“Инновационные технологии и формы работы с дошкольниками“
статья

Киселева Ольга Александровна
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 “Инновационные технологии и формы работы с дошкольниками“

Цель:

- обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;

- провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.

Оборудование: презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации.

Структура проведения мастер-класса :

– вступительная часть мастер-класса, где даются необходимые целевые установки, раскрывается его содержание в целом и его отдельных составных частей;

– основная демонстрационная часть;

– комментирующая часть мастер-класса, где поясняются элементы работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер;

– обсуждение мастер-класса его участниками;

– подведение итогов мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сначала небольшое предисловие.

В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.

Главное в данных технологиях – достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным) результата.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.

Основные задачи мастер-класса :

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников;

- обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;

- провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Технологии интерактивного обучения.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Что же такое интерактивная технология обучения?

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Для детей дошкольного возраста применяется работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум; большой круг, дерево знаний).

Технология мнемотехника.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас.

Мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Педагог показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью педагога сокращается.

На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов.

Например: Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек детей можно знакомить с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие «сезон как время года», запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.

Предложить мнемотаблицы

Инновационная технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.

Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Предложить коллегам выполнить скрайбинг при разучивания стихотворения

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н. Нищева

Перед нами ё лочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем … И т. д.

Наше стихотворение «нарисовано», скрайбинг готов. А теперь, глядя на него, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение, сказку, рассказ от простого до сложного.

Исследовательская технология или технология проведения учебных исследований.

Задача: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Формы работы :

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

Использование технологии проведения учебных исследований очень актуально на занятиях по изучению окружающего мира.

Я предлагаю вам тоже провести опыт «Текучесть воды».

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов.

Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Изобразительная деятельность - является действенным средством развития исследовательского поведения ребенка.

Виды экспериментов на занятиях изодеятельностью:

1. Эксперимент с кляксой или кляксография.

2. Эксперимент с набрызгом красок.

3. Эксперимент с акварелью.

Технология синквейн

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам».

Правила составления синквейна таковы:

1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации)

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- способствует обогащению и активизации словаря;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятии он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра- ведь сочинять весело, полезно и легко.

Самое главное: Синквейн –получается у всех! .

Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Предложить коллегам составить синквейн.

Рефлексия

Нам очень хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе.

Рефлексию мы проведем с помощью стикеров.

У вас на столах лежат по 2 стикера - солнышко и солнышко на тучке. Прошу выразить своё мнение о мастер-классе.

Солнышко – было интересно и познавательно, буду применять в своей практике, солнышко на тучке – есть предложения, рекомендации, замечания. На стикерах можно написать или нарисовать своё отношение к выступлению. Стикеры прошу показать и передать мне.

И закончить свой мастер-класс я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени

В работе описывается  коррекционная работа с дошкольниками, имеющими диагноз умственная отсталость тяжёлой степени. Применение новых методов работы....

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками с тотальным недоразвитием тяжелой степени

В работе описывается  коррекционная работа с дошкольниками, имеющими диагноз умственная отсталость тяжёлой степени. Применение новых методов работы....

«Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками».

Компьютерные технологии призваны объединить всех специалистов, заинтересованных в качественной помощи детям, а также в развитии своего творческого потенциала, делает нашу работу еще более важной и инт...

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей неволей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно пре...

Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей неволей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас труд...

Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников

Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников...

Современные педагогические технологии и формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-Приучай его с детства заниматься трудом,Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-Тем полезней ему будет в жизни потом!.....