Проект "Знакомим детей с профессиями"
проект (старшая группа)

В данном материале предоставлена работа с детьми по ознакомлению с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников

«В мире профессий»

Проект подготовила: воспитатель Ежкова В.С.

Актуальность: Обновление системы дошкольного образования ставит перед

современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:

  • развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
  • формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
  • развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
  • формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
  • формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

-непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно - творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:

  • у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
  • активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
  • разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители

Продолжительность курса: проект рассчитан на 2 года.

Реализация проекта Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

  1. этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
  2. этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
  3. этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Результат реализации проекта

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Тематический план

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал,

оборудовани

е

Сентябр

«Профессии в

Цель: обогащать

Форма

Мультимедий

ь

детском саду»

знания и

проведения:

ное

представления детей

экскурсия по

оборудование

о профессиях

детскому саду,

, презентация

работников детских

беседа,

Атрибуты для

учреждений.

презентация

моделировани

«Профессии в

я игровых

детском саду»

ситуаций: в

моделирование

кабинете

сюжетно-

медсестры, на

ролевой игры

прачке, на

«Детский сад».

кухне.

Основные

понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя, забота, любовь к детям.

октябрь

«Врач»

Цель: обогащать знания и

представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетноролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.

Атрибуты для моделировани я игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурны й кабинет»

«Фармацевт»

Цель: обогащать знания и

представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку. Сюжетноролевая игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.

Атрибуты для сюжетноролевой игры «Аптека»

ноябрь

«Нефтяник»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности нефтяника.

Форма

проведения:

презентация

подготовленная

воспитанником

«Мой папа -

нефтяник».

Основные

понятия: нефть,

скважина,

нефтяник

Мультимедий

ное

оборудование , презентация. Нефть, перо для эксперемента льно- исследователь ской деятельности. Изготовленна я буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленны е из бумаги и деревянных палочек). Рассматриван ие , книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.

«Отдел

полиции»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.

Форма

проведения:

НОД

Основные

понятия:

правонарушени

е, закон, охрана.

«следователь»,

«криминалист»,

«улика»,

«фоторобот»;

сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол,

на котором нарисованы разные продукты питания, в том числе торт); второй рисунок точно такой же, за

исключением

торта;

листы бумаги с

прорисованны

ми свечой

разных

следов;

краски,

кисточки;

картинки с

изображением

сказочных

героев:

Буратино,

Карлсон,

Красная

Шапочка,

Шапокляк;

детали частей

лица

данных

персонажей,

конверт, в

котором

находится

рисунок, где

старуха

Шапокляк с

тортом;

эмблемки;

коробка, в

которой

лежат

полицейские принадлежнос ти: фуражка, пагоны, кобура и пр.

декабрь

«Почтальон»

Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных

Форма

проведения:

экскурсия на

городскую

почту.

Основные

понятия:

почтовое

отделение,

почтальон,

письмо,

посылка,

Атрибуты для сюжетноролевой игры «Почта»

местах.

индекс.

«Строитель»

Цель: Расширение и

уточнение знаний о

строительных

профессиях.

Формировать

уважение к рабочим

разных

специальностей —

каменщикам,

плотникам, малярам,

сантехникам,

плиточникам,

кровельщикам,

электросварщикам.

Форма

проведения:

НОД.

Основные

понятия:

каменщикам,

плотникам,

малярам,

сантехникам,

плиточникам,

кровельщикам,

электросварщик

ам, цемент,

щебень

Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка» и «Три

поросенка». Картинки с изображением других домов и

строительных

материалов,

строительных

машин и

профессий.

Фотографии с

изображением

красивых

зданий и

домов города

Москвы.

Январь

«Аниматоры»

Цель: познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров.

Форма

проведения:

беседа,

моделирование сюжетноролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов

Атрибуты для моделировани я сюжетно ролевой игры «Аниматор»:к остюмы, маски, колпаки, шары, машинки на ленточках, мольберты, фломастеры, листы бумаги А-4 .

Февраль

«Пожарная

часть»

Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного

Форма

проведения:

беседа,

экскурсия в

пожарную

часть.

Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудование м для

Основные

понятия: огонь,

пожарная

машина,

смелость,

снаряжение,

рукав.

тушения

пожара

«Профессия-

военный»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Форма

проведения:

НОД

Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм.

-картины, с

родами войск

фотографии;

-военное

обмундирован

ие

-кортик, значки; -фильм о подводной лодке проекта «Тайфун».

март

«Домохозяйка

»

Цель:

познакомить

детей с

профессией-

домохозяйка.

воспитывать

уважение к

труду

домохозяйки.

Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей «Моя мама домохозяйка». Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая.

Мультимедий

ное

оборудование , презентация.

«Парикмахер»

Цель: знакомить с

Форма

Атрибуты для

«Косметолог»

профессиями:

парикмахер,

косметолог

проведения: беседа, сюжетноролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение.

сюжетноролевой игры «Салон красоты «Мальвина»

апрель

"Все

профессии нужны, все профессии важны"

Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Форма

проведения:

игровая

программа.

Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедий ное

оборудование , презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский; 2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор;

3) Ноты, обои, кукла,

отвёртка,

руль.

май

«В мире

Цель: расширять у

Операционны

профессий»

воспитанников

Форма

е карты с

представления о

проведения:

последовател

мире взрослых,

НОД.

ьностью

пробуждать интерес

Основные

деятельности,

к их

понятия:

атрибуты для

профессиональной

названия

деятельности

деятельности,

профессий,

маляра,

формировать

труд.

овощевода,

уважение к труду.

продавца,

библиотекаря,

парикмахера,

Диагностика

Цель: Изучения

повара,

«Представлен

уровня

домохозяйки;

ия о труде

информированности

мультимедий

взрослых»

детей о труде

ное

взрослых

оборудование

Диагностика

Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Какую пользу для общества приносят полицейские?

Какими качествами должен обладать полицейский?

Кого называют военнослужащими?

Какие военные профессии ты знаешь?

Какими качествами должен обладать военнослужащий.

Как называют врача лечащего детей?

Кто помогает врачу лечить больных?

Какие

инструменты нужны врачу для работы?

В чем состоит работа

парикмахера?

В чем состоит

работа

фармацевта?

Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?

В чем состоит работа аниматора?

Какими качествами должен обладать аниматор?

В чем состоит работа

домохозяйки?

Кто работает на почте?

В чем состоит работа почтальона?

Какими качествами

должен обладать учитель?

Расскажите о

профессии

нефтяник.

Кому принадлежат

данные

инструменты:

1 .Кисточка, карандаш, краски. (художнику)

#1053;ожницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)

#1056;учка, тетрадь, книга. (учителю)

#1052;олоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)

#1051;ампочка, розетка, индикатор. (электрику)

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.

0 баллов - ребенок дает неправильный ответ.

  1. балл - ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
  2. балла - ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ В карте выставляются отметки по итогам опроса.

Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Предполагаемые риски и способы их избежать.

Первый риск проекта состоит в том, что образовательно-проектная деятельность принесет меньше динамики для раннего профориентирования детей

старшего дошкольного возраста, чем предполагалось изначально: по истечении срока реализации проекта деятельности дети так и не смогут понять, кем бы они хотели бы стать в будущем. Это возможно при пропусках детьми занятий в детском саду из-за различных причин. Поэтому можно продумать домашние задания для детей и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.

Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.

Перспективы использования развития и проекта.

Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.

Содержание проекта может быть расширено на образовательное учреждение полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей с профессиями, подготовительная группа«Профессия Почтальон».

Данное занятие желательно проводить перед экскурсией на почту.Как  правило.почтовые отделения находятся недалеко от жилых районов,где собственно,имеются детские сады.Попробуйте договориться с раб...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Презентация "Детям о профессии работника железной дороги" для детей дошкольного возраста

Цель: Познакомить детей с профессией работника железной дороги. (В рамках проведения в детском саду тематической недели на тему "день железнодорожника")Задачи: 1. Познакомить детей с профессией ж...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патриотического потенциала детей».

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патрио...

Презентация для детей "Все профессии важны, все профессии нужны"

Показать, как много профессий существует на земле....

Проект «Мы играем в магазин» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 4-го года жизни посредством обогащения знаний детей о профессиях работников торговли группа для детей от 3 до 4 лет «Весёлые гномики »

В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в ...