Роль музыки в духовно - нравственном воспитании дошкольников
консультация

Чукардина Елена Николаевна

В статье анализируется роль музыки в становлении личности ребенка, задаче музыкального руководителя научить средствами искусства мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        "Детский сад № 25 города Ельца".        

        Консультация для воспитателей

на тему: «Роль музыки

в духовно – нравственном воспитании дошкольников».

                                                                       

                                                                 Подготовила:            

                                                                 музыкальный руководитель

                                                                 Чукардина Елена Николаевна.

2022г.

Консультация для воспитателей.

Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников.

Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению дошкольников, формированию:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма…)

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости…)

- нравственной позиции (способности различать добро от зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний…)

Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры.

Особая роль в данном вопросе принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя -средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности дошкольника. Как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу ребенка, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, стукалках, барабане. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе.    Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.  «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость. Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально -ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является восприятие музыки. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие ценных в духовно – нравственном отношении музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.

Пение является основным видом музыкальной деятельности детей и наиболее доступным. Песня раскрывает красоту души русского народа, традиционные народные образы и идеалы, духовный опыт многих поколений. Песенный жанр учит ребенка эмоциональной отзывчивости, творческому самовыражению, вводит в духовную жизнь. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить, способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема. Музыкальный язык песен отличается большой выразительностью, мелодия и слово родной песни знакомит с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, является могучей воспитательной силой, раскрывающей перед ребенком народные идеалы. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети ее полюбят, будут петь охотно и выразительно. В исполнительстве дети выражают свое отношение к окружающему миру, а также у них формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начала.

Музыкальные представления и интеллектуальные способности благоприятнее всего развивать через знакомство дошкольников с природой. Воспитанием любви к родной природе можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников.

Танец является одним из инструментов художественного и нравственного развития. Движения в народных танцах демонстрируют широту души, дружбу, смелость, удаль, жизнерадостность, чувство собственного достоинства. Выражая свои эмоции в танце, дошкольник учится контролировать свои движения, делать их гармоничными.

Обстановка праздников, утренников в садике помогает ребенку выплеснуть свою энергию, свои мысли и эмоции, полюбить детский сад, свой уголок Родины. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных), определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения.

В арсенале музыкального руководителя всегда есть методическая подборка музыки, тематических занятий для разных возрастных групп. Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство —это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.

Конечно, без тесной совместной работы с семьей воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно, поэтому нужна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым...  Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон.)

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты учит их творчески преобразовывать окружающий мир.

Духовно-нравственное воспитание – это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.

в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отража...

Статья на тему "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Доклад на тему: "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...