ЗНАЧЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
материал (младшая группа)

Рязанцева Нина Анатольевна

ЗНАЧЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_docx.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. В то же время это лёгкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками: в них ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребёнка привлекательно всё, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – процессуальной игры, в ходе которой ребёнок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый. В таких играх ребёнок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребёнок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чём узнаёт из книжек, детских фильмов.

Сюжетную игру в этом возрасте называют процессуальной, потому что основной интерес ребёнка сосредоточен на многократном повторении одних и тех же игровых действий, отражающих предметную сторону деятельности взрослых. Социальные, межличностные отношения между персонажами игры находятся пока ещё как бы в подтексте, они станут проявляться только тогда, когда ребёнок начнёт сознательно принимать на себя роль и наделять ею игрушки или партнёров. Это произойдёт на границе раннего и дошкольного возраста, с появлением сюжетно-ролевой игры.

Процессуальная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития. Первые игровые действия малыш возникают в совместной игре со взрослыми: мама или бабушка показывают, как баюкать куклу, как можно покормить её, причесать, покатать в колясочке и т.д. Вначале ребёнок играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, с которыми играл вместе со старшими партнёрами. Постепенно круг игровых предметов расширяется. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает баюкать и мишку, и собачку, и кошечку, и другие игрушечные персонажи, которые есть в его игровом уголке. Так складываются обобщенные действия, в которых ребёнок действует «как мама».

При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребёнка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлечённо, игра становится всё более самостоятельной и содержательной.

Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребёнку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалог с партнёром, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием (вопросами, обращениями к ребёнку от имени персонажей, побуждениями к речевому общению с ними) полноценному развитию игры.

На протяжении всего раннего возраста у ребёнка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей укол или строя гараж для машины, действует как мама, врач или строитель. Если ребёнка, катающего в коляске куклу, спросить, кто лежит в колясочке, малыш скажет, что это кукла, а если поинтересоваться, кто он сам в этой игре, он назовет своё имя. Такая игра получила название «роль в действии».

После двух – двух с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнёра той или иной ролью. Ребёнок начинает называть себя мамой, папой, тётей, шофёром, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребёнком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

Все основные психические процессы ребёнка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекает, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приёмов, используемых в работе с детьми.

Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый: и хорошему, и плохому, и правильному, и не правильному.

Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности. Поэтому ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Организуя совместную с ребёнком деятельность, взрослый должен быть уверен, что малыша в данный момент ничто не беспокоит.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание взрослого, индивидуальный контакт с ним.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют рядом, но не вместе. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребёнок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребёнок наступил мне на ногу и т.п.

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе действий (манипуляций) с предметами, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивныйИз предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Поэтому очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь созвать интересную развивающую обстановку и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребёнка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трём основным направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности. Во-вторых, в игре ребёнок усваивает назначение предметов и овладевает обобщёнными действиями с ними. В-третьих, игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.

Игра – доступная и привлекательная для ребёнка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, даёт ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

Вместе с тем игра не является спонтанно развивающимся видом деятельности. Она передаётся от старших детей к младшим. В настоящее время этот естественный процесс нарушен, так как в большинстве семей по одному ребёнку, а группы в ДОУ преимущественно одновозрастные. Тем не менее, обучение игре стало уделом детского сада. Как отмечают Н. Я. Михайленко и Н.А. Короткова, авторы многочисленных публикаций, посвящённых этой теме, помочь ребёнку научиться играть педагог может, только играя вместе с ним.

Прежде всего, педагогу необходимо чётко представлять структуру игровой деятельности малыша третьего года жизни.

Как отмечают исследователи (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), на третьем году жизни завершается первый этап развития игры –овладение ребёнком общественным назначением предметов. От произвольного оперирования с предметами он переходит к использованию игрушки для имитации традиционного способа её употребления: «говорит» по игрушечному телефону, «варит суп» в игрушечной кастрюле и т.п.

Использование предметов в игре ребёнком третьего года жизни можно представить следующим образом: если у него есть кукла,то он её просто «покачает», есть тарелочка – он «покормит» куклу, есть коляска – он «вспомнит», что с куклой надо ещё и «погулять». Окружающие предметы словно требуют от малыша совершения с ними определённых действий. Таким образом, количество игровых действий находится в прямой зависимости от количества предметов, общественные способы употребления которых известны малышу. Совокупность предметов, порядок их появления играют решающую роль в отображении в игре знакомых ребёнку явлений.

Развитие целенаправленной деятельности в игре – важное направление педагогической работы. Значение игры для становления целенаправленной деятельности обусловлено тем, что в практической жизни возможности ребёнка самому ставить и реализовывать цели весьма ограничены. В самом деле, какие цели может ставить ребёнок этого возраста в реальной жизни? Собрать пирамидку, самостоятельно одеться, достать какой-то предмет и т. п. Очевидно, что диапазон этих целей очень мал.

В игре диапазон целей существенно расширяется за счёт возможности достигать с их помощью любых ненастоящих средств и способов. Эта возможность позволяет ребёнку через игру приобщаться к взрослым серьезным целям, самостоятельно ставить и реализовывать их, а также связывать цели одну с другой (сначала купить продукты, потом приготовить обед и, наконец, накормить кукол).

По мысли выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, игра принципиально отличается от любых других видов детской деятельности своими целями и способами их достижения.

У детей третьего года жизни имеется два источника игровых целей. Первый источник – действия взрослого, которые вызвали вспышку интереса у ребёнка, привлекли его внимание и побудили к действию, похожему на действие взрослого.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребёнка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребёнок только и делает, что катает машину), а у отдельных детей они отсутствуют совсем. Как же побудить ребёнка к тому, чтобы он принял поставленную педагогом новую игровую цель и начал самостоятельно реализовывать её?

Современная дошкольная педагогика исходит из того, что таким побудителем является готовность ребёнка подражать взрослому. При этом он подражает не только реальным действиям, перенося их в игру, но и игровым, повторяя их в собственной игре. Наблюдая за тем, как взрослый кормит куклу, ребёнок может захотеть сделать то же самое. Однако возникновение у ребёнка интереса к повторению игровых действий взрослого будет прямо зависеть от того, насколько тот ярко, выразительно и привлекательно передаст их. Только в этой ситуации ребёнок захочет повторить их в своей игре.

Итак, ребёнок третьего года жизни черпает свои игровые цели, наблюдая за действиями окружающих его взрослых. Он ставит в игре обычные, вполне реальные цели, как его папа, мама и другие взрослые. Но, хотя эти цели и очень обыденны, ребёнок не может их реализовать. В самом деле, варить суп, управлять машиной, строить дом он может только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными. Ведь в игре обед можно варить из мозаики, помешивая палочкой в крышке от банки. Итак, цель обычная, а пути её достижения явно далеки от реальности. Вот это сочетание настоящих целей и ненастоящих путей их достижения и характеризует игру.

Следующий этап –появление в деятельности ребёнка замещающего действия. Именно ненастоящий способ достижения цели позволяет ребёнку использовать в игре предметы-заместители (кубик вместо мыла, палочка вместо расчески и т. п.) и совершать действия с воображаемыми предметами (мешать кашу в пустом цилиндре и есть несуществующую конфету). Он может уже не просто «говорить по телефону», имитируя действия взрослого, а для реализации создаваемой им воображаемой ситуации, например, «звонит бабушке». Значительную роль в создании воображаемой ситуации (сюжета игры) выполняют игровые предметы. В настоящем примере – это телефон. По мнению Л.С. Выготского, замещающий предмет выступает как опорный, облегчая сдвиг от действия к мысли.

Как отмечалось выше, в игре даже самую обыденную цель можно достичь самым необычным способом, используя самые неподходящие с точки зрения реального мира предметы. Однако возможность использовать для достижения знакомых целей самые неожиданные предметы не дается ребёнку изначально. Поэтому одними из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, являются следующие: во-первых, раскрыть детям саму возможность использовать предметы-заместители и научить совершать условные действия с ними; во-вторых, побуждать детей к самостоятельному поиску и применению новых, оригинальных способов достижения игровых целей.

Использование предметов не по назначению развивает воображение детей, а свободный поиск новых, оригинальных игровых способов достижения каких-либо целей – первый шаг в становлении их творческих способностей.

В методической литературе последних лет исследователи игры (С.Г. Доронов и др.), рассматривая игровые предметы, намеренно не используем распространенный термин – предмет-заместитель.

«Объективно все предметы используемые ребёнком в игре, являются заместителями, т.е. выполняют замещающую функцию. Её выполняет и игрушечный телефон, у которого есть все внешние признаки настоящего телефонного аппарата, и деревянный кубик, который можно поднести к уху, и т.п.

На определённом этапе, имеющем достаточно широкие временные рамки, ребёнок начинает в игре использовать максимально условные, полифункциональные предметы. Они отличаются именно вариативностью применения, позволяя заполнить лакуны, образовавшиеся в результате недостающих игровых предметов, необходимых для совершения тех или иных игровых действий. Способность ребёнка использовать в игре полифункциональные предметы очень важна, и её надо по возможности развивать».

Тем не менее, по выражению Г.Д. Лукова, «не всё может быть всем». Условный предмет должен по каким-либо физическим качествам совпадать с изображаемым и не может вступать в противоречие с закреплённым за ним общественным способом употребления. Например, ребёнок никогда не станет «размешивать сахар в чае» кубиком, он выберет для этого палочку. Затруднено и замещение посредством предметов уже известного ребёнку способа использования. Например, «размешивание сахара» карандашом он может счесть недопустимой операцией, ведь карандашом он совсем недавно рисовал. Как свидетельствует Н.Я. Михайленко, при предложении взрослого «расчесать волосы куклы» условным предметом, ребёнок предпочитает куклу с лепным паричком, а не с реалистической имитацией настоящих волос, которые можно действительно расчесать.

Таким образом, процесс замещения является сложным явлением, что необходимо учитывать при формировании предметно-игровой среды.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создаёт возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии». Например: девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» – отвечает: «Я Юля». Позднее дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофёр», «Ты мама» и т.п. так происходит становление сюжетно-ролевой игры.

Подготовка ребёнка к принятию роли начинается с 2 лет 6-8 месяцев и совпадает с началом развития его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?.. Принять на себя роль – значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим: зайчиком, шофёром, паровозиком и т.п. Для ребёнка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, а с другой стороны, я – это не я, а кто-то иной.

Способность «превращаться в другого» появляется у ребёнка к 3 годам, если проводится соответствующая педагогическая работа. В противном случае умение вообразить себя «другим», как показывает практика, появляется значительно позже.

Итак, чтобы ребёнок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда ясна и основная задача педагогической работы-подготовка детей к принятию роли.

Формирование у ребёнка способности «превращаться в другого» – первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры. Только своевременная подготовка детей к принятию роли обеспечит и своевременный переход к сюжетно-ролевой игре, имеющей очень большое значение для психического развития ребёнка дошкольного возраста и его воспитания.

И ещё один немаловажный фактор. Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышом веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребёнок может перевоплощаться, то воспитатель с раннего возраста будет ориентировать детей на увлекательную неординарную ролевую игру.

Совершенствование сюжетной игры способствует развитию совместных игр детей, её коллективных форм.

Большое значение имеют индивидуальные игры режиссёрского типа. Содержание их постепенно усложняется: от отображения действий людей с предметами к отображению их взаимоотношений.

Основной игровой целью общения является не сообщение детям новой информации, а выражение отношения. Разумеется, цели общения реализуются в любой игре. Однако в играх они выступают как фон. Например, ребёнок лечит больную куклу и попутно жалеет её или ругает за неосторожность, приведшую к болезни.

Вместе с тем игру можно организовать таким образом, чтобы на первый план выступали не практические цели, а цель общения как выражение отношения. Например, малыш не столько лечит куклу, сколько высказывает ей своё сочувствие.

Своё отношение в игре педагогу следует выражать теми же способами, что и в реальной жизни. Реализация в игре целей общения отличается от реализации практических игровых целей. Так, играя «в день рождения» и высказывая ребёнку множество добрых пожеланий, педагог использует те же средства, что и в реальности, однако сама ситуация дня рождения является воображаемой.

Таким образом, осуществление игровых целей общения отличается от настоящего общения только воображаемой ситуацией, а от осуществления практических игровых целей – отсутствием действий замещения. Следует отметить, что особенно актуальна игра «в общение» в период адаптации ребёнка к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в развитии детей младшего возраста

В статье описывается значение игры для развития детей младшего дошкольного возраста, а также подход и роль воспитателя в этом процессе....

" Значение сенсорного развития детей младшего возраста."

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так дале...

Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...

«Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...

Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...

"Значение конструирования в развитии детей младшего возраста"

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формир...