Нормативно-правовые, концептуальные и программные документы, актуализирующие цели и задачи патриотического воспитания
материал (подготовительная группа)
В толковом словаре В.И.Даля значение слова "патриотизм" объясняется так: "Патриот - любитель отечества, равнитель о благе его, отчизнолюб". В "Словаре - иностранных слов" В.В. Одинцова и др. "патриот" - (гр. Patriotes - земляк, соотечественник).тот, кто любит родину, предан отечеству. "Патриот" - говорится в др. словаре, - человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовые, концептуальные и программные документы, актуализирующие цели и задачи патриотического воспитания
Образование – важнейшая сфера жизни общества, где реализуется политика государства, направленная на удовлетворение образовательных потребностей граждан. Концепция современного образовательного законодательства подчеркивает, что государственная политика в системе образования должна быть единой, в том числе в направлении воспитания патриотизма у населения.
Содержание воспитания включает в себя систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В первую очередь, это касается воспитания детей. В соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании в РФ», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Федеральные государственные стандарты НОО, ООО и СОО, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Рассмотренные далее документы расположены в хронологическом порядке и актуализируют цели и задачи, основные направления и содержание патриотического воспитания.
Национальная доктрина образования (утверждена постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г. № 751).
В документе обозначены задачи системы образования, призванной обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей; формирование навыков самообразования, самореализации личности; формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 г., протокол Ne 2(12-П4).
В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Целью патриотического воспитания провозглашено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. В документе определяется, что технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009).
Авторы концепции предлагают в виде современного воспитательного идеала высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Концепция содержит перечень базовых национальных ценностей, в числе которых выделены патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400).
Базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Стратегия рассчитана на перспективу до 2030 г.
Уточнены национальные ориентиры (стратегические национальные приоритеты) России на долгосрочную перспективу:
- Укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации.
- Укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества.
- Повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны.
- Сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
- Повышение конкурентоспособности национальной экономики.
- Закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях полицентричного мира.
В ней особо подчёркивается, что только гармоничное сочетание статуса сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России .
Стратегия национальной безопасности состоит из пяти разделов:
- Общие положения.
- Россия в современном мире: тенденции и возможности.
- Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
- Обеспечение национальной безопасности.
- Организационные основы и механизмы реализации Стратегии.
Четвёртый раздел включает несколько подразделов:
- Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, в котором отмечается, что реализуемая в Российской Федерации государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, создание условий для укрепления здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение жилищных условий и расширение возможностей для получения качественного образования. Главными целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина.
- Оборона страны, целями которой являются создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности. Достижение этих целей осуществляется в рамках реализации военной политики путём стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствование военной организации государства, форм применения и способов действий вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.
- Государственная и общественная безопасность, целями обеспечения которой являются защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение её суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Информационная безопасность, главная задача которой – укрепление суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.
- Экономическая безопасность, направленная на укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и её устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых.
- Научно-технологическое развитие, цель которого – обеспечение технологической независимости и конкурентоспособности страны, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов.
- Экологическая безопасность и рациональное природопользование, направленные на обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата.
- Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, к которым относятся прежде всего жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
- Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество, целями которых являются создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепление национальной безопасности, упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира.
- Реализация Стратегии предусматривает совершенствование системы государственного управления и стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).
В документе обозначены меры, направленные на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи, повышения уровня ее потенциала в целях национальной безопасности страны и т.д. В качестве ключевой задачи документ определяет воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи. К числу приоритетных задач отнесены: формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы российского государства; развитие просветительской работы, инновационных образовательных и воспитательных технологий, создание условий для самообразования молодежи; формирование ценностей здорового образа жизни, экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; и др.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Согласно положениям Стратегии государством создаются условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В соответствии с положениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» следует предпринимать все действия, направленные на повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. Без осуществления деятельности по патриотическому воспитанию граждан страны, а в особенности детей и молодежи, невозможно будет сохранить мир и безопасность как внутри самого государства, так и гарантировать мир и стабильность на международном уровне.
Федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан РФ"
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
в рамках национального проекта «Образование», в котором планируется усилить воспитательные составляющие в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во вне учебной деятельности. Этот Федеральный проект направлен на расширение участия системы образования
в принятии решений, которые затрагивают права и интересы подрастающего поколения, укрепление воспитательной функции системы образования, всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие детей. При этом как отдельного предмета, так и оценок по воспитанию в школах не вводится. Основная цель проекта - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Это станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу.
Цели, задачи и направления патриотического воспитания
Патриотизм – качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.
Анализируя понятие «патриотизм» в различных источниках, можно выделить сходные значения: любовь и преданность Отечеству; уважение к культуре и лучшим национальным традициям; сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества; готовность защищать интересы Родины.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.
Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
- воспитание толерантности;
- формирование чувства гражданского долга;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания:
- Духовно-нравственное;
- Историко-краеведческое;
- Гражданско-правовое;
- Социально-патриотическое;
- Военно-патриотическое;
- Спортивно-патриотическое;
- Культурно-патриотическое
Духовно-нравственное направление включает осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое направление основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско-правовое направление - это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое направление предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое направление способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Воспитание гражданских качеств личности - процесс целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности. Акцепты гражданского воспитания могут быть различными. Для США характерен акцепт па воспитание гражданина, приверженного демократическим ценностям, и ориентацию образования па формирование ответственности человека за судьбу демократического общества. Для европейских стран характерно обучение школьников правам человека и ответственному проживанию в поликультурном обществе.
Приоритеты гражданского образования в России:
- формирование способностей и готовности к активному освоению ситуаций социальных перемен, к социальному и политическому выбору, позитивной адаптации к изменениям в социуме и культуре, достигаемой путем усиления взаимодополнения и партнерства участников социальных взаимодействий;
- развитие самостоятельности и автономии личности в единстве с усвоением общественных и правовых норм;
- параллельно с освоением правовых стандартов демократического общества и государства - формирование способностей и готовности к совмещению разных социальных ролей, развитие навыков коммуникативной культуры, психологической устойчивости к быстрым социальным переменам и массированным информационным воздействиям;
- развитие поликультурного компонента школьного и дошкольного образования наряду с формированием российской идентичности, что предполагает мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, местного сообщества, города, страны; освобождение картины мира воспитанников от стереотипов дискриминации и ксенофобии в отношении иных социальных и культурных групп; допустимость альтернативных точек зрения, языков самовыражения; толерантность в отношении другого в качестве нормы социального поведения; реализацию принципа личной автономии и гражданской солидарности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»
Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улу...
Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"
Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"...
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...
Цели и задачи экологического воспитания, их особенности при воспитании детей в Домах ребёнка.
В докладе рассказывается об экологизации предметно- развивающей среды в условиях Дома ребёнка....
Круглый стол на тему:"ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЁНКА"
«Логика природы есть самая доступная для детей логико-наглядная, неоспоримая» К.Д.Ушинский В процессе работы с детьми раннего возраста перед нами встала проблема: как сделать так, чтобы процесс ...
Цели и задачи патриотического воспитания
Цели и задачи патриотического воспитания...
- Мне нравится (1)