Конспект НОД по развитию речи «История медвежонка» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи
«История медвежонка»
с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
Цель: создать условия для эффективного освоения детьми технологии ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные.
- Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.
- Учить детей самостоятельно находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях; упражнять детей в решении проблемных ситуаций;
- активизировать творческое мышление и воображение.
Развивающие.
- Развивать логическое мышление, сообразительность.
- Продолжать развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать и находить ответ
Воспитательные
- Воспитывать уважение друг к другу;
- умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации,
- стремление оказать помощь тому, кто нуждается в ней.
Методы и приёмы:
Наглядно-слуховой, игровой, наглядно- зрительный, словесный, исследовательский, описание, инструкции, практический, системный оператор
Оборудование:
картинки А-4 – медвежонок мокрый, медвежонок сухой, берлога; маленькие картинки – новорождённый медвежонок, маленький медвежонок, большой медведь, лес c дикими животными, части медведя – для пособия - девятиэкранка.
Игры из технологии ТРИЗ .
«Скажи наоборот», «Что сначала, что потом»,
«Где живёт», «Раньше-позже», «Хорошо-плохо»,
Ход:
В. Здравствуйте ребята! Ребята давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем хорошего дня.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, воспитатели из нашего детского сада, давайте с ними поздороваемся и покажем, чему мы с вами научились.
У меня сегодня такое чудесное настроение, а у вас? Хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Дети:
А вы грустные ребята? Мы веселые ребята!
Вы ленивые ребята? Мы трудолюбивые!
Вы драчливые ребята? Мы дружные!
Вы злые? Мы добрые!
Я очень рада, что вы у меня такие замечательные.
С помощью вопросов попробуйте отгадать, кому сегодня нужно помочь.
На доске находится спрятанная картинка мокрого медвежонка.
Игра «Да – нет - ка».
Дети задают вопросы, воспитатель может отвечать на вопросы только да или нет, постепенно дети отгадывают, кто изображён на картинке, (воспитатель переворачивает картинку, дети видят маленького, мокрого медвежонка.)
В. Посмотрите на медвежонка, что вы можете сказать о нём?
Д: Медвежонок маленький, коричневый, бурый, испуганный, лохматый, мокрый…
В.А как вы думаете, почему он мокрый?
Д. Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь…
(обсуждение с детьми противоречий в погоде, игра –
Игра: «Хорошо-плохо»
(воспитатель раздает картинки с изображением дождя, что плохо, что хорошо)
В. Что хорошего в дожде?
Д. Всё растёт, свежий воздух после дождя…
В. Что плохого в дожде?
Д. Можно заболеть, промокнуть…
В. Как же помочь нашему медвежонку высохнуть?
Д. Вытереть полотенцем, обсушить феном, положить на солнышко…
В. Ребята, а еще можно поймать тучку и подуть на нее, что она улетела и не поливала медвежонка.
Дыхательная гимнастика:
(дети фантазируют ловят руками тучку и дуют на руки)
Молодцы вот тучки улетели.
В. Я предлагаю подойти к столу, посмотрите, что здесь лежит? Правильно, это предметы и материалы из чего можно сделать солнце. Выбирайте себе друга, кто из чего будет его делать.
(Детям предлагается манка в коробке, круг с прищепками, палочки, плоскостные фигуры. После того, как ребятишки выполнили задание, рассматриваем чьё солнце лучше может обсушить медвежонка, стараются доказать, что у них солнце получилось лучше. Пока дети выполняли задание, воспитатель меняет картинку на сухого медвежонка.)
В. Посмотрите наш медвежонок стал сухим. Потому что ваше солнышко согрело его.
А теперь мы немного разомнемся.
Физминутка; « Три медведя»
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками)
В. Ребята, а ведь медвежонок не просто появился у нас, он такой маленький, что не знает, кто он и откуда появился, не знает, где он живёт и кто живёт там вместе с ним. Расскажем ему про него самого?( на экране мнемотаблица)
В. Где живут медведи?
Д.В лесу
В. А ещё где можно встретить медведя?
Д.В зоопарке, в книжке, в мультике.
В. А кто ещё живёт вместе с медведем в лесу, какие животные?
Д.Лиса, заяц, волк, ёжик…
В.Наш медвежонок маленький, он детёныш кого?
Д.Медведицы
В.У меня есть мяч, предлагаю поиграть в игру
Игра; «Кто у меня детёныш»?
У лисы, у зайчихи, у волчицы, у ежихи, у белки, у рыси?
Д. лисёнок, зайчонок, волчонок, ежонок, бельчонок, рысёнок.
В. Как одним словом назвать этих животных?
Д. Дикие.
В.А почему их так называют?
Д. потому что они живут в лесу и заботятся о себе сами, добывают себе еду, строят сами себе жильё…
Давайте попробуем изобразить диких животных.
Игра «Изобрази животное» (один ребенок показывает, остальные отгадывают)
Хитрую лису, маленького медвежонка, взрослого медведя и т.д.
Молодцы славно поиграли.
В. Ребята,а дом медведя как называется?
Д. Берлога.
В. Посмотрите - вот берлога, какая она?
( картинка берлоги, что было, что потом)
Д. Большая, крепкая…
В. Скажите, пожалуйста, а из чего сделана берлога?
Д. Ветки, прутья, земля
В. А как выдумаете, она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Д. Её не было, на этом месте росли деревья
В. А что будет с берлогой потом?
Д. Она сгниёт, развалится, смешается с землёй.
В. Молодцы ребята все правильно сказали.
В. Скажите ребята кому мы сегодня помогли?
Д. Медвежонку.(ребёнок, который ответил на вопрос ищет картинку)
В. Найди картинку с медвежонком и помести её в самую середину волшебного квадратик.
Назовите из каких частей состоит медвежонок?
Д Голова, туловище, ноги, лапы
В. Найди картинку и помести её под медвежонком. Где живёт наш медвежонок?
Д.В лесу, в берлоге Найдите картинку и поместите её над медвежонком.
В. Что было с медвежонком в прошлом ?
Д. Он был совсем крошечным и мог поместиться на ладошке у человека.
В. Найдите картинку и поместите слева от медвежонка
А что будет с медвежонком в будущем? Как вы думаете?
Д. Он вырастет и будет огромным медведем!
В. Найдите картинку и поместите справа от медвежонка.
Вот и готов наш волшебный экран.
Итог:
Понравилось вам история медвежонка?
Как вы думаете мы ему помогли?
Что было самое интересное?
Вы сегодня были дружными и смогли выполнить все задания, молодцы1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...
Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
Задачи:Образовательные: уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...
Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе тема "Спасти заколдованную принцессу"
Конспект по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии....
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления; памяти, вообр...
План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...
Конспект НОД по развитию речи «История медвежонка» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «История медвежонка» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. Цель: создать условия для эффективного освоения детьми технологии ТРИЗ....