« Влияние классической и народной музыки на духовно - нравственное воспитание дошкольников»
статья на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние классической и народной музыки на духовно - нравственное воспитание дошкольников
Пак Сун Хи
МБДОУ «Детский сад №8», г. Корсаков, Россия
Русская духовность - понятие широкое и многогранное: это и
история, и культура, и традиции, и русская душа. Возродить русскую духовность в современных условиях – значит совершенствовать духовный мир человека, отношения между людьми, возвратить уважение к национальным духовно-нравственным ценностям, воспитать в детях любовь к Родине.
Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в
дошкольные годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически на всю жизнь». [1, с. 66].
Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе
общего образования особое место занимает музыка. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Поэтому нравственное воспитание состоит в том, чтобы развить способность переживать чужие радости и горести, показать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание» [2, с.120]. Однако, как отмечал Л. Выготский [3, с. 86], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищения природой. Для работы с дошкольниками, в произведения фольклора включаются доступные детям явления, выражаются разнообразные эмоции, используются различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ произведений, влияющие на духовно-нравственное развитие.
Я. А. Коменский рассматривал музыкальное воспитание как действенное средство формирования духовности растущей личности, указывал на необходимость приобщения к национальной музыке уже в «Материнской школе» и предлагал обязательное включение музыки в программу всех четырех ступеней обучения. [4, с.56].
Познания детьми выразительных возможностей народной музыки представлены в мотивах, мелодиях, подражающих реальному звучанию окружающего. Знакомя детей с народной музыкой, обязательно нужно раскрывать художественный образ, добиваться того, чтоб он дошёл до внутреннего мира каждого ребёнка.
На музыкальных занятиях мы не только знакомим детей с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и прививаем любовь к родной природе, соприкасаемся с ней, эмоционально сопереживаем. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков. Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно нереальные. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность.
У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.
Мелодия и слово народной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы дети стремились к добру,- для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
"Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач педагога состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Давая слушать детям классическую музыку, мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственного становления личности.
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.
Из всего выше сказанного следует, что классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.
Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод об огромном воспитательном потенциале музыкального искусства. Музыка, как учебный предмет в системе общего образования, может и должна более широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников и школьников. Музыка – носитель ценности, объект познания.
- Бахтизина Д. И., Канапацкий А. Я. Истинность музыки: философ-
ско - онтологический аспект: Монография. – Уфа: РИО БашГУ, 2005.
С. 213
- Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 тт. T.I. M.: Искусство, 2003. – С.140
- Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России:
Статьи 1948-1954 гг.: В 2-х т. – Т.1. – М.: «Papon», 2002. – С.114
- Косичев А. Д., Платонов Г. В. Духовность и проблема воспитания
Высшее образование в России. – 2001. – № 1. – С. 124
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/06/picture-278651-1375809195.jpg)
"Влияния подвигов защитников земли русской на духовно – нравственное воспитание дошкольников»
Описана актуальность изучения патриотического воспитания дошкольников средствами традиционной для нашей страны православной культуры....
Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-957730-1509885661.gif)
Статья на тему "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-811324-1507397531.jpg)
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-811324-1507397531.jpg)
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Доклад на тему: "Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30067.jpg)
Консультация для родителей «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА НА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире...