Круглый стол «Социальное партнерство ДОУ с семьей»
методическая разработка
Цель: установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимание родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Задачи: реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;
- создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
обобщать опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21g._sotsialnoe_partnerstvo_dou_s_semey.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
К руглый стол
«Социальное партнерство ДОУ с семьей»
Старший воспитатель Казакова Л.В.
Цель: установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимание родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Задачи: реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;
- создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
обобщать опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
Ход круглого стола
Упражнение «Какие они – современные родители?»
Цель: создание рабочего настроения, выявление имеющихся проблем в общении с родителями.
Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».
Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, каких характеристик больше – положительных или отрицательных.
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обуславливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально - педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.
На современном этапе модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования – дошкольном образовании.
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности.
Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка
Ведущая роль семьи в формировании личности ребенка подчеркивается в международных и отечественных законодательных документах, таких как Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, Конституция РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации». Эти документы закрепляют первоочередное родительское право на воспитание детей, обозначают роль других социальных институтов, обязанных помогать, поддерживать, направлять, воспитательную функцию родителей.
Личность ребенка формируют семейные установки, тип детско-родительских взаимоотношений, микроклимат семьи. В Федеральном образовательном стандарте подчеркивается значимость социального сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, в рамках которого сотрудники ДОУ должны помогать родителям в формировании психолого-педагогической компетенции в сфере воспитания, образовании и развития детей.
Очень жаль, но большинство современных семей являются педагогически неграмотными, и остро нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке различных специалистов. Педагог Н.А. Дорохина считает, что современному детскому саду необходимо изменить свою позицию по отношению к роли родителей как субъектам образования. Функцией дошкольного учреждения является не только воспитание ребенка, но и педагогическое просвещение родителей, активное включение их в образовательный процесс как равно ответственных и равноправных партнеров.
Специфические особенности дошкольного возраста состоят в том, что развитие личности ребенка осуществляется под воздействием значимого взрослого, являющегося проводником малыша в социум. Именно такими значимыми взрослыми для ребенка являются, в первую очередь, родители и воспитатели. Именно слаженное социальное сотрудничество значимых взрослых подготовит ребенка к его новой жизни вне дошкольного учреждения.
В течение длительного времени система дошкольного образования дистанцировалась от семьи, родителей воспитанников. Воспитатели, педагоги, методисты возлагали на себя практически полностью вопросы воспитания и образования в дошкольном возрасте. С одной стороны, это было вполне оправдано, поскольку большинство родителей ведут активную профессиональную деятельность, у них отсутствует время заниматься воспитанием и образованием детей. С другой стороны, дистанцирование родителей от образовательного процесса детей, снижает его эффективность. В то же время семья выступает как центральная ячейка общества, на сохранение которой ориентируется государство. В прочной и надежной семье испытывает нужду любой человек.
Современная же модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - ПЕДАГОГ» (4,с. 40)
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников, помогающими ему решать образовательные задачи, на взаимовыгодных условиях. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, находя наиболее актуальные аргументы для добровольного привлечения их к сотрудничеству.
Ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, конструктивным. Несмотря на то, что сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей в конкретной деятельности. В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования
По мнению Т.В. Корюкиной, социальное партнерство между дошкольным учреждением и семьей – это новый опыт, другие формы взаимоотношений, при этом партнерство строится на социальном диалоге, для разрешения насущных вопросов и проблем.
Социальное партнерство заключается не только во взаимодействии с семьей, но и взаимопонимании, взаимоуважении и во взаимном доверии. Это позволяет лучше узнать друг друга и усиливает взаимоотношения.
Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Существует несколько принципов взаимодействия с родителями:
1. Открытость детского сада для семьи;
Самым прочным фундаментом на котором осуществляется работа педагогов это позитивный настрой. Не уместны в общении педагога с родителями категоричность и требовательный тон. Главное это доброжелательность и открытость в общении с родителями.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Эффективными методами сотрудничества с современными родителями будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды;
Способствует развитию личности в семье и в детском саду;
4. Индивидуальный подход;
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми но и с родителями. Воспитатель общаясь с родителем должен учитывать настроение мамы и папы, владеть ситуацией. Воспитатель является посредником между родителем и ребенком для решения в конфликтной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад должен быстро реагировать на различного рода изменения в семье учитывая потребности и запросы.
В связи с этим необходимо взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
В своей работе мы используем как традиционные методы, так и не традиционные формы работы с родителями, включаем инновационные технологии.
- Диагностико- аналитические:
-анкетирование
-опрос
-беседы
Родители очень заинтересованы в заполнении различного рода анкет так как это помогает воспитателям узнать лучше своего ребенка и найти к нему подход.
- Информационные:
-открытые занятия
-паспорт здоровья
- выпуск газет
- информационные стенды
- дни открытых дверей
На первом месте у родителей стоят дни открытых дверей. Родители с большим интересом и удовольствием принимают участие в творческой деятельности детей, вместе лепят, рисуют, занимаются аппликацией и т.д. У родителей есть возможность увидеть своего ребенка со стороны в другой обстановке.
На таких мероприятиях как круглый стол , родительская гостиная родители могут задать некоторые волнующие вопросы , а так же обсудить их с другими родителями, и обменяться опытом с другими родителями.
- Досуговые:
-праздники
-выставки
-конкурсы
-эстафеты
-проекты
-портфолио детей с помощью родителей
-веселые старты с участием родителей
Конечно же самым распространенным и любимым видом деятельности являются праздники, досуговые развлечения. У родителей появляется возможность вместе с ребёнком погрузиться в сказочный мир, что благоприятно влияет на взаимопонимание и взаимоотношения между ребенком и роди, в котором принимают участие родители и дети, они могут видеть все достижения ребенка, анализировать и стремиться улучшить свои результаты.
- Познавательно - деятельные:
-нетрадиционные родительские собрания
-экскурсии
-мастер- классы
-консультации
-папки передвижки
-листовки.
Очень важно чтобы современные родители были так же образован, чтобы выстроить совместно с воспитателем единую линию (тактику) в образовании и развитии детей.
Родителями очень приветствуются индивидуальные консультации и групповые тренинги с психологом дошкольного учреждения. Родитель через подход к себе находит подход к своему ребенку, что способствует адаптации ребенка к социальной среде и осознания того что он такой же полноценный член семьи.
Листовки , папки и консультации дают возможность за короткое время узнать полезную информацию о чем либо.
Ребенок становится ведущим субъектом внимания, и взаимоотношения взрослых становятся эмоционально ровными, свободными, независимыми и конструктивными.
- Обратная связь:
- родительская почта
-интернет гостиная.
Таким образом у родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, появляется уверенность в собственных возможностях. А так же укрепляются семейные ценности.
Характерная черта нетрадиционных форм организации социального партнерства с семьей – направление «взаимодействия» в сторону партнерского участия основных субъектов воспитания. Такой подход подразумевает ответственность родителей и их социальное партнерство с дошкольным образовательным учреждением.
Работа взаимодействия семьи и ДОУ работа непростая. Она строится на инициативе родителей, интуиции воспитателей, большом терпении и желании работать совместно (сообща). Благодаря этому создаются условия для развития личности ребёнка, у детей появляется чувство защищённости и осознание себя как полноценного члена семьи.
Семья - это величайшая ценность человека.
Заключение: Для того чтобы сотрудничество и взаимодействие с родителями было доброжелательным, эффективным необходимо всегда помнить о правилах культуры общения:
- Самый универсальный способ эффективного общения – это искренняя, доброжелательная улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними.
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный набор звуков для человека. Важно использовать имя и отчество человека при приветствии, например «Здравствуйте, Мария Петровна!», а не просто кивнуть и сказать «Здрасьте!»
- В общении наиболее эффективен не прямой, а косвенный комплимент - мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю –ребенка.
- Если вам необходимо сообщить родителю о негативных моментах в поведении ребенка, то сначала лучше рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о существующей проблеме.
- В общении нельзя нарушать границы личного пространства собеседника.
- Следует также убирать препятствия, «увеличивающие» в нашем восприятии расстояние между людьми при общении: (стол, лист бумаги в руках и т.д.)
- Во время разговора необходимо контролировать свои жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги, демонстрировать свою «закрытость»
- Рекомендуется использовать приём присоединения, т. е. нахождения общего «Я», например произносить «Я сама такая же…»Нужно чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали…»
Таковы основные правила установления позитивного личностного контакта, построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение «Как бы это сказать»
Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
Техника «сэндвич» предполагает подачу информации по принципу:
позитив – негатив – позитив.
Принцип сэндвича
Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.
Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза».
А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.
Ситуации: 1. Рома часто толкает других детей
2. Даша всегда отбирает у девочек игрушки
3. Петя игнорирует просьбы взрослого
На этом наш семинар заканчивается, всем успехов в работе с родителями, спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семь Я.Круглый стол "Красна изба пирогами, а семья традициями"
Разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях....
Круглый стол на тему: «Знает Правила семья – значит, знаю их и я!»
Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения...
Особенность проведения «Круглого стола» как форма работы с семьей.Тема:«Любимая игрушка моего малыша»
Цель:Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об о...
КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....
Сообщение на круглый стол «Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста» 2018
Социальное развитие дошкольников - это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребёнок учится учит...
Всеобуч февраль 2022 Круглый стол «Социально-бытовые и коммуникативные навыки ребенка с особенностями развития»
Дети – это счастье для любой супружеской пары, но это счастье порой омрачается тем, что в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья....
К руглый стол «Социальное партнерство ДОУ с семьей»
На современном этапе модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.Федеральный государственный образовательный стандар...