Возрастные особенности детей старшей группы
занимательные факты (старшая группа)

Минина Екатерина Владимировна

Возраст 5 - 6 лет – является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

   5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osen.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей старшей группы

   Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития.

  Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.

    Возраст 5 - 6 лет – является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

   5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

    Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

  У 5-х детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Все это надо развивать как в детском саду, так и дома. Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы.

    Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

   Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

  Различные логические таблицы развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные. Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Игра «Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

  В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.

   У пяти - шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой, салфеткой.

  Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию и родителям необходимо напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи.

   В старшей группе возросли требования к детям. У них меняется режим дня, время проведения и количество занятий в день. Теперь каждое занятие длится 25минут и в неделю проходит 12 занятий.

 

   Дети готовятся школе, вырабатывают усидчивость, любознательность, внимание, память.  И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.

  Дома не надо относиться к ним как к малышам, а наоборот привлекать к помощи по дому. Закреплять навыки детей в лепке, рисовании, умении пользоваться ножницами. Развивать их моторику, вкус, интерес к творчеству.

  Большое внимание просим уделить Вас чтению художественной литературы. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение. После прочтения произведения обязательно обсудите с ребенком прочитанное, чтоб ребенок учился слушать и слышать.

Что же дети должны знать к концу учебного года.

Формирование элементарных математических представлений.

-К концу учебного года дети должны уметь считать предметы в пределах 10.

-Уметь количество предметов обозначать соответствующей цифрой.

-Писать цифры от 1 до 10.

-Пользоваться математическими знаками:+,-,=,<,>.

- Записывать решение математической задачи с помощью математических знаков, цифр.

- Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

-Уметь делить квадрат на 4 равные части, называть части.

-Уметь ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

-Уметь различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).

-Уметь последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Развитие речи осуществляется в следующих направлениях:

1.Развивающая речевая среда: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.

2.Формирование словаря: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.

3.Звуковая культура речи: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).

4.Грамматический строй речи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.

5.Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небылиц и загадок).

6.Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Что дети должны знать по обучению грамоте:

• Понимать и использовать в речи термин «звук» и «буква»

          •Уметь отличить гласный звук от согласного звука. Знать, каким       цветом обозначаются гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.

          • Уметь определять звук в начале слова, в середине, в конце. (Торт – звук «Т» в начале слова, коТ – звук «Т» в конце слова, карТонка – звук «Т» в середине слова)

       • Уметь делить слова на слоги и определять их количество (МА – ШИ – НА – 3 слога, ДОМ – 1 слог)

• Различать изолированно и в словах твёрдые и мягкие согласные звуки («Т» - твёрдый звук, а «Ть» - мягкий звук; в слове ТИГР – звук звучит мягко, а в слове ТАНК – твёрдо)

• Называть слова с заданным звуком (в словах МАЛИНА, МАШИНА есть звук «М», а в слове СТОЛ – нет)

          •Уметь производить звуковой анализ слова.(Красным цветом – обозначаем гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные звуки. Гласные звуки можно петь, тянуть; воздух, выходя из ротика, не встречает преград: языка, зубов, губ).

• Знать 5 гласных букв: а, о, у, и, ы; согласные буквы: м, с, х, ш, н, к, т, р, в, з, п, л)

 • Уметь составлять из этих букв слоги и слова, читать их.

 • Писать буквы, короткие слова

В рисовании:

Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению), сюжетные изображения.

Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Знать особенности изобразительных материалов.

Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

В лепке:

Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приёмы и способы лепки.

Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации:

Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, обрывания бумаги.

В конструировании:

Конструировать по собственному замыслу.

Анализировать образец постройки.

Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создавать постройки по рисунку, схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей старшей группы(5-6 лет)

Данный материал - ознакомление родителей с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет).  ...Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; стр...

Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет).

Возрастные особенности детей 5-6 лет....

Консультация для Родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)"

Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений междулюдьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своимисобственными. Под воздействием этих оцен...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшей группы"

Если родители хорошо знают возрастные особенности своего ребёнка, то легче воспринимать его таким, какой он есть....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)...

Консультация для Родителей "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)"

Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений междулюдьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своимисобственными. Под воздействием этих оцен...

Возрастные особенности детей старшей группы (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонац...