Опыт работы "Игрушка - забава как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а игрушка – непосредственный спутник игры.
Богатейшим материалом, основой для игр с игрушками, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, игрушки - забавы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_-_zabava_opyt.docx | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение…………… …………………………………………………………….…..3
1 Теоретические основы использования игрушки - забавы как средства по развитию речи
Психолого-педагогическая характеристика игрушки - забавы………………………………………………………………………………...5
Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольника в процессе игры с игрушкой –забавой …………………….…………………………………...7
II. Опытная часть
2 Методические основы использования игрушки - забавы как средства развития речи дошкольника
Виды игрушек – забав…..…………………………………………………….…10
Методические рекомендации по использованию игрушки – забавы как средства развития речи………………………………………………………………... 14
Заключение……………………………………………………………………….….18
Приложение…………………………………………………………………….…....19
Введение
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а игрушка – непосредственный спутник игры.
Богатейшим материалом, основой для игр с игрушками, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, игрушки - забавы.
Нельзя не отметить тот факт, что игрушка - забава служит прекрасным материалом для развития речи, поскольку она подсказывает содержание речи. В рассказывании по игрушкам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой, о том, что, как она у него появилась.
В основе высказывании детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное восприятие детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развивается мышление и воображение. Игрушка - забава создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться, поэтому она используется как средство развития речи.
Исходя из изучения педагогической и научной литературы, было сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния народной игрушки - забавы и речевого развития младшего дошкольника.
Методологической основой явились исследования работы психологов, педагогов, лингвистов создавших предпосылки для коллективного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, И. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Т. Г. Казакова и др.).
База опыта работы: МБДОУ ДС № 4 г. Брянска «Рябинушка».
Практическая значимость: разработанные нами рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями в работе с дошкольниками по речевому развитию.
1 Теоретические основы использования народной игрушки как средства по развитию речи
Психолого - педагогическая и эстетическая характеристика игрушки – забавы.
Изготовление игрушки - забавы – национально по своему содержанию, исторические традиции которого складывались веками и передавались из поколения в поколение. Е. И. Игнатьев считал, что развитая национальная культура, в которой рождается и развивается человек, служит на протяжении всей его жизни своеобразным «защитным поясом». Черпая из нее идеалы, систему ценностей и критериев, пользуясь ею как системой нравственно-эстетических координат, человек уверенно ориентируется в окружающем мире, принимает относительно адекватные решения и ощущает полную ответственность за них и за свои поступки.
Особенности географического ландшафта и природных условий определяют зарождение и пути развития каждого этноса – от способа производства до национального характера. Поэтому природно-климатическое своеобразие «колыбели» народа оставляет неизгладимую печать на специфику эстетического восприятия окружающей «картины мира» представителя этноса. Подтверждая вышесказанное, Е. И. Тихеева писала: «…у каждого народа, вследствие его национальной индивидуальности, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать. Это всего разительнее видно в абсолютных сферах жизни, к которым и принадлежит и искусство». Воспринимая изделие народного искусства, ребенок активно осваивает его художественные особенности в собственной практической деятельности. По словам Б. М. Неменский, «доступные детям элементы социального опыта становятся их индивидуальным достоянием именно в деятельности». В практической деятельности у ребенка открывается возможность самовыражения. Л. С. Выготский отмечал, что творческий труд возможен при условии, если человек относится к нему с любовью и наполняет его определенным смысловым содержанием. Материалом для творческих проявлений ребенка служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает. Поэтому необходимо умение последовательно развернуть собственный оригинальный замысел, детализируя его, придавая ему законченный характер. Процесс восприятия формирует у детей определенное эстетическое чувство, которое всегда направлено на объект. В результате возникает эстетическое отношение к воспринимаемому предмету, что дает возможность осмысливать его, расширяя представления и фантазию; «…само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам».
Смысл народной игрушки-забавы - развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки висели над зыбкой - это были колокольчики, подвести с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал волчки, дудки, свистки и др.
Глиняная игрушка – особый вид народного декоративно-прикладного искусства. Образы игрушек просты, всегда выражают представления народных мастеров об окружающей действительности – о мире, природе, людях. По мнению Г. Л. Дайн, народная игрушка- забава – всегда знак приобщения к традициям и обычаям своей страны, своего народа. В. С. Воронов, рассматривая крестьянское искусство, отмечал определенные качества, которые соединяет в себе народная игрушка – это и конструктивность формы, лаконичность обработки, простота и быстрота техники изготовления, мастерское владение материалом и инструментом, выразительность и оригинальность художественного образа. Именно народная игрушка- забава дает простор творчеству, фантазии, художественно выразительна, она метка, «как народный язык», она передает национальные особенности той культуры, которой представлена. Существует большое количество народных игрушек- забав, демонстрируемых педагогом на занятиях.
Используя лучшие образцы народного искусства, педагог воспитывает у детей интерес и способность эстетически воспринимать их. Развивая наблюдательность, память детей, педагог учит видеть богатство цвета и форм предметов, устанавливать ассоциации между окружающей жизнью и произведениями народного искусства.
Итак, проанализировав художественное своеобразие народной игрушки - забавы, мы пришли к выводу, что они доступны детскому пониманию и воспроизведению в собственной декоративной, речевой деятельности. Поскольку при переработке творческого опыта своего народа и при подражании его стилю происходит накопление духовного потенциала личности подрастающего поколения, его эстетическое воспитание, речевое развитие. Ребенок учится видеть выразительность образа, элементы украшения, композиционные и цветовые возможности, которые затем использует в собственном творчестве.
Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольника в процессе игры с игрушкой – забавой.
Дети младшего дошкольного возраста вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные знания в новых условиях, на занятиях других видов деятельности. Поэтому наиболее экономным путем воспроизведения знаний смежных занятий является напоминание воспитателем того, что уже известно детям.
Подготовка направленности внимания детей ко вновь изучаемому - первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами: сообщить детям о том, что данный факт, событие, явление, тема им известны из ранее изучаемого смежного занятия; поставить вопрос, ответ на который требует припоминания материала смежного занятия; дать задание на припоминание другого занятия; привлечь известное произведение, художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец, организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.
В процессе игры дети узнают много новых фактов и положений, выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены, необходима систематическая работа по закреплению изученного материала. Закрепление необходимо и для того, чтобы дети могли использовать полученные знания и умения в дальнейшей познавательной деятельности.
Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения новыми знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании детей те следы и связи, которые образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал, что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.
Историей педагогики накоплен немалый опыт использования произведений народного искусства на занятиях по развитию речи.
Эффективным средством речевого развития в младшем дошкольном возрасте является игровая деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.
В этом возрасте педагог знакомит детей с народной игрушкой - забавой, изображающей различных птиц, животных, человека; с изделиями, изготовленными на территории России.
Расширяя кругозор детей, педагог дает им новые знания об изделиях, изготовленных на территории России, что способствует развитию речи, художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Знакомя детей с игрушкой - забавой, педагог показывает образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида народного искусства. Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.
Развивается речь детей и при сопровождении малыми фольклорными формами действий с игрушкой - забавой. Педагог совместно с детьми может организовать театрализованные представление с использованием игрушки - забавы, пригласив на выступление детей из других групп.
Дети учатся не только описывать игрушку - забаву, передавая ее характерные особенности, но и пытаются создать сюжетный рассказ.
Перед просмотром игрушки – забавы желательно предупредить детей, что они будут рассказывать о той или иной игрушке. Подобные предупреждения делают наблюдения целенаправленными, дети становятся внимательнее, точнее подмечают особенности объекта. Во время наблюдений детям задают вопросы, направляющие их внимание на выразительные стороны игрушки.
Таким образом, речь детей 3-4 лет в процессе обучения значительно совершенствуется. Прежде всего, в активный словарь ребенка входит множество новых слов. У детей чаще появляется желание дополнить свой рассказ новыми словами, деталями, которые украсят его и сделают более выразительным.
2. Методические основы использования игрушки - забавы как средства развития речи дошкольника
Виды игрушек – забав.
Современного ребенка очень трудно удивить игрушкой, ведь на прилавках магазинов можно найти все, что только душе угодно. Но если внимательно присмотреться ко всем этим пластмассовым куклам, плюшевым зверятам, роботам-трансформерам, можно увидеть, что не всегда эти игрушки несут в себе нужный для ребенка посыл, а скорее обладают агрессивной направленностью, которая может навредить его психике. Из-за этого детям бывает очень сложно понять такие понятия как "добро" и "зло", отличить хороших персонажей от плохих. А ведь предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малышей с народными игрушками.
Традиционные народные игрушки- забавы сегодня являются частью современного ремесленного искусства, а ведь еще наши дедушки и бабушки использовали их в своих играх. Поэтому если вам посчастливиться найти в магазине глиняную или деревянную игрушку - смело покупайте ее для своего ребенка. Лучше, если игрушка будет гремящей или свистящей, иметь обтекаемую форму, изображать знакомый малышу сказочный персонаж и приятную красочную роспись. Не расстраивайтесь, если выбранная вами игрушка не сразу понравится вашему ребенку, продолжайте экспериментировать и вместе вы найдете нужную и понравившуюся малышу игрушку.
Игрушки - забавы всегда таят в себе что-то необычное, например, историю своего создания или образа, который она воплощает. Существуют самые разнообразные виды народных игрушек.
Дымковская глиняная игрушка является одним из самых популярных народных промыслов Вятского края. Изначально ее мастерили в виде свистулек, а сегодня мастера создают целые композиции по историческим или сказочным сюжетам. В орнаменте росписи преобладают яркие выразительные цвета, а все мельчайшие детали тщательно прописаны.
Филимоновская народная игрушка "родилась" в Тульской области в деревушке под названием Филимоново. Все игрушки сделаны в виде свистулек, а в галерее образов присутствуют барыня, всадник, конь и олень. Каждая игрушка имеет свой определенный цвет и отличительные черты. Например, в образе барыне обязательно присутствие высокой юбки-колокола, а у офицера - шпаги и коня. Большое внимание мастера уделяют общему виду игрушки, тогда как лица фигурок практически не раскрашиваются, а лишь обозначаются те места, где находятся глаза, нос и рот. Кстати, с 19 века в Туле стали изготавливать декоративные статуэтки, по большей части женского пола, вобравшие в себя многие черты городской культуры.
Большое значение в жизни крестьян на Руси играла тряпичная кукла. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивалзначение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать,воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реалени узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы.
Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком. Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять различные роли: детская забава, средство воспитания, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.
Народные куклы делятся на три группы:
Куклы-обереги
В глубокой древности люди верили, что кукла могла защитить человека от болезней, несчастий, злых духов. Кукол так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать.
К обереговым куклам относятся: «Пеленашка», «Подорожница», обережка, «Скрутка», кукла «на счастье», «Зольная» кукла, «Крупеничка», «Вепсская», «Северная берегиня» и т.д.
Обрядовые куклы
Обрядовые куклы участвовали в традиционных обрядах и праздниках, часто имели название какого- либо праздника, например, на свадьбе, на Пасху, на Масленницу, после сбора урожая и т.д.
К обрядовым куклам относятся: Неразлучники, Мировое дерево, Масленица, Коляда, Кострома, Кукушечка, Покосница, Крупеничка.
Игровые куклы
Игровые куклы изготавливались для игры детям. Играя в куклы, ребёнок проигрывал традиционные обряды, осваивал различные социальные роли, развивал речь.
К игровым куклам относятся: Столбушка, Малышок-голышок, Барыня, Девка-баба, Бабочка, Зайчик.
В Древней Руси изготавливали деревянные игрушки начиная с IX века – об этом говорят археологические находки и письменные источники. Первые изделия были примитивными по форме, имели формы животных и человечков. Дерево хранится хуже глины, и это во многом определило то, что до нас дошло мало примеров древних деревянных изделий. Самыми популярными были матрешки, трещотки, свистульки, подвижные игрушки.
Кукла «Би-Ба-Бо»
«Би-Ба-Бо» – это кукла–рукавичка. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а в платье входит большой и средний пальцы, они служат для движения руками кукол.
Кукольное искусство считается довольно древним. Кукольное искусство основывается на народных традициях и разновидностях кукол. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, было оберегать ребенка от порчи, сглаза. Но в средние века куклы вышли на площади и ярмарки, где они принимали активное участие в публичных представлениях. В основном это были куклы-рукавички. А самый любимый и популярный герой – это кукла Петрушка. Он был яркий, добрый, веселый и очень остроумный. Бродячие артисты–кукольники ходили по дорогам и показывали истории обо всем, что тревожило их души. Это были рассказы о дружбе, мечтах и страданиях. Затем куклы–артисты постепенно вошли в дом, где устраивались домашние спектакли почти каждые выходные. Дети сами придумывали спектакли, лепили кукол и шили для них платья, даже делали декорации. Эти потешные персонажи кукольного театра вызывали интерес и добрую улыбку не только у детей, но и у взрослых. Роль в таких спектаклях доставалась почти каждому члену семьи. С тех пор куклы–артисты прочно вошли в нашу жизнь и занимают в ней достойное место.
Матрешка
Самая известна деревянная русская игрушка – это матрешка, - деревянная расписная кукла, разъёмная посередине, в которую одна за другой вставляются куклы меньшего размера. Своим названием матрешка обязана распространенному русскому имени «Матрена». Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей розовым румянцем, пышной фигурой, и как нельзя лучше подходило деревянной кукле
Богородская игрушка
Мастера посёлка Богородское Сергиево-Посадского района с XVII века славились искусной объемной резьбой по дереву. Богородские игрушки вырезались из мягких пород дерева – липы или осины. Сначала промысел был сезонным – резьбой занимались с осени до ранней весны. Нераскрашенные болванки поставляли посадским мастерам, которые доделывали и расписывали их.Существует два основных типа богородских деревянных игрушек – скульптурные и подвижные. Первые изображают людей разных профессий за работой, крестьян и крестьянок, разных животных. Подвижные игрушки обладали незамысловатыми механизмами, но приводили детей в восторг. Самая популярная – фигурки мужичка и медведя, закреплённых на планке и известных как «Богородские кузнецы».
Городецкая игрушка
Городец известен своей росписью по дереву. Самым узнаваемым видом деревянной городецкой игрушки стали кони: каталки и качалки. Качалка — главный тренд городецкого промысла. Расписных коней на двух полозьях здесь изготавливают и сегодня. Кони-каталки - упряжки с конями (одиночки, пары, тройки). Игрушки делались без единого гвоздика и без клеящих составов.
Но важно не только просто купить русские народные игрушки и отдать их ребенку, необходимо рассказать ему их историю, а также придумать с малышом несколько историй, в которые он сможет играть с вами или со своими друзьями.
Методические рекомендации по использованию игрушки - забавы как средства развития речи.
Проводя свои занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:
- образовательные (знакомство с историей создания игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, овладение литературным языком русского народа, расширение активного словарного запаса; во время игр-инсценировок формировать умение повторять несложные фразы);
- развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, диалогической речи, развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание);
- воспитательные (Воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров, и тд.).
При организации игры с игрушкой - забавой можно выделить общие советы:
- -Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
- -Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов.
- Длительность проведения игр-забав от 1 до 5 минут, играть с детьми до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся;
- необходимо предоставить детям в свободное пользование ту игрушку, с которой они действовали под руководством педагога;
- содержание игры с игрушкой-забавой должно быть более «затейливым», чем в самостоятельной игре;
- необходимо держать детей в поле зрения, немедленно реагировать на возникающие конфликты.
- При использовании одной и той же игрушки неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
Теперь остановимся непосредственно на особенностях действий с игрушкой - забавой. Для младшей группы важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные сопровождающие формы фолькора для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».
Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.
Необходимо отметить, что народная игрушка - забава пока еще недостаточно используется как средство для развития речи, а ведь она содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. Обращаем внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания). После анализа задается вопрос: "За что мы любим игрушку?" В своих высказываниях дети отмечают, что игрушка им нравится, она красивая, добрая как в сказке, у нее интересное лицо и т. д. Закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о мишке, матрешке и т. д.
Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).
Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.
В ходе работы над выбранной темой, и в качестве расширения развивающей предметно – пространственной среды нами был создан мини – музей игрушки – забавы. В сборе и создании экспонатов для музея непосредственное участие принимали сами дети (мы изготавливали тряпичных кукол) и родители.
С целью повышения знаний в вопросах использования игрушки - забавы с родителями проводились просветительская работа в форме индивидуальных бесед и консультаций, с помощью наглядной информации, которая оформляется в родительском уголке.
В целях систематизации работы с детьми над данной темой необходимо разрабатывать перспективное планирование, что и было нами сделано.
Заключение
В ходе своей работы я выяснила, что использование игрушки – забавы, как средства развития речи было удачным выбором. Опираясь на результаты диагностики мы видим прекрасные результаты. На основании проведённой в начале учебного года диагностики уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста были сделаны следующие выводы.
В группе был отмечен недостаточно высокий уровень развития речи. Был составлен и реализован комплекс из игр и упражнений, направленный на развитие словаря младших дошкольников. Кроме того, проведение игр и упражнений способствовало развитию внимания, памяти, мышления, творческого воображения и мелкой моторики детей.
В конце года была проведена повторная диагностика уровня развития речи детей.
Повторное исследование показало значительный рост уровня развития речи. На основании поведённой диагностики, можно сделать следующие выводы: показатели высокого уровня увеличились от 28% до 36% , показатели среднего уровня увеличились на 16%, а количество детей, имеющих низкий уровень, уменьшилось на 24% (на начало учебного года таких детей было 32%, а на конец года стало 8%).. Таким образом, о игрушке-забаве можно говорить как о великолепном универсальном развивающем средстве.
Приложение .
НОД «Развитие речи»
Тема занятия «Пава»
Цель: рассмотреть глиняную игрушку-свистульку; учить передавать в рассказе характерную форму.
Методика проведения занятия. Дети наблюдают, рассматривают глиняную игрушку-свистульку народных мастеров. Педагог стремится к тому, чтобы они научились подмечать характерное, интересное, красивое (как изменяется форма тела животного, находящегося в движении, как изогнута шея у птицы, которая пьет; как запрокинута ее голова, когда она поет). Затем дети описывают птицу Паву.
"Петрушка умывается"
Цель. Учить детей использовать в речи названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа) и их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Изучить характеристики воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Словесно обозначать характер действий: намылить, тереть, смыть, вытереть и т.п.
Методика проведения. В гости к детям пришел Петрушка. Он хочет сесть за стол, позавтракать, но не помнит, все ли он для этого сделал. Спрашивает у детей, что они делали перед завтраком. Дети говорят, что они делали зарядку и мыли руки. Использовать знакомая ребенку потешку "Водичка-водичка".Дети смотрят, как льется из лейки вода, слушают, как она журчит, трогают, а затем повторяют за воспитателем свойства воды. Необходимо прочитать потешку во второй раз, чтобы дети помогали договаривать слова.
Консультация для родителей
«Народная игрушка- забава в жизни ребенка»
Игрушка сопровождает малыша с самого детства. Для того, чтобы развитие ребенка было полноценным, игрушку нужно подбирать правильно. Одной из игрушек, которая несет в себе множество полезных функций является народная игрушка. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Она способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народная игрушка – это одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась. Но даже в современном мире, при наличии новых инструментов, упрощающих их изготовление, мастера пользуются старыми технологиями, которые узнали от своих предков.
Именно в дошкольном детстве народная игрушка - позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу.
Обучение дошкольников языку, развитию речи и речевому общению – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Знакомство дошкольников с народной игрушкой может осуществляться путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения музеев, путем анализа традиционных народных промыслов. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения. При организации систематической работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности, а также на развитие речи.
Сенсомоторные навыки развиваются в разных видах деятельности дошкольника. Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки : башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. В своей практике мы знакомим дошкольников с разнообразными русскими народными игрушками, которые можно сделать своими руками и использовать в разных режимных моментах, в группе создан мини-музей «Куклы наших бабушек». В процессе изготовления русских народных кукол в наше время у детей развивается моторика, совершенствуется координация движений, формируется умение задавать вопросы, воспринимать полученную информацию, закрепляется умение решать различные проблемы при изготовлении куклы. И последний этап – обыгрывание куклы, а играть ею в тишине и в одиночестве совершенно невозможно. Таким образом, у ребенка развитие коммуникативных способностей происходит в процессе придумывания сюжета, обсуждения его с партнерами по игре. У ребенка оттачивается интонационная выразительность, варьируется темп речи, звуки становятся отчетливыми и ясными. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что игры с народными игрушками напрямую влияют на усвоение детьми богатства родного языка и успешного становления диалогической и монологической речи.
Перспективное планирование
Месяц | Игры | Цели |
Сентябрь | Рассматривание игрушек-забав. Юла, мяч, матрешка, погремушка, Неваляшка. | Учить умению внимательно рассматривать игрушки, их строение, качество, звуки. Расширять представление о мире игрушек. |
Октябрь | Игры с неваляшками, волчками. | Учить детей различать и называть предметы больших и маленьких размеров, определять и называть цвет. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки; |
Октябрь | Игры с деревянными и керамическими свистульками | Познакомить с игрушкой – свистулькой; развивать речевой слух и речевое дыхание; Воспитывать бережное отношение к игрушке. |
Октябрь | Знакомство с куклами «Би-ба-бо» | Познакомить с куклой «Би- ба-бо», учить называть, какие они на ощупь(Мягкие – твердые); Расширять и активизировать словарный запас детей; |
Октябрь | Театрализация русской народной сказки «Колобок» | Формировать интерес к книгам; Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок |
Ноябрь | "Петрушка умывается" | Учить детей использовать в речи названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа) и их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Изучить характеристики воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Словесно обозначать характер действий: намылить, тереть, смыть, вытереть и т.п. |
Ноябрь |
| Обогащать эмоциональный опыт детей, развивать речевое восприятие. Учить проговаривать слова игры вместе с воспитателем |
Ноябрь |
| Познакомить с механической игрушкой. Дать представление о принципе движения клюющих курочек. Имитация движений, звукоподражание. |
Ноябрь |
| Дать представление о принципах работы игрушки; Помогать употреблять в речи имена существительные (названия животных), звукоподражание. |
Декабрь - январь |
| Расширять представление детей о мире звучащих игрушек. Показать как извлекаются звуки: путем ударов палочек – барабан, путем сильного выдоха – свирель, дудочка и т.д. Развивать умение понимать обобщающие слова; Развивать речевой слух и речевое дыхание. |
Январь |
| Учить различать по звуку различные инструменты; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы. |
Январь |
| Познакомить детей с пальчиковыми куклами, учить называть их; учить слышать, различать и произносить звуки в словах. |
Февраль |
| Развивать мелкую моторику; развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи. |
Февраль |
| Познакомить с богородской деревянной игрушкой. Дать представление о принципе движения клюющих курочек. Имитация движений, звукоподражание. |
Март |
| Продолжать знакомить с богородской деревянной игрушкой. Расширять представление о принципе движения богородской игрушки. Развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи,. |
Март |
| Расширять знания детей о игрушке – дудочке. Развивать речевой слух и речевое дыхание. |
Апрель |
| Учить имитировать движения, развивать умение различать и называть существенные детали и части игрушки; заучивать небольшое стихотворное сопровождение. |
Апрель |
| Продолжать учить проговаривать небольшое стихотворение, сопровождая его действиями по тексту, развивать интонационную выразительность речи. |
Май |
| Развивать наблюдательность, расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи младших дошкольников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...
Опыт работы по теме : Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Проект " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"...
Опыт работы «Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.Важнейшим источником развития выразительности ...
Инновационный опыт работы "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Опыт работы «Художественная литература как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме самообразования: «Художественная литература как средство развития речидетей младшего дошкольного возраста»...