Опыт работы «Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Скобелкина Наталья Сергеевна

Опыт работы по теме самообразования:

 «Художественная литература  как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский   сад № 17 «Незнайка»

г.Ханты-Мансийск.

Опыт работы

 «Художественная литература  как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель первой категории

Скобелкина Н.С

План

Введение……………………………………………………………………...стр.3

1. Научно-методическое обоснование ……………………………………..стр.6

2. Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………….....стр.9

     2.1. Создание речевой развивающей среды…………………………….стр.9

     2.2. Работа с детьми……………………………………………………..стр.12

            2.2.1. Художественное слово в режимных моментах…………….стр.12

            2.2.2. Книжный уголок……………………………………………...стр.13

            2.2.3. Чтение и рассказывание художественных произведений…стр.14

            2.2.4. Театрализованная деятельность……………………………..стр.15

            2.2.5. Дидактические игры………………………………………….стр.16

            2.2.6. Загадки………………………………………………………..стр. 16

            2.2.7. Проектная деятельность……………………………………...стр.17

     2.3. Взаимодействие с родителями……………………………………...стр.19

3.Результаты работы………………………………………………………...стр.22

4. Вывод……………………………………………………………………...стр.23

5.Список литературы………………………………………………………..стр.24

6. Приложение……………………………………………………………….стр.26

Введение.

       Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым

ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения  детей.

      Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

     Важнейшим источником развития выразительности детской речи является  произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.) и  художественная  литература.

     Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора и художественного слова огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

  Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей младшей группы, я выбрала тему «Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность опыта.

     Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является в настоящее время одной из актуальных. Современное  общество  получает информацию не из книг, а из сети Интернет; практически исчезла практика семейного чтения. А от этого страдают, прежде всего, дети.

     В связи с этим перед педагогами встает проблема овладения  народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

    Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.

      Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

      Согласно ФГОС ДО, одним из направлений развития и образования детей в дошкольном возрасте является речевое развитие.  Эта образовательная область включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

     Художественная литература служит могучим, действенным  средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. И, конечно, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

 Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в

школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную  литературу.

    Мир чтения помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с нею.

     Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка,

обогащает его эмоции, формирует связную речь.

     Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Обращение к художественной литературе, как к средству развития речи детей младшего дошкольного возраста является определяющим направлением в моей работы с воспитанниками.

Цель: развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

  • Формировать интерес к художественной литературе.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении  стихотворений, в драматизациях.
  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
  • Развивать творческие способности у детей.

  1.  Научно-методическое обоснование

     Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова.

     Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками исследуются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович, Т.А. Репиной и др.

     У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина.

     Известные психологи и литераторы  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и многие другие уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка и призывали с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

     Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература не только способствует развитию речи детей, но и формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

     Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

     Н.С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

     Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному,  используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

    Е.И. Тихеева, автор методики обучения детей родному языку в детском саду, говорила, что «..выразительное художественное чтение доводит до сознания детей всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством…»

О.С. Ушакова и Н.В. Гавриш  отмечали, что «важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки)».

    Театрализованная деятельность  - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Кроме того, театрализованная деятельность – это  очень эффективное средство  вторичного ознакомления с художественным произведением.

    Театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая , эмоционально насыщенная речь. Театрализованная  деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

     Театрализованная деятельность – это разновидность ведущей – игровой- деятельности детей дошкольного возраста.  Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

 Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

  Участвуя в инсценировках,  каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.          

      Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность, которая всегда радует детей и пользуются у них неизменной любовью.

     По мнению  Н. Алексеевской, театрализованная деятельность «доставляет ребёнку много радости и удовольствия, формирует интересы и отношение к окружающему. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, а, следовательно, и понимание происходящего в спектакле, а так же развитие речи ребёнка»

   

     А.С. Галанов считает, что участие детей в театрализованных постановках «расширяет у них словарный запас, развивает наблюдательность, образное мышление и воображение, умение слышать другого, понятно выражать свои мысли, связную речь».

2 . Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Выстраивая систему работы по развитию речи воспитанников моей группы, определила основные направления деятельности:

  • создание речевой развивающей среды;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие  с родителями.

2.1. Создание речевой развивающей среды

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.  В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

РЕЧЕВАЯ  развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

   Основные направления организации речевой развивающей среды в младшем дошкольном возрасте:

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4.Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

В группе созданы все условия для речевого развития детей.

Дидактические игры (Приложение 1) подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием:

  • «Парочки»
  • «Чей малыш»
  • «Откуда это?»
  • «Где моя мама?»
  • «Большие и маленькие»
  •  «Составь сказку»,
  •  «Волшебные сказки» и др.
  •   Пазлы  «Репка», «Колобок».
  •   Кубики по сказкам.

Имеются:

Каталоги  игр (Приложение 2):

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

Картинки:

  • с изображением характерных особенностей времен года;
  • предметами домашнего обихода;
  • деталями предметов;
  • с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
  • с изображением размера, цвета, качества предметов;
  • с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
  • серия «Игрушки» А.Л. Барто

Картотеки (Приложение 3) :

  • «Игры с мячом для развития речи»
  • «Дидактические игры со словами»
  • «Пальчиковые игры»
  • «Игровые диалоги»
  • «Речевые игры»
  • «Путешествие  по сказкам»
  • «Игры на развитии е памяти»
  • «Ребёнок и его эмоции»
  • «Загадки про сказочных героев»
  • «Игровые диалоги»

Различные виды театров (Приложение 4):

  • перчаточный  - «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлята и волк»
  • настольный (резиновый) -  «Три медведя», «Курочка Ряба», «Репка»
  • театр на магнитах «Три поросёнка»
  • плоскостной, в т.ч. на фланелеграфе:  «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлята и волк», «Заюшкина избушка».
  • ободки по всем сказкам

Художественные произведения по программе 

  • Русские народные сказки  с иллюстрациями разных художников
  • Авторские сказки  К.И. Чуковского, В.Г. Сутеева и др.
  • Детские стихи А.Л. Барто, С.Я. Маршака, В Степанова и др.

Речь воспитателя

Речевая развивающая среда  – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

     Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.

Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

     Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

   Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

       Поэтому я стараюсь, чтобы  моя речь была правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, точной, логичной, захватывающей внимание и интерес детей, создающей атмосферу эмоционального сопереживания, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, соответствующей  ситуации и условиям общения.

    Моя речь  в общении с малышами выдержана в определенном темпе  и громкости, интонационно выразительна.

2.2. Работа с детьми

При ознакомлении с художественной литературой использовала следующие методы:

  • Чтение воспитателем книги..
  • Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  • Инсценирование, как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  • Заучивание наизусть.
  • Детская продуктивная деятельность

Дети пришли к нам совсем малышами, в возрасте полутора лет. Конечно, в этом возрасте в первую очередь использовались произведения устного народного творчества.

2.2.1. Художественное слово в режимных моментах

Художественным словом сопровождала каждый режимный момент.

Во время умывания: «Щечки? Мыли…», «Водичка, водичка…», «Ай, лады, лады, лады….», «Кран, откройся, нос умойся…»

Во время одевания: «Маша варежку надела…»,  «Вот они, сапожки…», «Пойдем гулять на улицу…»,  «Мы с тобой пойдем гулять…»

Во время обеда: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку…», «А у нас есть ложки…»,  «Час обеда подошел…», «Каша из гречки…»,  «Каша вкусная дымится…».

Во время сна и пробуждения: «Глазки открываются…», «Поднимайся, детвора!..»,  «Ребятки, просыпайтесь! Глазки, открывайтесь!..»,  «Вот лежат в кроватке розовые пятки…»,  «Баю, баю, баю, бай!..»,  «Ходит сон около окон….»

Во время причесывания: «Расти, косынька, до пят…», «Чешу, чешу волосоньки, расчесываю косоньки!…»

Если ребёнок вдруг огорчался, появлялись слёзки, на помощь приходили  стихи  «Не плачь, не плачь детка…»,  «Это что тут за рев?..», «Кто тут плачет целый час?..», «Кто тут плачет? Ой-ей-ей!..», а так же  стихотворения  Н. Пикулевой  из серии «Уговорушки»

2.2.2. Книжный уголок

 Выполнение основной задачи - приобщение детей к книге, начала  с создания и знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей.

С  помощью родителей в группе оформлена  библиотека, в которой находятся  разнообразные по жанру книги:

  • Русские народные сказки  с иллюстрациями разных художников

  • Авторские сказки:
  • К.И. Чуковский ( «Тараканище», «Доктор Айболит» , «Путаница», «Федорино горе», «Муха Цокотуха» и др. )
  • В.Г. Сутеев ( «Ёлка», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?»  и др. )
  • О.Дмитриева «Как котенок маму искал»
  • В.Орлов  «Приключения Каштанчика»
  • Детские стихи
  • А.Л. Барто  («Игрушки»)
  • С.Я .Маршак («Усатый –полосатый», «Где обедал, воробей?», «Детки в клетке» и др.)
  • Серия «Стихи для самых маленьких» («Ладушки, ладушки», «Зайчонок» и  др.)
  • Серия: «Тебе, малыш» («Цыпленок», «Отгадай-ка.» и др. )

Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

2.2.3. Чтение и рассказывание художественных произведений.

       Рассказы, стихи,  сказки  для детей раннего  возраста  небольшие по объему и несложные по содержанию. Особое внимание  уделяю выразительному  чтению текста, соблюдаю  необходимые паузы, а также подбираю красочные иллюстрации, игрушки, реальные предметы,  которые помогают лучше воспринимать текст.

       Малыши готовы слушать понравившееся произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания.

       В младшем возрасте предпочтение отдаю потешкам, русским народным сказкам о животных с многочисленными повторениями сюжетных ходов, например «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»

       Сказки стараюсь не читать, а  рассказывать - это усиливает эмоциональное воздействие, способствуют лучшему восприятию сказки. Сначала рассказываю сказку, вместе с детьми рассматриваем яркие иллюстрации. Затем беседуем - задаю детям вопросы по произведению, они отвечают.

       Далее читаем несложные стихи русских поэтов А.Л.Барто, С.Я Маршака,  сказки К.И. Чуковского.

       С художественной литературой  я знакомлю детей как на занятиях по развитию речи, так и на других занятиях.

       Запоминание стихов, сказок, текстов оказывает большое влияние на развитие словаря ребенка.  После каждого занятия повторяю, закрепляю с детьми новые слова, преподношу  их в самых разных сочетаниях, - так дети лучше усваивают  лексику и строй родного языка.

       Так же много внимания  уделяю формированию грамматически правильной речи, слежу за тем,  чтобы дети при ответе на вопрос использовали слова  в правильной форме.

       Заученные стихи дети читают родителям, дарят друг дугу в день рождения в качестве подарка, самостоятельно пересказывают небольшие сказки, рассказы для кукол, игрушкам, своим друзьям.

2.2.4. Театрализованная деятельность (Приложение 5)

   Развитию творческих способностей у детей уделяю в своей деятельности большое внимание.  Широко  использую драматизации сказок, отрывков художественных произведений, обыгрывание стихов-диалогов. Для поддержания интереса к театральной деятельности организуем показ спектаклей для малышей  («Колобок», «Курочка Ряба»)

     Дети с удовольствием рассказывают игровые диалоги  «Киска», «Снежинка», «Снеговик и зайчик» и многие другие. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.  Разучивание стихов не только развивает память, интеллект,  но  и, конечно, обогащает словарный запас детей.

    Кроме того, в  процессе работы над инсценировкой диалогов, придумывали для героев разные слова-качества и слова-действия.

Например, снежинка КАКАЯ? - ажурная,  лёгкая,  кружевная,  нежная,  хрупкая;  медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий…

Снежинка ЧТО ДЕЛАЕТ?  - летит, кружится, блестит, сверкает и т.д…….. А медведь рычит, сердится ,ворчит , лапу сосет и т.д.………………..

      В группе создан театральный уголок, в котором есть  различные  виды театра, элементы  ряженья ( шапочки, маски, ободки).  Дети, используя атрибуты театрального уголка,  очень любят разыгрывать различные сценки из прочитанных произведений в свободной деятельности, при этом добавляя что-то своё. Поэтому, несомненно, у детей развивается речь, фантазия, память, мышление коммуникативные способности.

2.2.5. Дидактические игры

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями.

Использование дидактической игры в образовательной деятельности и свободной деятельности очень естественно, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона

Для закрепления знаний сказок и художественных произведений, а так же развития связной речи провожу дидактические  игры («Угадай сказку», «Разрезные картинки», «Из какой сказки герой?» и др.), пробую   использовать  мнемотаблицы.  Для самостоятельной деятельности  предлагаю детям  наборы кубиков, пазлов по сказкам.

Все эти игры направлены на развитие речевой активности, уточнение и закрепление словаря, развитие коммуникативных навыков и создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2.2.6. Загадки

В работе  с  детьми  большое  внимание  уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение».

 Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, окружающих человека. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Положительные эмоции вызывает процесс отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлений, событиях окружающей жизни.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Часто использую  «Загадки-складки», где дети  досказывают нужное словечко:

«Всех  на  свете  он  добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор …» (Айболит).
«Много, много окон в нем.
Мы живем в нем. Это …» (дом).

2.2.7. Проектная деятельность

    В группе реализовано 2 проекта: «Устное народное творчество как средство формирования предпосылок любви к Родине у детей раннего возраста» и «Цветы»

Проект «Устное народное творчество как средство формирования предпосылок любви к Родине у детей раннего возраста».

       Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание ,например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,  и т.д .

     Фольклор  помог малышам  в период  адаптации, помог  запомнить  последовательность различных режимных моментов и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю, напевали: « Баю-бай, баю-бай, ты  собачка, не лай...». Кормили куклу и рассказывали: «Сорока  белобока  кашу варила…».

        Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старалась каждому из детей помочь осознать её содержание. Я не просто читала  ту или иную потешку или песенку, а продумывала  в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносила яркие игрушки, подобрала иллюстрации, родители помогли  пополнить  театральный уголок различными видами театра (настольным, пальчиковым, перчаточным)

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность фольклора  привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.  

Весь  собранный  методический материал (иллюстрации к потешкам, русским народным сказкам, различные виды театра, картотеки, консультации для родителей и педагогов  и пр.) обобщила в проект «Устное народное творчество как средство формирования предпосылок любви к Родине у детей раннего возраста», так как фольклор помимо развития речи способствует и приобщению малышей к культуре своего народа.

 

     Летом 2018 года в группе был реализован проект «Цветы» с целью:

  • расширения представления детей  о цветах, их многообразии, строении, особенностях;
  • развития воображения, мышления, коммуникативных навыков;
  • воспитания  бережного отношения  к природе, а так же
  • привлечения родителей  воспитанников  к  совместной деятельности по реализации проекта.

     С ребятами мы рассматривали на участке и территории детского сада цветы, отмечали их цвет, отличительные признаки. Беседовали о том, из каких частей состоят цветы, для чего цветы нужны, как правильно за ними ухаживать.

Играли в дидактические и настольно-печатные игры «Назови цветок», «Чей лепесток?», «Найди  по описанию», «Разрезные картинки «Цветы», Лото «Цветы», «Чей  листок?», «Найди в букете такой же цветок».

Читали и разучивали стихи  и загадки про цветы, рассматривали иллюстрации, из пластилина лепили одуванчики и ромашки, делали аппликацию «Колокольчики». А ещё сделали одуванчик из ватных палочек.

    Вместе с детьми ухаживали за цветами на клумбе участка.

    И, конечно, всё время велась огромная словарная работа (названия цветов, качеств, действий и т.д.)

       В результате реализации проекта «Цветы» дети научились различать и сравнивать цветы (ромашка, василек, колокольчик, мак, одуванчик, анютины глазки, роза, пион, ландыш, тюльпан);  бережно к ним относиться (не рвать), ухаживать за ними(поливать, рыхлить), закрепили знания о строении цветка (стебель, листок, цветок, корешок).

       Дети проявляют  интерес к цветам, желание ухаживать за ними;

проявляют бережное отношение к природе, интересуются, наблюдают, сравнивают.

       В совместной работе активно, дружно и согласованно работают, доводят  начатое дело до конца, помогают и уступают друг другу, проявляют   самостоятельность, активность и творческие способности.

       Активизирован словарный запас детей по теме проекта; дети отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.

      Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду.

2.3. Взаимодействие  с родителями

В период, когда ребенок еще в основном является слушателем, роль взрослых в его приобщении  к  художественной  литературе  особенно важна, поэтому работу осуществляем в тесном контакте с родителями. Именно они во многом определяют круг читательских интересов своих детей.       Рассказываем родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа,  и другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. Совместное чтение книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

    Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

  • Подготовила  наглядно-демонстрационный материал (консультации,

папки-передвижки):

  • «Развивающие и обучающие игры с детьми раннего возраста»
  • «Развитие речи: игры в кругу семьи»
  • «Развитие речи дошкольников в играх»
  • «Развитие речи детей 2-4 лет»
  • «Звуковая культура речи детей 2-3 лет»
  • «Как научить ребёнка любить книги»
  • «Как читать детям»
  • «Для того, чтобы ребёнок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться»
  • «Книга в жизни ребёнка»
  • «Старая, старая сказка…»
  • «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»
  • «Русское народное творчество»
  • «Фольклор в повседневной жизни ребёнка»
  • «Роль фольклора в воспитании ребёнка»
  • «Виды фольклора»
  • «Развитие детей в театральной деятельности»
  • «Кукольный театр»
  • «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности»

   и другие.

- Информация на сайт ДОУ (словотворчество детей).

Для привлечения родителей к жизни детского сада сегодня активно используются и современные информационные технологии. Многие дошкольные учреждения имеют собственный  веб - ресурс, на страницах которого родители могут задавать вопросы, узнать о том, как малыш провел время в детском саду . И для повышения интереса родителей к жизни детей в детском саду, я  ежеквартально на сайте  детского сада размещаю  небольшие  рассказы «Вести из группы», в которых кроме описания разных событий  из жизни  наших деток за определенный  период, предлагаю вниманию родителей интересные  высказывания детей (рубрика «Говорят дети»).  

 

 В нашей группе была проведена выставка «Любимый герой русской народной сказки». На ней были представлены работы, сделанные детьми вместе с родителями.

- Очень интересная форма взаимодействия с родителями – газеты.

     В нашей группе было оформлено три газеты: «Моя мамочка» (к дню Матери), «Наши папы и наши мальчики» ( к 23 февраля ), «Наши мамочки, бабушки и  девочки» ( к 8 Марта )  (Приложение 6)

     Материалом для газет использовались ответы детей на вопросы о мамах, папах и наших девочках (назови маму ласково, какие цветы любит мама, что у папы хорошо получается, когда наши девочки смеются и т.д.)

    Дети с удовольствием рассказывают, а родители  с большим интересом читают нашу газету и ждут следующего выпуска.

-Выставка детско-родительского творчества «Любимый герой русской народной сказки»

   В рамках реализации комплексно-тематического планирования одна неделя января была посвящена рус  ским народным сказкам. Не только  мы, педагоги, читали детям сказки, обыгрывали сюжеты, рассматривали картинки, играли в дидактические игры, но и родители активно подключились к работе.

   Итогом недели стала замечательная выставка детско-родительского творчества «Любимый герой русской народной сказки». Родители совместно с детьми сделали очень интересные поделки; использовали разнообразные материалы (природный, бумагу, бисер, пластилин, макароны, фетр) и разные техники (насыпная  и объёмная аппликации,  вязаные и сшитые игрушки и т.д)

  Ребята, узнавая свои работы, с удовольствием рассказывали, как они ее делали,  из каких материалов. Пересказывали свою любимую сказку. Родители с удовольствием приняли активное участие в совместном творчестве с детьми. Выставка доставила взрослым и детям радостные эмоции.

  1. Результаты работы.

Несомненно, систематическая работа по приобщению детей к художественной литературе (чтение, заучивание наизусть, беседы по прочитанному, инсценировки и т.д.) способствует всестороннему развитию речи детей младшего дошкольного возраста. И это подтверждается результатами мониторинга.

Развитие речи:

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Вывод

Таким образом, созданная в группе благоприятная речевая среда, целенаправленное формирование конкретных речевых умений детей, обогащение их литературного опыта с использованием разнообразных игровых приёмов позволило сформировать интерес воспитанников к художественной литературе, расширить и активизировать словарный запас детей, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении  стихотворений, в драматизациях, развить творческие способности  детей.

  1. Список литературы
  1. Алексеева М.М., Яшина Б.М. "Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников" учебное пособие для студентов высших и средних педагогических заведений, М.:2013 г.
  2. Алексеева М.М, Яшина В.И. "Речевое развитие дошкольников", М.:Академия,2011.
  3. Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку»; М.: Издательство «ДОМ.XXI век», 2008 г.
  4. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М.: Академия, 1981.
  5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»; М.: Просвещение, 1977 г.
  6. Выговский Л.С. «Психология» - М., 2000
  7. Галанов А.С. «Репка. Сказка для детей раннего возраста с развивающими заданиями  и играми»; М.: Издательство «АРКТИ», 2002 г.
  8. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.
  9. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста»; М.: «Просвещение», 1985г.
  10. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи»; М: Линка-Пресс, 2003 г.
  11.  Громова О.Е. «Методика формирования начального детского лексикона»; М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  12. Гурович Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.
  13. Дьяченко О.М. «Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой». //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л.А. Венгера. - М.,2013.
  14. Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка» Дошкольное воспитание. 2007, №6.
  15. Езикеева В.А. «Рассматривание иллюстраций в книге» Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.
  16. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком — дошкольником.
  17. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»; М.: Центр педагогического образования, 2007 г.
  18. Иванова Г.П. «Театр настроений»; М.: Издательство «Скрипторий  2003», 2006 г. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Проект " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"...

Доклад из опыта работы на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие речи - это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первонач...

Опыт работы «Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.Важнейшим источником развития выразительности ...

Инновационный опыт работы "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Опыт работы "Игрушка - забава как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взр...