Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей в контексте с ФГОС ДО
консультация (старшая группа)

тришина юлия михайловна

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnaya_igra_kak_sredstvo.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа № 1

дошкольное отделение – детский сад № 20

Консультация: Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей в контексте с ФГОС ДО

Выполнила: Тришина Ю.М.

Голицыно 2021г.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития. Одной из приоритетных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В век компьютеров, сотовых телефонов, гаджетов развитию двигательной активности наших детей отводится все меньше и меньше внимания. Дети не знают подвижные игры, не умеют их организовать, а тем более придумывать самостоятельно. Двигательная активность дошкольников уменьшается из-за амбиций родителей, чрезмерно увлекающихся интеллектуальным развитием своих детей. А ведь движение - это жизнь. Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не могут заменить движение. Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. В движении наши дети растут, развиваются, взрослеют. И где не подвигаться ребенку, как в игре. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольника. А тем более, подвижная игра, которая является и средством гармоничного развития личности ребенка.

Подвижная игра - сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта - подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Значение подвижной игры велико! «Дайте ребенку подвигаться 2-3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания» - писал К.Д. Ушинский. «Чтобы выигрывать, прежде всего, нужно играть!» А. Эйнштейн

Подвижная игра – средство и метод физического развития, который оказывает оздоровительное воздействие на организм, он упражняется в самых разнообразных движениях. Во время подвижной игры активизируется кровообращение, дыхание, обменные процессы; дает положительные эмоции ребенку.

-подвижная игра - средство умственного развития ребенка: в игре активизируются память, внимание, развивается мышление, воображение; пополняется словарный запас, обогащается речь; дети учатся анализировать свои действия и действия товарищей; действовать в соответствии с правилами.

-подвижная игра - средство нравственно-патриотического воспитания: во время игры дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим правилам; подвижная игра развивает волю, самообладание, выдержку; в игре формируется четкость, дисциплинированность, справедливость; развивается инициатива ребенка. Играя с детьми в русские народные игры, мы знакомим их с традициями нашего народа, приобщаем к истокам нашей культуры, воспитываем любовь к своему отечеству. Подвижная игра должна учить сообразительности и находчивости.

-подвижная игра - средство эстетического развития: в подвижной игре дети познают красоту движений, их образность, развивается чувство ритма, точность, плавность движений.

-подвижная игра – средство социально-коммуникативного развития дошкольников: в подвижных играх используются разнообразные атрибуты, с помощью педагогов и родителей дети изготавливают такие атрибуты; учатся бережно относиться к оборудованию, наводить порядок в центре двигательной активности.

- подвижная игра - лучшее лекарство: «Помните чудесного доктора из фильма «Приключения желтого чемоданчика»? Его прототипом можно считать главного врача детской Московской больницы Егора Арсеньевича Покровского. Только он лечил детей не волшебными леденцами, а подвижными играми. Одним выписывал простые ляпки или пятнашки, другим горелки, третьим назначал палочку-выручалочку - так начинает свою статью о докторе Покровском писатель Дмитрий Шеваров. Средство для профилактики (нарушений осанки, плоскостопия, нарушений зрения, нарушений речи)

Кроме того, играя на воздухе, дети с ранних лет приучаются к тому климату, в котором суждено им жить, равно как ко всем переменам этого климата.

Классификация подвижных игр по сложности:

Элементарные:

- сюжетные (у медведя во бору, гуси лебеди, хитрая лиса, два мороза)

- бессюжетные (ловишки, перебежки, кольцебросс, бабки)

- игры-забавы (ладушки, коза рогатая, шла коза по лесу, камень, ножницы, бумага)

- игры-аттракционы (чехарда, прятки, жмурки, тише едешь - дальше будешь)

Сложные:

- спортивные игры (баскетбол, футбол, городки, бадминтон) в дошкольном возрасте используются элементы этих игр, дети играют по упрощенным правилам. [3. С. 5]

Классификация игр по степени физической нагрузки:

- игры большой подвижности (ловишки с хвостиками, хитрая лиса, удочка, вышибалы).

- игры средней подвижности (хорошо нам так сидеть…; картошка; уголки).

- игры малой подвижности (пол, нос, потолок; море волнуется; нам всем весело живется…).

В современных условиях жизни нашего общества в особую группу подвижных игр хотелось бы выделить игры, которые лечат. Еще древние игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Они считались лучшим лекарством от всех недугов. Римский врач Клавдий Галлеи прописывал вместо лекарств игру в мяч.

Подвижная игра – средство профилактики:

- нарушений осанки (передал - садись; перешагни, через палку; с мешочком на голове; штандер).

- коррекция плоскостопия (извилистой тропой (ходьба по канату); циркачи (перебирать ногами, стоя на цилиндре, двигаясь вперед)).

- профилактика и сохранение зрения (живая цель; мячом в цель; мяч соседу; гонка мячей; охотники и утки; кольцеборсс).

- профилактика нарушений и развитие речи (игры с речевым сопровождением: у ребят порядок строгий; мы веселые ребята; в домике живет волчок…; ровным кругом друг за другом…).

Подвижные игры для детей, перенесших заболевания:

- дыхательной системы (ринит, гайморит, бронхит, общие бронхолегочные заболевания).

Птички в гнездышках; лошадки; поезд; трамвай, кролики.

- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неправильная осанка и форма ног).

Великаны и гномы; наседка и цыплята; воробышки и кот; зайцы и волк; такси; догони меня; догони мяч; по извилистой дорожке.

- для укрепления психического здоровья.

Найди свой цвет; к куклам в гости; не опоздай; море волнуется; круг- кружочек; холодно-жарко.

В отдельную группу можно выделить тимбилдинг – объединяющие игры, которые способствуют развитию умения детей работать в команде и стремится к успеху вместе (дракон кусает свой хвост, ловишки с хвостиками, сиамские близнецы, ручеек, поводырь). Такие игры помогают детям стать терпимее друг к другу, чаще играть вместе, меньше ссорится. Игра превращается из простого времяпровождения в мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

1.Сбор детей на игру и создание интереса.

2.Обьяснение правил игры.

3. Распределение ролей.

4. Руководство ходом игры.

5. Подведение итогов игры.

Воспитатель осуществляет руководство ходом игры в соответствии с возрастом детей.

Средняя продолжительность игры 5-6 минут в младшей группе, 6-8 минут – в средней и 8-10 минут – в старшей. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались для игры и воспитатель начал ее обьяснение. Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей. Не следует их выключать из игры, подчеркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль. Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной, одна круговая, другая врассыпную. В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает дошкольное образовательное учреждение. Желательно любые средства двигательной направленности связывать с темой образовательной деятельности. Тема: Весна (скворечники, птица без гнезда, на лужайке, перепрыгни через ручеек, солнышко и дождик, соберитесь у цветков, садовник).

Перед началом игр необходимо познакомить всех ребят со следующими правилами.

1.Играй честно, строго соблюдай правила и требуй этого от товарища.

2. Сам поиграй, но и дай поиграть товарищам.

3. Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни: в игре – соперник, после игры – товарищ.

4.Победил – не задавайся (есть и посильнее тебя), проиграл – не унывай (поработаешь над собой – победишь).

5. В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен.

6. Победа команды – твоя победа, честь команды – твоя честь.

7. Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты.

8. Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить.

Большую роль в воспитании и гармоничном развитии детей в дошкольном образовательном учреждении играют праздники и развлечения. Наибольший эффект оказывают интегрированные праздники и развлечения. Участие в праздниках является естественным способом приобщения детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям, здоровому образу жизни.

 Непременным условием таких мероприятий является участие родителей, и не в качестве пассивных зрителей, а в качестве активных участников. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свои умения бегать, прыгать, играть в подвижные игры – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, развивает чувство гордости за успехи своих родителей; приобщает детей и родителей к здоровому образу жизни.

 На любом интегрированном мероприятии, проводимом в детском саду, любой тематики подвижная игра, где участвуют и родители, и дети, будет актуальна и востребована.

 «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» М.А.Горький

Играя и реализуя различные формы двигательной активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно. Ребенок живет в игре. Задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра, тактично поддерживая руководство, обогащать двигательный опыт детей.

Закончить хотелось бы словами Эрика Берна, который пишет: «… весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Список литературы

1. Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.-с. 64.

2. Покровский, Е.А. Русские детские подвижные игры / Е.А. Покровский. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.- 184 с.

3. Шарова, Е.В. Подвижные игры / Е.В. Шарова. – Сокол, 2012.- 62 с.

4. Голомидова, С.Е. Оздоровительные игры / С. Е. Голомидова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 96 с.

5. Бабенкова Е. А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

«Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»

Консультация предназначена для воспитателей. Раскрыты вопросы методики организации и проведения подвижной игры с дошкольниками, а так же рекомендации по оснащению развивающей предметно -пространственн...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОС ДО»

Цель данного мастер-класса приобщить педагогов к работе по развитию двигательной активности дошкольников....

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОСТ ДО.

Согласно ФГОСТ ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....

подвижная игра как средство развития двигательной активности детей 3-4лет на прогулке

подвижная игра как средство двигательной активности детей 3-4 лет на прогулке...

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...