Проект "Знакомим детей с профессиями"
проект (старшая группа)
В данном материале предоставлена работа с детьми по ознакомлению с профессиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_po_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.docx | 46.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников
«В мире профессий»
Проект подготовила: воспитатель Ежкова В.С.
Актуальность: Обновление системы дошкольного образования ставит перед
современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно - творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители
Продолжительность курса: проект рассчитан на 2 года.
Реализация проекта Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
- этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
- этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
- этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Результат реализации проекта
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Тематический план
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудовани е |
Сентябр | «Профессии в | Цель: обогащать | Форма | Мультимедий |
ь | детском саду» | знания и | проведения: | ное |
представления детей | экскурсия по | оборудование | ||
о профессиях | детскому саду, | , презентация | ||
работников детских | беседа, | Атрибуты для | ||
учреждений. | презентация | моделировани | ||
«Профессии в | я игровых | |||
детском саду» | ситуаций: в | |||
моделирование | кабинете | |||
сюжетно- | медсестры, на | |||
ролевой игры | прачке, на | |||
«Детский сад». | кухне. | |||
Основные |
понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. | ||||
октябрь | «Врач» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетноролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. | Атрибуты для моделировани я игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурны й кабинет» |
«Фармацевт» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку. Сюжетноролевая игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Атрибуты для сюжетноролевой игры «Аптека» |
ноябрь | «Нефтяник» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности нефтяника. | Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - нефтяник». Основные понятия: нефть, скважина, нефтяник | Мультимедий ное оборудование , презентация. Нефть, перо для эксперемента льно- исследователь ской деятельности. Изготовленна я буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленны е из бумаги и деревянных палочек). Рассматриван ие , книжных иллюстраций, фотографий, плакатов. |
«Отдел полиции» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. | Форма проведения: НОД Основные понятия: правонарушени е, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика», «фоторобот»; | сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол, на котором нарисованы разные продукты питания, в том числе торт); второй рисунок точно такой же, за исключением торта; листы бумаги с |
прорисованны ми свечой разных следов; краски, кисточки; картинки с изображением сказочных героев: Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, Шапокляк; детали частей лица данных персонажей, конверт, в котором находится рисунок, где старуха Шапокляк с тортом; эмблемки; коробка, в которой лежат полицейские принадлежнос ти: фуражка, пагоны, кобура и пр. | ||||
декабрь | «Почтальон» | Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных | Форма проведения: экскурсия на городскую почту. Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, | Атрибуты для сюжетноролевой игры «Почта» |
местах. | индекс. | |||
«Строитель» | Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | Форма проведения: НОД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщик ам, цемент, щебень | Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка» и «Три поросенка». Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы. | |
Январь | «Аниматоры» | Цель: познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров. | Форма проведения: беседа, моделирование сюжетноролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов | Атрибуты для моделировани я сюжетно ролевой игры «Аниматор»:к остюмы, маски, колпаки, шары, машинки на ленточках, мольберты, фломастеры, листы бумаги А-4 . |
Февраль | «Пожарная часть» | Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть. | Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудование м для |
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. | тушения пожара | |||
«Профессия- военный» | Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Форма проведения: НОД Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. | -картины, с родами войск фотографии; -военное обмундирован ие -кортик, значки; -фильм о подводной лодке проекта «Тайфун». | |
март | «Домохозяйка » | Цель: познакомить детей с профессией- домохозяйка. воспитывать уважение к труду домохозяйки. | Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей «Моя мама домохозяйка». Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая. | Мультимедий ное оборудование , презентация. |
«Парикмахер» | Цель: знакомить с | Форма | Атрибуты для |
«Косметолог» | профессиями: парикмахер, косметолог | проведения: беседа, сюжетноролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. | сюжетноролевой игры «Салон красоты «Мальвина» | |
апрель | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Форма проведения: игровая программа. | Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедий ное оборудование , презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский; 2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор; 3) Ноты, обои, кукла, |
отвёртка, руль. | ||||
май | «В мире | Цель: расширять у | Операционны | |
профессий» | воспитанников | Форма | е карты с | |
представления о | проведения: | последовател | ||
мире взрослых, | НОД. | ьностью | ||
пробуждать интерес | Основные | деятельности, | ||
к их | понятия: | атрибуты для | ||
профессиональной | названия | деятельности | ||
деятельности, | профессий, | маляра, | ||
формировать | труд. | овощевода, | ||
уважение к труду. | продавца, | |||
библиотекаря, | ||||
парикмахера, | ||||
Диагностика | Цель: Изучения | повара, | ||
«Представлен | уровня | домохозяйки; | ||
ия о труде | информированности | мультимедий | ||
взрослых» | детей о труде | ное | ||
взрослых | оборудование |
Диагностика
Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
Какую пользу для общества приносят полицейские? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать полицейский? | |||||||||||||||||||||
Кого называют военнослужащими? | |||||||||||||||||||||
Какие военные профессии ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать военнослужащий. | |||||||||||||||||||||
Как называют врача лечащего детей? | |||||||||||||||||||||
Кто помогает врачу лечить больных? | |||||||||||||||||||||
Какие инструменты нужны врачу для работы? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа парикмахера? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа фармацевта? | |||||||||||||||||||||
Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа аниматора? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать аниматор? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа домохозяйки? | |||||||||||||||||||||
Кто работает на почте? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа почтальона? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами |
должен обладать учитель? | |||||||||||||||||||||
Расскажите о профессии нефтяник. | |||||||||||||||||||||
Кому принадлежат данные инструменты: 1 .Кисточка, карандаш, краски. (художнику) #1053;ожницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее) #1056;учка, тетрадь, книга. (учителю) #1052;олоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику) #1051;ампочка, розетка, индикатор. (электрику) | |||||||||||||||||||||
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем. | |||||||||||||||||||||
Кем бы ты хотел стать? Почему? |
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
0 баллов - ребенок дает неправильный ответ.
- балл - ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
- балла - ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Предполагаемые риски и способы их избежать.
Первый риск проекта состоит в том, что образовательно-проектная деятельность принесет меньше динамики для раннего профориентирования детей
старшего дошкольного возраста, чем предполагалось изначально: по истечении срока реализации проекта деятельности дети так и не смогут понять, кем бы они хотели бы стать в будущем. Это возможно при пропусках детьми занятий в детском саду из-за различных причин. Поэтому можно продумать домашние задания для детей и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.
Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.
Перспективы использования развития и проекта.
Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.
Содержание проекта может быть расширено на образовательное учреждение полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению детей с профессиями, подготовительная группа«Профессия Почтальон».
Данное занятие желательно проводить перед экскурсией на почту.Как правило.почтовые отделения находятся недалеко от жилых районов,где собственно,имеются детские сады.Попробуйте договориться с раб...
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Презентация "Детям о профессии работника железной дороги" для детей дошкольного возраста
Цель: Познакомить детей с профессией работника железной дороги. (В рамках проведения в детском саду тематической недели на тему "день железнодорожника")Задачи: 1. Познакомить детей с профессией ж...
Познавательно – информационный по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Профессия - строитель»• Расширить представления детей о профессии строителя. • Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии
Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей....
Презентация для детей "Все профессии важны, все профессии нужны"
Показать, как много профессий существует на земле....
Проект «Мы играем в магазин» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 4-го года жизни посредством обогащения знаний детей о профессиях работников торговли группа для детей от 3 до 4 лет «Весёлые гномики »
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в ...
План-конспект занятий для подготовительной группы на тему «Профессии», пчелка-робот знакомит детей с профессиями
Использование робота «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развит...