Консультация для педагогов. "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей"
консультация (старшая группа)

Чебыкина Елена Валерьевна

На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека. Ребёнок уже рождается с определёнными физическими и генетически заложенными психическими особенностями, две же других категории здоровья ему необходимо развивать. На нас, педагогов, возложена эта ответственная миссия. Мы несём ответственность за здоровье наших воспитанников в полном смысле этого слова, и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Проблему здоровья детей необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями, искать новые подходы и методы. Педагоги дошкольных учреждений находятся в более выгодном положении — они ежедневно общаются с родителями, могут вести просветительскую работу в этом направлении и оказывать грамотную поддержку.

 Существует достаточное количество различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

1) правильное и сбалансированное питание;

2) режим дня; 3) прогулки на свежем воздухе;

4) закаливание организма;

5) достаточная двигательная активность;

6) соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

 7) психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ;

8) полноценное нравственное и духовное развитие личности ребёнка.

 В законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначена одна из главных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Однако, работа с родителями должна иметь индивидуальный подход, так как: социальный статус семей различен, образованность родителей — тоже, в одних семьях приветствуются занятия спортом, другие — наоборот, далеки от него, также большинство родителей могут проявлять заинтересованность данным вопросом, а некоторые надеются на Божью помощь. Как бы там ни было, задача педагога — стараться повышать культуру здорового образа жизни семьи.

 Таким образом, основной целью работы дошкольного учреждения в этом направлении является: способствовать укреплению физического здоровья детей, снижению заболеваемости детей не только простудными заболеваниями, но и болезнями опорно-двигательного аппарата, различными психическими расстройствами, формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и взрослых (родителей).

 

Задачи:

1.Разработать план деятельности участников образовательного процесса, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

2. Создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

 3. Использовать в работе современные технологии обучения здоровому образу жизни, развивать здоровьесберегающие умения и навыки, вырабатывать у детей желание думать и заботиться о своём здоровье.

4.  Создать условия и организовать предметно-пространственную среду для обеспечения двигательной активности воспитанников.

5. Способствовать полноценному нравственному и духовному развитию личности ребёнка. 6. Наладить контакт с семьями воспитанников через вовлечение родителей в совместную деятельность, кроме этого, регулярно оказывать консультативную помощь по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

 Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.

 Для вовлечения родителей в работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей следует двигаться в двух направлениях:

1. Повышение педагогической культуры родителей и уровня их осведомлённости в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Направления и формы взаимодействия:

1. Педагогический мониторинг:

– индивидуальные беседы (администрация, педагоги, специалисты);

– наблюдения за общением ребёнка с членами своей семьи и наоборот;

– изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи;

 – выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании;

 – диагностические игры;

– анкетирование;

– проведение мониторинга по результатам исследования.

2. Педагогическая поддержка и совместная деятельность:

– мероприятия, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей;

– совместная деятельность детей и родителей в этом направлении;

– формирование «здоровых» традиций группы;

– организация спортивных соревнований и праздников;

– тематические родительские собрания;

 – дни открытых дверей;

 – совместная проектная деятельность – помощь в создании родительских спортивных клубов;

– консультации медицинских работников;

– подбор литературы по ЗОЖ.

3. Педагогическое образование:

– психолого-педагогические тренинги;

– семинары по вопросам здоровьесбережения детей;

– консультации; – рекламные буклеты, памятки;

 – информационные стенды; – выставки детских работ; – сайт организации;

 – объявления; – фотогазеты.

Как правило, ни одно, даже самое благое, начинание в дошкольном учреждении не заканчивается успешно, если нет взаимодействия с родителями. «Ребёнок учится тому, что в дому» — гласит русская пословица, из этого следует, что семья остаётся для ребёнка самым важным звеном на пути к здоровому образу жизни, а задача воспитателя — оказать помощь в этом направлении. Для стимуляции интереса родителей к вопросу оздоровления детей необходимо сделать жизнь детей в детском саду действительно интересной, почаще привлекать родителей к совместным мероприятиям, тщательно подготавливать вопросы, касающиеся этой темы, к родительским собраниям, приводить положительные примеры из жизни. Работу проводить не от случая к случаю, а планомерно и системно, настойчиво и педантично, и тогда результаты будут обязательно.

Даже те родители, которые ведут не совсем здоровый образ жизни, желают своим детям расти здоровыми и жизнерадостными, поэтому они охотно согласятся принять участие в изготовлении своими руками физкультурно-игрового оборудования (массажных дорожек, мешочков с песком или крупой), оформлении прогулочных участков или покупки для группы специального оборудования.

Как было сказано выше, физическое здоровье детей — это только одна из составляющих. Не меньшее внимание необходимо уделять психологической комфортности пребывания детей в детском саду. Большое значение здесь имеет личность воспитателя, его отношение к себе, к детям, к своей деятельности. Поэтому педагогам не остаётся ничего другого, как работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, так как работа с детьми не терпит попустительского отношения, образ педагога навсегда останется в памяти детей и сможет послужить образцом в его дальнейшей жизни. Он закладывает воспитанникам основы правильного поведения, пути достойного выхода из любой жизненной ситуации, уроки нравственности.

Каждый ребёнок во время пребывания в детском учреждении должен ощущать заботу, внимание, поддержку со стороны взрослого, сколько бы детей не посещало группу, наладить психологическим контакт с каждым — это обязательное и первостепенное условие успешной работы. Доверие и уважение родителей к педагогу заметно повышается, если ребёнок любит своего наставника, с удовольствием идёт в детский сад. В данной ситуации найти подход к родителям гораздо проще и легче. Они уже с большим интересом будут обращать внимание на предлагаемый им наглядный материал, с удовольствием посещать родительские собрания, принимать участие в совместных мероприятиях. Следует добавить, что тексты наглядных форм агитации должны быть привлекательными, доступными и содержать действительно интересный материал, способный побудить мам и пап к действию.

 Опыт показывает, что, благодаря инициативе и систематичной работе воспитателей по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, интерес родителей к данной теме заметно возрастает, они становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов20.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СОШ 9 ИМ.М.И.НЕДЕЛИНА-ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ-ДЕТСКИЙ САД №:65

Консультация для педагогов

«Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей»

                                                                                        Подготовила

Чебыкина Е.В.

 

Г. Одинцово 2022

На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека. Ребёнок уже рождается с определёнными физическими и генетически заложенными психическими особенностями, две же других категории здоровья ему необходимо развивать. На нас, педагогов, возложена эта ответственная миссия. Мы несём ответственность за здоровье наших воспитанников в полном смысле этого слова, и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Проблему здоровья детей необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями, искать новые подходы и методы. Педагоги дошкольных учреждений находятся в более выгодном положении — они ежедневно общаются с родителями, могут вести просветительскую работу в этом направлении и оказывать грамотную поддержку.

 Существует достаточное количество различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

1) правильное и сбалансированное питание;

2) режим дня; 3) прогулки на свежем воздухе;

4) закаливание организма;

5) достаточная двигательная активность;

6) соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

 7) психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ;

8) полноценное нравственное и духовное развитие личности ребёнка.

 В законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначена одна из главных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Однако, работа с родителями должна иметь индивидуальный подход, так как: социальный статус семей различен, образованность родителей — тоже, в одних семьях приветствуются занятия спортом, другие — наоборот, далеки от него, также большинство родителей могут проявлять заинтересованность данным вопросом, а некоторые надеются на Божью помощь. Как бы там ни было, задача педагога — стараться повышать культуру здорового образа жизни семьи.

 Таким образом, основной целью работы дошкольного учреждения в этом направлении является: способствовать укреплению физического здоровья детей, снижению заболеваемости детей не только простудными заболеваниями, но и болезнями опорно-двигательного аппарата, различными психическими расстройствами, формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и взрослых (родителей).

Задачи:

1.Разработать план деятельности участников образовательного процесса, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

2. Создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

 3. Использовать в работе современные технологии обучения здоровому образу жизни, развивать здоровьесберегающие умения и навыки, вырабатывать у детей желание думать и заботиться о своём здоровье.

4.  Создать условия и организовать предметно-пространственную среду для обеспечения двигательной активности воспитанников.

5. Способствовать полноценному нравственному и духовному развитию личности ребёнка. 6. Наладить контакт с семьями воспитанников через вовлечение родителей в совместную деятельность, кроме этого, регулярно оказывать консультативную помощь по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

 Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.

 Для вовлечения родителей в работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей следует двигаться в двух направлениях:

1. Повышение педагогической культуры родителей и уровня их осведомлённости в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Направления и формы взаимодействия:

1. Педагогический мониторинг:

– индивидуальные беседы (администрация, педагоги, специалисты);

– наблюдения за общением ребёнка с членами своей семьи и наоборот;

– изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи;

 – выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании;

 – диагностические игры;

– анкетирование;

– проведение мониторинга по результатам исследования.

2. Педагогическая поддержка и совместная деятельность:

– мероприятия, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей;

– совместная деятельность детей и родителей в этом направлении;

– формирование «здоровых» традиций группы;

– организация спортивных соревнований и праздников;

– тематические родительские собрания;

 – дни открытых дверей;

 – совместная проектная деятельность – помощь в создании родительских спортивных клубов;

– консультации медицинских работников;

– подбор литературы по ЗОЖ.

3. Педагогическое образование:

– психолого-педагогические тренинги;

– семинары по вопросам здоровьесбережения детей;

– консультации; – рекламные буклеты, памятки;

 – информационные стенды; – выставки детских работ; – сайт организации;

 – объявления; – фотогазеты.

Как правило, ни одно, даже самое благое, начинание в дошкольном учреждении не заканчивается успешно, если нет взаимодействия с родителями. «Ребёнок учится тому, что в дому» — гласит русская пословица, из этого следует, что семья остаётся для ребёнка самым важным звеном на пути к здоровому образу жизни, а задача воспитателя — оказать помощь в этом направлении. Для стимуляции интереса родителей к вопросу оздоровления детей необходимо сделать жизнь детей в детском саду действительно интересной, почаще привлекать родителей к совместным мероприятиям, тщательно подготавливать вопросы, касающиеся этой темы, к родительским собраниям, приводить положительные примеры из жизни. Работу проводить не от случая к случаю, а планомерно и системно, настойчиво и педантично, и тогда результаты будут обязательно.

Даже те родители, которые ведут не совсем здоровый образ жизни, желают своим детям расти здоровыми и жизнерадостными, поэтому они охотно согласятся принять участие в изготовлении своими руками физкультурно-игрового оборудования (массажных дорожек, мешочков с песком или крупой), оформлении прогулочных участков или покупки для группы специального оборудования.

Как было сказано выше, физическое здоровье детей — это только одна из составляющих. Не меньшее внимание необходимо уделять психологической комфортности пребывания детей в детском саду. Большое значение здесь имеет личность воспитателя, его отношение к себе, к детям, к своей деятельности. Поэтому педагогам не остаётся ничего другого, как работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, так как работа с детьми не терпит попустительского отношения, образ педагога навсегда останется в памяти детей и сможет послужить образцом в его дальнейшей жизни. Он закладывает воспитанникам основы правильного поведения, пути достойного выхода из любой жизненной ситуации, уроки нравственности.

Каждый ребёнок во время пребывания в детском учреждении должен ощущать заботу, внимание, поддержку со стороны взрослого, сколько бы детей не посещало группу, наладить психологическим контакт с каждым — это обязательное и первостепенное условие успешной работы. Доверие и уважение родителей к педагогу заметно повышается, если ребёнок любит своего наставника, с удовольствием идёт в детский сад. В данной ситуации найти подход к родителям гораздо проще и легче. Они уже с большим интересом будут обращать внимание на предлагаемый им наглядный материал, с удовольствием посещать родительские собрания, принимать участие в совместных мероприятиях. Следует добавить, что тексты наглядных форм агитации должны быть привлекательными, доступными и содержать действительно интересный материал, способный побудить мам и пап к действию.

 Опыт показывает, что, благодаря инициативе и систематичной работе воспитателей по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, интерес родителей к данной теме заметно возрастает, они становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

Гаврючина Л. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методические рекомендации — М.: Творческий Центр, 2008г., 157с.

 Маханева М. Д., Воспитание здорового ребёнка. Пособие для практических работников детских учебных заведений — М.: Аркти, 1999г., 87с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года / Интернет-ресурс: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль образовательного учреждения и семьи в сохранении физического и психического здоровья ребенка»

Эффективные формы и новые технологии при организации оздоровительной работы в ДОУ и семье....

Презентация "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...

Консультация для педагогов ДОУ "Образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей"

В публикации представлены материалы консультации старшего воспитателя для педагогов ДОУ по теме "Образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей"...

Консультация для родителей на тему: «Роль адаптации в сохранении физического и психического здоровья детей раннего возраста»

Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;Работа с детьми;Работа...