Картотека культурно-гигиенических навыков в средней группе
план-конспект занятия (младшая группа)
Картотека занятий содержит игры, загадки, потешки и в увлекательной форме позволяет детям осваивать в игровой форме основные культурно - гигиенические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека культурно-гигиенических навыков в средней группе | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Культурно-гигиенических навыков
в средней группе
Карточка 1
1. Умывание
Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать руки, приучать не бояться воды.
Проведение:
В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их помоем».
Веду детей в умывальник и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю, чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
Льется чистая водица
Мы умеем с вами мыться
- Ставим под воду ручки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми движениями.
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот такие ладушки
Ладушки – ладошки.
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
- Снова подставляем ручки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает ручки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места. Вот и стали чистыми наши руки!
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть.
Надо руки с мылом мыть!
Садимся на стульчики
Стих о хлебе
Сначала он в поле большом колосится,
Потом в амбаре крестьянском колосится.
Затем в пекарне печется
И мягким, душистым на стол подается.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Карточка 2
Дети, сегодня к нам в гости пришла мышка, смотрите какая она красивая, но кажется немного грустная, а знаете почему? Она мне на ушко сказала, что ее маленький сынок – мышонок не знает как правильно мыть лапки перед едой. А давайте мы с вами расскажем и покажем мышке, что бы она научила своего мышонка садиться с чистыми лапками за стол. Ребята, а куда мы всегда идем перед обедом
Зачем нужно мыть руки?
Ой, мышка, что – то спрашивает! Она спросила, что надо сначала делать?
Сначала надо подтянуть рукава, что бы не замочить их когда будем мыть руки.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Покажите мышке, как вы засучиваете рукава! Молодцы! Мышке понравилось, как вы приготовили рукава.
Открываем кран медленно, тихонько.
Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода.
Кран чуть – чуть мы повернем,
И водичку позовем.
Теперь не забудем сначала смочить ладошки под струей воды, а затем взять мыло из мыльницы.
Под чем вы будете смачивать свои ладошки?
Теперь намыливаем руки, что бы получилась пена. Вот так намыливаете как я, проворачиваем мыло в ладошках.
Мышка и ты посмотри как надо намыливать руки. Теперь не забудьте положить мыло в мыльницу и поставить ручки под струей воды, что бы грязь вместе с пеной смылась.
Не забудьте отжимать воду с ладошек. Мышка посмотри как дети хорошо отжимают воду с ладошек и несут руки лодочкой, что бы вода не накапала, и идут в шкафчик за полотенцем.
Ребята, мышка спрашивает, а зачем надо снимать полотенце?(что бы хорошо просушить каждую ладошку).
Мышке очень понравилось как вы моете ладошки.
Нам водичка помогла,
Грязь и микробы унесла.
А полотенце душистое
Сделало ладошки сухими,
Они теперь у нас чистые.
Карточка 3
В группу входит воспитатель, в руках у него кукла с грязными руками. Кукла здоровается с детьми, представляется:- Меня зовут Катя
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла новая кукла Катя. Посмотрите на ее руки. Мы можем посадить ее за стол? ( Нет.)
Воспитатель: А почему? (Потому что она очень грязная.)
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, и скажите, есть ли у нас в группе такие же грязные, не опрятные дети? (Нет.)
Воспитатель: А почему? ( Потому что мы моемся, купаемся, приводим себя в порядок.)
Воспитатель: Для чего нужно быть чистым? ( что бы быть красивыми, не болеть.)
Воспитатель (обращается к Кате): Ответь, пожалуйста, почему ты пришла в детский сад с грязными руками? (Воспитатель делает вид, что Катя что-то шепчет ему на ухо). Что? Ты не умеешь мыть руки?Ребята, мне жалко эту куклу, её никто не научил мыть руки. Как же мы сможем помочь Кате? Научим ее мыть руки (Да)
Воспитатель: Ребята, а что нам нужно, для того чтобы смыть грязь с рук? (Мыло, вода)
Воспитатель: Самое главное – это вода. Только с водой пенится мыло и смывается грязь. Вода бывает горячей, холодной, тёплой. Что может произойти, если мы будем мыть руки под горячей водой? (Можем обжечься)
Воспитатель: В какой воде приятнее мыться? (В тёплой.)
Воспитатель: Давайте Кате покажем, как правильно надо мыть руки.( открывает алгоритм).
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на картинки, что нужно сделать вначале? Что потом?
Дети называют последовательность мытья рук по алгоритму:
1. Закатать рукава
2. Открыть кран с водой
3. Взять в руки мыло
4. Намылить руки до густой пены
5. Смыть мыло чистой водой
6. Закрыть кран
7. Полотенцем вытереть воду с рук досуха
8. Раскатать рукава. Дети пройдем к умывальнику и покажем как мы умываемся.
Карточка 4
Воспитатель: К нам пришла кукла Катя и просит напомнить ей Б как надо правильно мыть руки. Покажем?
Предполагаемые ответы детей: Да
Дети с воспитателем и Катей проходят в умывальную комнату и показывают Кате, как надо правильно мыть руки, вытирать полотенцем.
Воспитатель моет руки Кате, приговаривая:
«Моем, моем, трубочиста…
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
«Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода,
Выходи, водица,
мы пришли умыться
Воспитатель: Все ребята у нас красивые, чистые, аккуратные. Теперь можно обедать
Карточка 5
Покажем кукле Даше как надо умываться
Показать алгоритм умывания
А теперь, Катя, я помогу помыть твои ручки. Чтобы Кате было приятнее мыть руки, мы с ребятами расскажем ей стишки и потешки. Я буду говорить начало, вы будете продолжать.
Воспитатель моет руки Кате, приговаривая:
«Моем, моем, трубочиста…
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
«Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода,
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!»
«Aй, лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Мыло будет пениться
Грязь куда-то денется…»
Воспитатель: Какое у нас мыло?
(Белое, твердое, душистое.)
Воспитатель: Какое полотенце?
(чистое.)
Воспитатель: Вот какие сухие и чистые ладошки, у нашей Даши!
Воспитатель: Теперь Даша останется с нами. Давайте пойдем в группу, сядем на стульчики.
Карточка 6
Ещё раз напомним Кате, как надо правильно мыть руки.
Предполагаемые ответы детей:
Смыли чистою водой
Закрываем кран с тобой.
Полотенце мы снимаем
Каждый пальчик вытираем.
Раскатали рукава.
Нам с тобой играть пора.
Дети садятся на стульчики.
Проводиться игра-имитация на развитие образных движений.
Игра-имитация:
«Рано утром каждый день
Ручки мыть нам не лень.
Закатали рукава - раз, два.
Открываем кран с тобой
Намочили ручки тёплою водой
Взяли в руки мыло
Мылим ручки, трём, трём
Грязь с ладошек уберём.
Смыли чистою водой
Закрываем кран с тобой.
Полотенце мы снимаем
Каждый пальчик вытираем.
Раскатали рукава.
Нам с тобой играть пора.
Будь здорова детвора!»
Карточка 7
Вот какие молодцы. А сейчас садитесь тихонько на стульчики, (дети садятся)
-Раз, два, три, четыре, пять,
вышло солнышко опять.
-Раз, два, три, четыре, пять,
вышла Оля погулять.
(приносят куклу Олю-замарашку, взлохмаченные волосы, грязная. В руках у неё мяч, она читает стихотворение «Мой весёлый, звонкий мяч»).
В: Вот так Оля, вот так Оля. Не умылась Оля что ли?
Оля: А что такого?
В: Вышли звери в огород, встали дружно в хоровод. Окружили Олю, не узнали что ли?
Говорит собака Оле (Саша): «Гав, гав, гав. Ты б пошла, умылась что ли, гав, гав, гав».
Оля: - Ну, вот ещё!
В: И сказала Оле утка (Ангелина): «Кря, кря, кря. Видеть это, просто жутко, кря, кря, кря».
Оля: - Ну и подумаешь!
В: Предложила Оле кошка (Даша Кл.): «Мяу, мяу, мяу. Дай лизну тебя немножко, мяу, мяу, мяу».
Оля: Вот ещё!
В: Вот так насмешили, чуть Олю не умыли.
- Ребята, а вы тоже грязные выходите гулять? (ответы детей).
- Перед тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, всё ли в порядке.
Воспитатель обращается к Оле: «Посмотри на себя в зеркало, ты наверно, и умываться не умеешь»?
Оля: Не умею.
В: - Ребята, научим Олю умываться? (ответы детей). - А что нужно, чтобы научить Олю умываться, подскажите ей, пожалуйста. (ответы детей: вода, мыло, полотенце). Отнесем куклу Олю к раковине
Но что мы сделаем перед тем, как открыть кран с водой (надо закатать рукава, чтобы не намочить рубашку, платье).
- Правильно, нужно закатать рукава. Дима покажи Оле, как нужно закатывать рукава. А ты Оля смотри и делай как Дима.
Чтение потешки:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Закатали рукава?
Здравствуй, мыло и вода!
Рукава закатали, теперь покажем Оле, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.
-Алина, покажи, пожалуйста, Оле, как ты моешь руки.
Воспитатель наклоняет кувшин с водой над тазиком, помогает Оле умыться.
- Сначала руки смочим водой, потом намылим мылом, потрём одну ладошку о другую, промоем каждый пальчик. А после этого смываем водой.
Чтение стихотворения:
Каждый день я
Мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно его тру:
- Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!- Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно сделать? (стряхнуть руки над раковиной и вытереть их полотенцем).
Карточка8
Беседа «Добрый день расчёска»
Дети подходят к столу, на котором сидим кукла Таня. Педагог обращает внимание детей на внешний вид куклы, выясняет, почему она непричесанная. Таня объясняет, что у нее испачкалась расческа. Педагог просит детей помочь Тане.
Дети подсказывают, что расческу надо помыть.
Основная часть:
1. Дидактическая игра «Подбери предметы»
Педагог предлагает выбрать предметы, необходимые для ухода за расческой, объясняя их назначение (дети выбирают среди мыла, тазика с водой, салфетки, полотенца, мячика).
2. Алгоритм мытья расчески.
Педагог показывает и рассказывает детям и кукле, как правильно ухаживают за расческой. Затем показывает письмо от Мойдодыра с картинками для алгоритма по уходу зa расчёской.
3. Педагог рассказывает детям о правилах гигиены.
Он объясняет, что у каждого человека должна быть личная расческа, храниться она должна в определенном месте, пользоваться чужой расческой не рекомендуется.
Дети причесывают куклу, одновременно рассказывая, как это надо делать.
Педагог обращает внимание детей на опрятность Тани.
4. Пальчиковая гимнастика «Части тела».
Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.
У меня есть голова
Грудь, живот, а там спина
Ножки чтобы поскакать,
Ручки чтобы поиграть.
Мы знаем, то расческа должна быть чистой и руки перед едой тоже. Давайте вспомним, как надо правильно мыть руки.
Пойдем, помоем свои руки
Карточка 9
Ребята, вы знаете, что важно следить за своей чистотой - это полезно и красиво.
Если человек всегда ходит чистый, то он помогает своему здоровью.
- А вы ребята, запомнили, как правильно умываться?
- Давайте ещё раз повторим.
ДЕТИ ВСТАЮТ ВОЗЛЕ СВОИХ СТУЛЬЧИКОВ, ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
- Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
- Вот какие мы чистые и красивые.
- Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принесли телеграмму и посылку. А прислал её главный начальник по чистоте - Мойдодыр. Вот что пишет Мойдодыр:
В посылке находится то, что поможет вам быть чистыми, красивыми и здоровыми.
Давайте попробуем угадать загадки:
**Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
**Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, у медведей. (Расческа)
**Пластмассовая спинка,
(9)
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
**Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка. (Полотенце)
ПОСЛУШАЙТЕ, ЧТО ДАЛЬШЕ ПИШЕТ МОЙДОДЫР:
«Полотенцем моют руки», «Расчёской вытираются», «Зубной щёткой намыливают тело», «Мылом причёсываются»
- Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
- полотенцем (что делают).
- Расчёской.
- Зубной щёткой.
- Мылом.
- Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.
А еще Мойдодыр знает, что вы теперь самые умелые, потому что можете сами умываться, вытираться полотенцем и даже расчесываться.
Пойдемте мыть руки и умываться
Карточка10
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков). Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
Вы уже запомнили как надо правильно умываться?
Пойдемте мыть руки с мылом.
Потешка
Водичка, водичка, умой мое личико,
чтобы глазоньки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб кусался зубок,
чтоб смеялся роток!»
Карточка11
ИГРА «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры:
воспитатель показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка».
Карточка 12
Воспитатель читает стихотворения
Мойдодыр: Я – великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
- Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?
- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.
Хожу, брожу не по лесам,А по усам, да волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и у мышей.
(Расческа)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(Душ)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека культурно гигиенических навыков в старшей группе
картотека культурно гигиенических навыков в старшей группе...
Картотека культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе
Картотека культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе...
Картотека культурно-гигиенические навыки первая младшая группа
Картотека по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста...
Консультация "Картотека культурно - гигиенических навыков в средней группе"
Консультация "Картотека культурно - гигиенических навыков в средней группе" школа молодого специалиста...
Картотека культурно- гигиенических навыков в средней группе
КГН в средней группе...
Картотека культурно-гигиенических навыков в средней группе
Развитие способностей узнавать свои вещи, не путать их с вещами других воспитанников, наводить порядок в своем шкафчике и поддерживать его, заправлять кровать. Закрепление умения засучивать рукава пер...