Консультация на тему: «Методы и способы развития мелкой моторики у детей»
консультация (средняя группа) на тему

Николенко Инга Валерьевна

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Иначе говоря, ловкость. В этом процессе принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.

        Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь. Физиолог И. Павлов говорил «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

         Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Не даром педагог В. Сухомлинский писал«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание и связная речь. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и мелкими предметами. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Работу по развитию мелкой моторики надо начинать с раннего детства и вести систематически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Методы и способы развития мелкой моторики у детей»

       Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Иначе говоря, ловкость. В этом процессе принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.

        Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь. Физиолог И. Павлов говорил «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

         Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Не даром педагог В. Сухомлинский писал«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание и связная речь. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и мелкими предметами. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Работу по развитию мелкой моторики надо начинать с раннего детства и вести систематически.

        А как же развивать мелкую моторику рук в домашних условиях? Очень просто! Для начала загляните на кухню, и вы убедитесь, что здесь найдется масса интересных идей для ваших детей. Присмотритесь к обычным макаронам. Они бывают различной формы (бантики, трубочки, листики и т.  д.) Из всего этого можно складывать целые картины. А на тонком слое высыпанной крупы в большую тарелку или поднос легко и приятно «рисовать» всеми пальчиками по очереди. Девочки с удовольствием могут играть роль «Золушки», перебирая различные крупы и макароны. Если ребенок умеет считать, то можно сравнивать чего больше и т.  д.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки

Рисование

Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п.

Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре.

Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам.

  • Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
  • Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо  льда. Герда должна пройти по нему,  не касаясь стенок, иначе она замерзнет").
  • Раскраски

Аппликации

   Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.

Мозаика

Лепка

Игры-шнуровки, плетения

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Игры с предметами

Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.

На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

·         "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

·         Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

·         Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

·         Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

·         Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

·         Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

·         Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

  • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

  • Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно      поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд

Медвежат, волчат, бобрят".

  • Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам 

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

        Вот так можно весело и с пользой провести время. Усложняйте задания, придумывайте новые. Творите вместе с вашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Данный материал содержит рекомендации для родителей ...

Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"

Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"...

Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....

Конспект консультации для родителей по теме: "Методы и способы развития мелкой моторики у детей"

Паспорт: Тема: методы и способы развития мелкой моторики у детей  Группа: разновозрастная группа Место проведения: раздевальная комната Цель: познакомить родителей...

Консультация для родителей "Методы и способы развития мелкой моторики"

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Консультация для родителей:"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики у детей"

Развитие мелкой моторики-естественный процесс,он берёт своё начало уже в младенческом возрасте.Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание,память,слуховое и зрительно...

Консультация для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)

Консультация для педагогов  «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)...