Проект «Русская береза – символ России»
проект (средняя группа)

Елена Владимировна Перелыгина

Автор проекта: воспитатель средней группы Перелыгина Е.В.

Тип проекта : - познавательно-исследовательский.

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный(сентябрь-май).

Предмет исследования: - береза.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: Ознакомление дошкольников с березой как символом России и с традициями, обычаями русского народа, формирование экологической культуры детей через воспитание бережного отношения к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_beryoza.docx468.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка»

ПРОЕКТ

«Русская береза - символ России»

Воспитатель : Перелыгина Е.В.

Тамбов

2023г.

Проект «Русская береза – символ России»
Автор проекта: воспитатель средней группы Перелыгина Е.В.

Тип проекта : - познавательно-исследовательский.

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный(сентябрь-май).

Предмет исследования: - береза.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: Ознакомление дошкольников с березой как символом России и с традициями, обычаями русского народа, формирование экологической культуры детей через воспитание бережного отношения к природе родного края.

Задачи:

1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.

2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе.

3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

4. Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

6. Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.

Актуальность:

Проект «Русская березка» разработан для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу.

Также известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел" : "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".

Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наше село, наша страна, наша планета. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Задачи:

1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.

2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе.

3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

4. Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

6. Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.

Этапы работы:
Подготовительный:
• Подбор детской, педагогической литературы.

• Подбор информации о березе

• Подбор картин, иллюстраций о БЕРЕЗЕ.

• Подбор дидактических игр.

• Подготовить материал для творческой деятельности.

• Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.

Основной:
- Наблюдение за березой.
- Проведение НОД.

Заключительный:

Выставка «Берёзка символ России»
Методы и формы работы.
Деятельность педагога:
- беседы;
- познавательные рассказы воспитателя;
- ОД;
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;
- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) ;

Деятельность детей:
- экспериментирование;
- речевые игры, описательные рассказы;
- дидактические игры с предметными картинками;
- игра по модели строения дерева;
- подвижные, народные игры;
- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд) - музыкальная

Взаимодействие с родителями воспитанников:
- консультации, рекомендации, памятки;
- практические задания;
- совместные мероприятия.

Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь.
Основной этап - октябрь - май .
Презентационный этап - июнь.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Проводился активный сбор информации из литературных источников и в и интернете.

Ожидаемые результаты –

сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.

Работа по проекту:

«Люблю берёзку русскую» Наблюдения за берёзой на прогулке в разное время года. Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность Разучивание стихов, песен, загадок , пословиц, поговорок о берёзе. Рассматривание картин о нашей красавице берёзе

Реализация проекта:

Начальный этап.
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Берёзка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Речевое развитие:
1. «Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; « «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» ; Л.Н Сурнина« Три берёзки под окном» Г Н Рахимов и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза». С.А Васильева «В белых платьицах подружки», Р Рождественский «Чуть солнце пригрело откосы», Прокофьев А. «Люблю берёзку русскую»

4. Рисование: « Береза»
5. Музыка: Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.,

6. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

Познавательное развитие:
1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) .

Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

2. Выбор березки на территории детского сада. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. Исследование бересты под лупой.
3. Оформление газеты «Люблю березку русскую». Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу». Конкурс «Читаем стихи о березке».

4. Организация праздника «Русская березка» с детьми.

5. Экскурсия в березовую рощу «Встреча с русской красавицей»
Работа с родителями:
Посадка молодых саженцев берёзки на участке детского сада.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево берёза и почему необходимо. По итогам работы было отмечено: Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю берёзку русскую».

Заключение:

Внедрение данного проекта обеспечило: Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и прийти к выводу, что «Берёза символ -России» У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали кору березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние почек и листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к берёзке.

Продукт проекта:
- альбом "Люблю русскую красавицу березу";
- вернисаж детских рисунков;
- фотоколлаж экскурсий в парк.
- выставка детских поделок, аппликаций.
E:\фотоот\E:\фотоот\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская береза - символ России"

Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....

Познавательно-творческий проект на тему: «Русская береза – символ России»

Проект разработан в рамках реализации инновационной деятельности детского сада....

Презентация проекта "Русская береза - символ России"

Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Русская береза - символ России"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего возраста...