Цели и задачи экологического воспитания, их особенности при воспитании детей в Домах ребёнка.
методическая разработка по окружающему миру ( группа) на тему
В докладе рассказывается об экологизации предметно- развивающей среды в условиях Дома ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_i_zadachi_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЁНКА.
«Логика природы есть самая доступная для детей логико-наглядная, неоспоримая».
К.Д.Ушинский
В процессе работы с детьми раннего возраста перед нами встала проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения и воспитания был не только действенным, эмоционально комфортным, интересным, доступным для детей, но и применим во всех сферах развития.
После изучения методической литературы, обсуждений и небольших экспериментов мы, как нам кажется, нашли решение. Это ознакомление с природой.
Что нам помогло:
1. По мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль не только в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), но и в сенсорном воспитании, которое является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Ведь знания усваиваются лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, т.к. чем больше подключено анализаторов (слуховой + зрительный + тактильный + и др.) в процессе получения новой информации, тем успешней будет и ее усвоение.
2. Дети уже стихийно знакомы с природой, и главный смысл обучения - систематизировать, закреплять и отрабатывать умения свободно пользоваться знаниями, которые получены в самостоятельной познавательной деятельности.
3. Дети в детских домах ограничены в своих возможностях, у них нет опыта. Малыши основываются только на знаниях, полученных от окружающих их взрослых. Особенностью детского мышления является стремление связывать "всё и во всём". Именно в этом кроется тайная причина неправильных выводов и умозаключений. Естественно, что задача воспитателей домов ребёнка заключается в развитии мышления, в умении делать выводы.
4. В процессе ознакомления с природой можно дать детям все необходимые знания во всех областях.
5. Детям раннего возраста недоступно понимание абстрактного и, учитывая возрастные особенности детей, работу легко можно построить по принципу «что вижу, то и познаю».
6. Изучив программы по экологическому воспитанию, мы остановились на программе С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания и закладки первых представлений и ориентиров в мире природы. Становление экологической культуры в период раннего детства возможно, если:
· в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда;
· дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, в основу которого положены адаптированные на ранний возраст ведущие идеи экологии;
. будет использована система форм и методов, построенная на типичных для детей раннего возраста видах деятельности (практических, познавательных и творческих);
· если получаемые знания вызывают у детей эмоциональный отклик;
· у воспитателей развивается профессиональная экологическая культура.
Что же было сделано в процессе работы над проектом:
I.
Экологизация предметно-развивающей среды в условиях дома ребёнка.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Предметно-развивающая среда в доме ребёнка должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного и деятельного.
Что было сделано для этого в рамках проекта:
1. Разрабатывается овощной огород;
2. Оборудован участок;
3. Оформлена «Поляна сказок»;
4. Разработана экологическая тропа;
5. Разбиты разнообразные клумбы;
6. Создана зона птичьей столовой;
7. Работает метеоплощадка.
II.
Как включить детей в целенаправленный, систематический педагогический процесс, в основу которого положены адаптированные на ранний возраст ведущие идеи экологии.
Использовать для развития ребенка можно любую возможность: 1. Во время еды называйте, что он ест, объясняйте из чего это сделано.
2. При умывании сообщите детям о свойствах воды, о её значении для людей.
Что есть в группе: В группе есть стенд с «Потешками при умывании». В доступной и интересной форме дети познают свойства воды, повторяют части тела.
3. Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности.
Что делается в группе: Во время одевания воспитатели рассказывают детям о том, куда они сейчас пойдут, что будут делать на прогулке, что смогут увидеть. Воспитатели обращают внимание детей на их одежду, сообщают о том, зачем надевать кофту или, почему не надели валенки, ведь детям самим ещё тяжело сделать выводы.
4. Игры с природным материалом помогают развитию познавательной активности ребенка, показывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. Дети уже на первом году жизни неудержимо тянутся к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п.
Что есть в группе: В группе создан центр «Воды и песка». Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре «Воды и песка» малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
5. Продуктивные виды деятельности вне занятий очень помогают ребёнку. Для многих своих мыслей и представлений дети не находят подходящих слов, и выражают их по-своему, другими, более доступными способами: через рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Что есть в группе: В группе есть разнообразные мелки, краски, составлена папка «Нетрадиционные формы продуктивной деятельности детей раннего возраста».
6. Чтение книг с красочными картинками.
Что есть в группе: В группе подобраны книги с экологической тематикой по возрасту.
7. В возрасте около двух лет малыши с удовольствием представляют себя кошечкой, цветком и т. п. Игры-пантомимы и игры-имитации помогают малышам лучше понять мир природы.
Что есть в группе: В группе изготовлены маски, подобраны персонажи театра бибабо.
8. Ролевой игры в раннем возрасте ещё нет, но, взрослые вполне могут организовать, например, приготовление еды, прогулку с кошечкой, кормление собачки…
Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям. Что есть в группе: В группе подобраны предметные и сюжетные игрушки. Развивающая среда подсказывает детям действия (машинки и строитель рядом с предметными игрушками; предметные игрушки около посуды) и организована так, что дети могут легко взять нужную им игрушку и играть, не мешая другим.
9. Значение музыки и музыкальных игр в экологическом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают игры типа «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Тихая мелодия перед сном успокоит малыша, звуки природы помогут ему сосредоточиться, успокоиться. Музыка благотворно влияет на нервную систему детей. Что есть в группе: Наличие музыкального центра и дисков с музыкой для детей очень помогает в работе.
10. Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественно- экологические тексты, которые ребенок может слушать с первых дней жизни. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Что есть в группе: В группе создана картотека потешек по темам и возрастам. Во время проведения прогулки воспитатель имеет под рукой потешки подобранные ко всем композициям на участке.
III
Методы и формы ознакомления детей раннего возраста с природой.
Методы ознакомления детей раннего возраста с природой.
Наглядные методы.
Наблюдения
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения:
1. Кратковременные:
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по листьям определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел, по цвету ягод-спелые или они или нет). В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
2. Длительные:
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Демонстрация диапозитивов и диафильмов.
Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Рассматривание картин.
Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные, а также художественные картины.
Учебный экран.
При ознакомлении детей с природой используют кинофильмы и телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы — росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний.
Практические методы
Игра
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.
Дидактические игры.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.
При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.
Настольно-печатные игры —дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).
Словесные игры - не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игровые упражнения.
Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.
Подвижные игры.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Творческие игры.
Одним из видов творческих игр являются игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Другой вид творческих игр - театрализованные. Они учит детей замечать и ценить всё прекрасное, что нас окружает.
Словесные методы
Рассказ воспитателя
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса детей, адресует его детям конкретной возрастной группы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Рассказ может сопровождаться иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами.
Беседа
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной литературы.
Сказки, небольшие стихи, потешки помогут детям лучше познать природу.
ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Занятия
Занятия по ознакомлению с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.
Экскурсии
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.
Работа в повседневной жизни.
Прогулки.
Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у детей накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.
При организации наблюдений на прогулке следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.
Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде.
Труд в природе
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям, создает благоприятные условия для сенсорного воспитания детей, является одним из способов развития наблюдательности. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Малыши учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»
Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улу...
Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"
Статья на тему: "Цели и задачи экологического воспитания дошкольников"...
Анализ целей и задач экологического воспитания в разных образовательных программах дошкольного образования
старший дошкольный возраст...
Круглый стол на тему:"ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЁНКА"
«Логика природы есть самая доступная для детей логико-наглядная, неоспоримая» К.Д.Ушинский В процессе работы с детьми раннего возраста перед нами встала проблема: как сделать так, чтобы процесс ...
Консультация для педагогов: «Цель и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Цель экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у ребенка основ экологической культуры и развития опыта взаимодействия с природой и окружающей средой....
Основные понятия, цели и задачи экологического воспитания дошкольников.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окр...
Цель и задачи экологического воспитания дошкольников.
Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а так же ценностн...