Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Вид ОД: «Экология»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективно-тематическое планирование
образовательной деятельности в старшей группе
Вид ОД: «Экология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование
образовательной деятельности в старшей группе
Вид ОД: «Экология»
Литература: Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»
№ занятия | Тема занятия | Содержание | Источник | Дата |
1 | «Наблюдение за черепахой» | Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, размножается, растет, спасается от врагов). Развивать доказательную речь. Воспитывать познавательный интерес к особенностям поведению животных. | С.197-198 | Сентябрь |
2 | «Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» | Закрепить знание детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде — овощеводы, в саду — садоводы). Развивать умение ребят сравнивать, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания — сад, огород). Сформировать представления о плоде и семени, ввести модели плода и семени. | С.198-199 | Сентябрь |
3 | «Беседа о домашних животных» | Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки внешнего сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным. | С.199-202 | Октябрь |
4 | «Рассматривание злаковых растений (пшеница, овес, ячмень, рожь)» | Познакомить детей со злаковыми растениями, из семян которых выпекают черный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям (пшеница – колос двурядный, тугой, с короткими волосинками, золотой, а овес – колос с метелкой, зернышки и волосинки длинные, напоминают сережки; ячмень – зернышки округлые, колосок серого цвета, длинные, но короче чем у овса волосинки, рожь – колосок крепкий, коричневато-золотистый, почти без волосков). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок. | С.202-203 | Октябрь |
5 | «Рассказ педагога «Чудесное яблоко, или зеркало нашей души» | Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с органом чувств — глазом. | С.203-204 | Октябрь |
6 | «Беседа «Речка, реченька, река» | Расширять представления об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Расширять и активизировать словарь детей. Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. | С.204-207 | Октябрь |
7 | «Рассматривание и сравнение лисы и собаки» | Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются). Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей. Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении — звери, птицы, рыбы, насекомые (логические задачи). Учить правильному употреблению слов, активизировать словарь детей. Развивать мышление, учить думать, отстаивать свое суждение, развивать память. Воспитывать выдержку, умение слушать товарищей. | С.207-209 | Ноябрь |
8 | «Рассматривание и сравнение комнатных растений (герань душистая – герань зональная, бегония-рекс – аспидистра» | Закрепить знания детей о комнатных растениях (название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растениями). Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия. Закрепить знания детьми моделей, умение использовать их при доказательстве (форма листа, поверхность, размер, цвет, контур, расположение листьев и т.д.). | С.209-210 | Ноябрь |
9 | «Рассказ о слухе «Самая быстрая улитка в мире» | Познакомить детей с важным органом чувств — ухом. Дать понятия об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | С.210-211 | Ноябрь |
10 | «Беседа «Кто живет в реке и в озере» | Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер. Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную речь. Активизировать словарный запас детей. | С.211-214 | Ноябрь |
11 | «Знакомство с волком» (по картинкам и моделям) | Дать детям новые знания о волке (внешний вид, образ жизни, повадки, способ охоты зимой и летом, польза и вред от волков). Обогащения словарного запаса словами «вожак», «логово», «хищник»; активизация словарного запаса словами «волчья стая», «добыча», «сильные ноги», «острые клыки», «огромная пасть», «настороженно», «подкрадываться». Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную вещь. | С.214-217 | Декабрь |
12 | «Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями (традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус)» | Познакомить детей с новыми комнатным растением – аспарагусом. Рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания. С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые – теневыносливые). Предложить детям самостоятельно придумать модель формы листа аспарагуса (похож на елочку). | С.217-218 | Декабрь |
13 | «Беседа о снеге» | Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ). Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья». Учить анализировать. | С.218-220 | Декабрь |
14 | «Экологическая викторина «Знатоки природы» | Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. | С.220-222 | Декабрь |
15 | «Беседа «Зимой в лесу» | Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: «нора», «дупло», «хищник». | С.222-224 | Январь |
16 | «Беседа «Растение как живое существо» | Сформировать у детей представление о приспособлении растений: к среде обитания (кактус, кувшинка), к сезону (сбрасывание растениями листьев на зиму). Закрепить представление детей о том, что растений необходимы тепло, свет, вода, земля. | С.224-225 | Январь |
17 | «Рассказ педагога «Для чего человеку нос?» | Познакомить детей с важным органом чувств — носом и его функциями. Учить бережно относиться к своему здоровью. | С.226-227 | Январь |
18 | «Знакомство с животными жарких и холодных стран» | Расширять и углублять представление детей о диких животных: о северном олене (живет в тундре, у него серая, густая, теплая, пушистая шерсть, сильные ноги, копыта раздваиваются при ходьбе, питается травой, мхом); о белом медведе (живет во льдах, у него белая или светло-желтая густая, теплая, пушистая шерсть, смазывается жиром, поэтому не намокает, ушки маленькие, голова вытянутая, шея длинная, ноги сильные, когти короткие); о верблюде (живет в пустыне, у него красновато-коричнево-песчаная шерсть, один или два горба, сильные длинные ноги, нет копыт; у него на ногах 2 пальца с кривыми когтями, на нижней стороне стопы – мозолистая подушка, такие же мозолистые наросты на коленях и на животе, они предохраняют верблюда от ожогов, шея длинная, изогнутая, густые длинные ресницы, острое зрение, может долго не есть, не пить, кормится тростником, саксаулом, кустарниками); дать представление о слоне. Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить детей по внешнему виду животного определять место проживания. Активизация словаря детей: существительные «тундра», «копыта», «мех», «жир», «перепонки», «когти», «мозоли», «пустыня», «горбы», «наросты», «зрение», «саксаул»; прилагательные «серая», «густая», «теплая», «пушистая», «сильные», «белая», «желтая», «вытянутая», «кривые», «мозолистая», «острое», «изогнутая». Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность. | С.228-231 | Февраль |
19 | «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» | Воспитание в детях милосердия, любви, сострадания к животным. Формирование представлений детей о домашних животных, об их потребностях для роста и развития. Воспитание чувства сопереживания ко всему живому, умения делать элементарные выводы и умозаключения. Формирование бережного отношения, любовь к ближнему. Развитие творчества, креативности, любознательности. | Февраль | |
20 | «Наши умные помощники — органы чувств» | Сформировать у детей представление о различных способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности. Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т.д.). Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных («сладкий», «горький», «громкий», «вкусный» и т.д.), работать над интонационной выразительностью, связанностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам. | С.231-237 | Февраль |
21 | «Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой!» | Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир. Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности. Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме. | С.237-240 | Февраль |
22 | «Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные» | Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние — дикие, хищные травоядные). Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение с помощью мимики и пантомимы передать образ животного. | С.241-243 | Март |
23 | «Черенкование комнатных растений» | Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. Сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями. | С.243 | Март |
24 | «Что и как ест человек» | Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу. Закрепить сведения о том, как первобытный человек добывал пищу и употреблял пищу. | С.243-246 | Март |
25 | «Рассказ педагога «Муравьи — санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. | С.246 | Март |
26 | «Экологическая сказка «Ручеек» | Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе. | С.247-253 | Апрель |
27 | «Пробуждение природы» | Закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев. Систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Заложить основы экологического воспитания. Активизировать наблюдательность. Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи. Отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах. | Апрель | |
28 | «Доктора леса» (Путешествие в весенний лес) | Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилет птиц. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память. Закрепить усвоение соотношение целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник. Развивать логическое, системное мышление. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. | С.253-257 | Апрель |
29 | «Заключительная беседа о весне» | Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней, цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки, капель, проталины, конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве, появление насекомых, прилет птиц, строительство гнезд, весеннее состояние деревьев, появление травы, цветов, цветущих растений). Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые – прилет птиц. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Развивать логическое и системное мышление. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе. | С.258-262 | Апрель |
30 | «Чем опасны ядовитые растения» | Сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растениями и грибами; познакомить воспитанников с первой помощью при отравлениях. Развивать и формировать у обучающихся умения и навыки, представления о ядовитых растения и грибах; развивать навыки самообразования, интереса к знаниям о живой природе и безопасности; формировать умения различать ядовитые растения и грибы от неядовитых. Стимулировать положительное личностное воспитание воспитанников; формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости различать растения и грибы в природе; создание благоприятной образовательной среды по сохранению здоровья у воспитанников и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план. Вид деятельности - математика (старшая группа программа "Детство").
В основу перспективно тематического плана легли «Планы - конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»Коротовских Л.Н....
Перспективно-тематический план. Вид деятельности - познание (старшая группа программа "Детство").
В основу тематического планирования легли труды Скоролуповой О.А. «Примерное тематическое планирование в группах детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективно-тематический план. Вид деятельности - конструирование (старшая группа программа "Детство").
В основу перспективного планирования легли труды Куцаковой Л.В.«Конструирование и художественный труд в дет саду»...
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Вид ОД «Обучение грамоте».
Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей группе по книге: "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Метод.пособие. В 2 ч. Ч 1 (первый год обучения).сост. О. М. Ельцова....
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Вид ОД: «Математика» Помораева
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группеВид ОД: «Математика»Литература: Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина...
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Вид ОД: «Обучение грамоте»
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группеВид ОД: «Обучение грамоте»Литература: Журова№ занятияСодержаниеДата1Ознакомление со звучащим слово...
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.
перспективно-тематическое планирование образовательная деятельность в старшей группе на сентябрь-ноябрь....