стараются добежать до водящего и осалить его. Но он может внезапно сказать: «Раз, два, три – смотрю!» - и резко обернуться. Если он, повернувшись, увидит, что кто-то шевельнулся, он отправляет его обратно к стартовой линии. Тот, кто первым осалит водящего, занимает его место и ведет игру. | Взаимодействие с семьями Предложить родителям группы поучаствовать в создании коллажа «Зимняя весёлая пора». | ||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Занятие №1. Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Опыты с водой» Программные задачи: Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки). Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Занятие №2. Подготовка к обучению грамоте Тема: «Буквы Б б, обозначающие согласный звук (Б), (Б*). Слого-звуковой анализ, чтение слов с изученными буквами». Программное содержание: Познакомить с новыми буквами и звуком. Развивать фонематический слух, умение выделять звуки, слоги из слова. Способствовать развитию слогового, сознательного чтения. Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание. Занятие №3 Художественно эстетическое развитие. Музыкальное занятие - по плану музыкального руководителя. «Зима красавица – всем нравится!» Цель: обогатить знания детей о зиме, через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, инсценировку песен и музыкальные игры; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с зимой. | Прием: Утренняя гимнастика «Зима пришла» №2 Утренний круг- Что за сюрприз в коробочке? –познакомить детей с местом жительства Деда Мороза (Великий Устюг) и с названиями зарубежных Дедушек Морозов. Пальчиковая гимнастика: «Лыжи». Наблюдение за трудом дворника Цели:
Исследовательская деятельность Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:
Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна №2 Разгадывание загадок «Чей спортивный инвентарь?», «Что за забава?» - на внимание. Д/и «Узнай – что за вид спорта» |
Среда 20.12.2023 Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей Предложить конструирование: разрезные картинки – пазлы забавы зимой: собери разрезную картинку и назови спортсмена. (хоккеист, лыжник, биатлонист, конькобежец, фигурист и т.п.) Сюжетно – ролевая игра « В магазин за подарками к Новому году» Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровое пространство, находить разумные компромиссы в распределении ролей. Прогулка №2 Беседа: «Украшение улиц к Новогоднему празднику» Цель: продолжать знакомить детей с понятием «улица», «переулок». «площадь». Воспитывать любовь к родному городу. Русская народная игра «Снежная баба» (ОД – бег) | Взаимодействие с семьями Внести в информационное пространство для родителей статью «Зимние забавы! Будьте осторожны!» | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятие №1. ФЭМП Тема: «Зимние задачки». Задачи: формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа, закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 7, упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры, воспитывать усидчивость, аккуратность. Занятие № 2. Развитие речи. Тема: «Викторина по сказкам о зиме». Цель: закрепить знание детей о зимних сказках и их героях, создать у детей радостное, эмоциональное настроение. Задачи Образовательные Вызвать желание узнавать сказку по заданию. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание зимних сказок, обогащать и активизировать словарь детей, расширять кругозор . Учить быть слаженной командой, уметь договариваться между собой, действовать согласованно и соблюдать правила викторины. Развивающие Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе выполнения задания, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание; Воспитательные - Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам и сказочным героям. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению. Занятие №3. Физическое развитие» Тема: «В зимнем лесу». Задачи: Повторить ходьбу в колонне по одному, развивать глазомер и ритмичность при перешагивании через бруски; упражнять в прокатывании мяча в прямом направлении, в лазанье под дугу. НОД №4 Художественно- эстетическое развитие. Лепка «Снеговичок». Цель: Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности, точно передавать своеобразие формы предмета и пропорциональное соотношение его частей. Воспринимать и передавать цветовую гамму. Развивать художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. | Прием: Утренняя гимнастика «Путешествие в зимний лес»№1 Утренний круг «Почта Деда Мороза»- оформить в группе почтовый ящик и все принадлежности для написания писем Деду Морозу (рисунки, аппликации) Просмотр мультфильма Снеговик-Почтовик Чтение О. Высотская «На санках», В. Берестов, «Гололедица», А Босев «Трое», Н. Мигунова «Снежинки». Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу» Упражнение «Назови правильно» -развивать грамматический строй речи: (след зайца – заячий) Исследовательская деятельность Сравнить ягоды до мороза и после. Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна: Познавательно-исследовательская деятельность: проблемный вопрос – «Что делать лыжнику и фигуристу – если снег не выпал и вода не замерзла и не покрылась льдом?» «Как тренироваться летом?» |
Четверг 21.12.2023 Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей Внести: иллюстрации с изображением спортсменов. Внести: карточки с недорисованными силуэтами спортсменов, цветные карандаши, простые карандаши. Предложить создать книжки –самоделки «Зимние забавы» Прогулка №2 Подвижная игра «Лиса и куры» (ОД – бег, спрыгивание) | Взаимодействие с семьями Предложить родителям подборку стихов о птицах и животных зимой. | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятие №1. Художественно эстетическое развитие. Тема: «Чтение сказки Снегурочка» Цели: Познакомить со сказкой. Развивать интерес к художественной литературе, кругозор. Воспитывать доброту, отзывчивость. Занятие №2 ФЦКМ Тема: «Как устроен человек?» Программное содержание: Обобщать имеющиеся у детей знания о функции частей тела и сформировать представления о том, что каждая часть тела человека имеет значения для человека. | Прием: Утренняя гимнастика «Путешествие в зимний лес» №1 Утренний круг « Вкусные угощения для празднования Нового года». Формировать представления детей о традиционных угощениях на Новый год (имбирный пряник, рождественское печенье) Наблюдение за инеем. Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден. Стихотворение А.Каминчук «Зима» Исследовательская деятельность Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.) Подвижные игры «Бездомный заяц». Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры. «Следопыт». Цель: развивать внимание и наблюдательность. Вторая половина дня: Оздоровительная гимнастика после сна. Чтение художественной литературы: В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка», А. Барто «Снег сегодня белый-белый» |
Пятница 22.12.2023 Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей Создать условия для свободного рисования «Письмо Деду Морозу». Цель: формировать умение изображать объект по представлению, находить красивое композиционное решение. Самостоятельная двигательная деятельность Цель: учить детей выступать в роли организаторов игр: приглашать товарищей к участию в играх, пояснять правила, следить за их выполнением.
Прогулка №2 Подвижные игры «Белки в клетках», «Снежная баба». | Взаимодействие с семьями Изготовление приглашения для родителей на Новогодний утренник | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятие №1. Тема: Обучение грамоте Буква «Ь». Программное содержание: Формировать навыки чтения слов с буквой «Ь» — показателем мягкости согласных звуков. Добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука. Продолжать обучать детей чтению. Способствовать развитию слогового, сознательного чтения. Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание. Занятие №2 Музыкальное развитие по плану преподавателя «В зимнем лесу» Цель: обогатить знания детей о зиме, через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, инсценировку песен и музыкальные игры; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с зимой. Занятие №3 Физическое развитие по плану инструктора (улица) Тема: «Зимняя спартакиада» Задачи: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, в ходьбе и беге врассыпную; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на уменьшенной площади. | Прием: Утренняя гимнастика «Зима пришла» №1 Утренний круг – итоговая беседа о том, что узнали про Новый год за всю неделю. Составление плаката с ответами на свои вопросы, заданные в понедельник. Дидактическая игра: «Один-много». Упражнять в изменении существительных единственного и множественного числа. Ситуативный разговор «Почему в группе должен быть порядок». Цель: формировать навыки безопасного поведения, воспитывать желание поддерживать порядок в группе. Опыт «Движение воздуха». Цель: знакомить со свойствами воздуха; формировать умение анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях. Наблюдение за синицей. Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Подвижные игры «Кто самый меткий?». Цели: упражнять в метании предметов; развивать глазомер. «Зарисуй дерево». Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу. Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка. Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период. 3.Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке. Цели: учить строить из снега фигуры; воспитывать дружеские отношения. Развитие речи. Упражнение «Сложи слова». Цель: продолжать знакомить со способами словообразования, упражнять в образовании сложных слов. Расширять и активизировать словарь. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Как утешить, пожалеть обиженного». Цель: формировать отзывчивость, умение выражать сочувствие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.
1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.
1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса. План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...
Материалы из опыта работы по планированию , проектированию образовательного процесса
Планирование...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса...
Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
Тематическое планирование...