Круглый стол «Социальное партнерство ДОУ с семьей»
методическая разработка

Казакова Лидия Владимировна

Цель: установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимание родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Задачи: реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;

  • создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  • активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

обобщать опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21g._sotsialnoe_partnerstvo_dou_s_semey.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

        К                      руглый стол

«Социальное партнерство ДОУ с семьей»

Старший воспитатель Казакова Л.В.

Цель: установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимание родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Задачи: реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;

  • создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  • активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

обобщать опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.

Ход круглого стола

Упражнение «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, выявление имеющихся проблем в общении с родителями.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том,  каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обуславливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально - педагогических  сил в дошкольное образование  как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.

На современном этапе модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено  в качестве уровня общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий  и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования – дошкольном образовании.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией  и семьей в системе социального партнерства  является неотъемлемой частью обновления содержания  работы дошкольной организации

Работа с семьей – один из самых трудных видов  профессиональной деятельности.

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка

 

Ведущая роль семьи в формировании личности ребенка подчеркивается в международных и отечественных законодательных документах, таких как Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, Конституция РФ, Закон «Об образовании  в Российской Федерации». Эти документы закрепляют первоочередное  родительское право на воспитание детей, обозначают роль других социальных институтов, обязанных помогать, поддерживать, направлять, воспитательную функцию родителей.

Личность ребенка формируют семейные установки, тип детско-родительских взаимоотношений, микроклимат семьи. В Федеральном образовательном стандарте подчеркивается значимость социального сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, в рамках которого сотрудники ДОУ должны помогать родителям в формировании психолого-педагогической компетенции в сфере воспитания, образовании и развития детей.

Очень жаль, но большинство современных семей являются педагогически неграмотными, и остро нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке различных специалистов. Педагог Н.А. Дорохина считает, что современному детскому саду необходимо изменить свою позицию по отношению к роли родителей  как субъектам образования. Функцией дошкольного учреждения является не только воспитание ребенка, но и педагогическое просвещение родителей, активное включение их в образовательный процесс как равно ответственных и равноправных партнеров.

Специфические особенности дошкольного возраста состоят в том, что развитие личности ребенка осуществляется под воздействием значимого взрослого, являющегося проводником малыша в социум. Именно такими значимыми взрослыми для ребенка являются, в первую очередь, родители и воспитатели. Именно слаженное социальное сотрудничество значимых взрослых подготовит ребенка к его новой жизни вне дошкольного учреждения.

В течение длительного времени система дошкольного образования дистанцировалась от семьи, родителей воспитанников. Воспитатели, педагоги, методисты возлагали на себя практически полностью вопросы воспитания и образования в дошкольном возрасте. С одной стороны, это было вполне оправдано, поскольку большинство родителей ведут активную профессиональную деятельность, у них отсутствует время заниматься воспитанием и образованием детей. С другой стороны, дистанцирование родителей от образовательного процесса детей, снижает его эффективность. В то же время семья выступает как центральная ячейка общества, на сохранение которой ориентируется государство. В прочной и надежной семье испытывает нужду любой человек.

Современная же модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - ПЕДАГОГ» (4,с. 40)

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников, помогающими ему решать образовательные задачи, на взаимовыгодных условиях. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, находя наиболее актуальные аргументы для добровольного привлечения их к сотрудничеству.

Ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, конструктивным. Несмотря на то, что сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителей в конкретной деятельности. В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования

По мнению Т.В. Корюкиной, социальное партнерство между дошкольным учреждением и семьей – это новый опыт, другие формы взаимоотношений, при этом партнерство строится на социальном диалоге, для разрешения насущных вопросов и проблем.

Социальное партнерство заключается не только во взаимодействии с семьей, но и взаимопонимании, взаимоуважении и во взаимном  доверии. Это позволяет лучше узнать друг друга и усиливает взаимоотношения.

Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Существует несколько принципов взаимодействия с родителями:

1.  Открытость детского сада для семьи;

Самым прочным фундаментом на котором осуществляется работа педагогов это позитивный настрой. Не уместны в общении педагога с родителями категоричность и требовательный тон. Главное это доброжелательность и открытость в общении с родителями.

2.  Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Эффективными методами сотрудничества с современными родителями будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3.  Создание единой развивающей среды;

 Способствует  развитию личности в семье и в детском саду;

4.  Индивидуальный подход;

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми но и с родителями. Воспитатель общаясь с родителем должен учитывать настроение мамы и папы, владеть ситуацией. Воспитатель является посредником между родителем и ребенком для решения в конфликтной ситуации.

5.  Динамичность;

Детский сад  должен быстро реагировать на различного рода изменения в  семье учитывая потребности  и запросы.

В связи с этим необходимо взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.

В своей работе  мы  используем  как традиционные методы, так и не традиционные формы работы с родителями, включаем инновационные технологии.

  • Диагностико-  аналитические:

-анкетирование

 -опрос

 -беседы

Родители очень заинтересованы в заполнении различного рода анкет так как это помогает воспитателям узнать лучше своего ребенка и найти к нему подход.

  • Информационные:

-открытые занятия

-паспорт здоровья

- выпуск газет

- информационные стенды

- дни открытых дверей

На первом месте у родителей стоят дни открытых дверей. Родители с большим интересом и удовольствием принимают участие в творческой деятельности детей, вместе лепят, рисуют, занимаются аппликацией и т.д. У  родителей есть возможность увидеть своего ребенка со стороны в  другой обстановке.

На таких мероприятиях как круглый стол , родительская гостиная родители могут задать некоторые волнующие вопросы , а так же обсудить их с другими родителями, и обменяться опытом с другими родителями.

  • Досуговые:

-праздники

-выставки

-конкурсы

-эстафеты

-проекты

-портфолио детей с помощью родителей

-веселые старты с участием родителей

 Конечно же самым распространенным и любимым видом деятельности являются праздники, досуговые развлечения. У родителей появляется возможность вместе с ребёнком погрузиться в сказочный мир, что благоприятно влияет на взаимопонимание и взаимоотношения между ребенком и роди, в котором принимают участие родители и дети, они могут видеть все достижения ребенка, анализировать и стремиться улучшить свои результаты.

  • Познавательно - деятельные:

-нетрадиционные родительские собрания

-экскурсии

-мастер- классы

-консультации

-папки передвижки

-листовки.

Очень важно чтобы современные родители были  так же образован, чтобы выстроить совместно с воспитателем единую линию (тактику) в образовании и развитии детей.

Родителями очень приветствуются индивидуальные консультации  и групповые тренинги с психологом дошкольного учреждения. Родитель через подход к себе находит подход к своему ребенку, что способствует адаптации ребенка к социальной среде и осознания того что он такой же полноценный член семьи.

Листовки , папки и консультации дают возможность за короткое время узнать полезную информацию о чем либо. 

 Ребенок становится ведущим субъектом внимания, и взаимоотношения взрослых становятся эмоционально ровными, свободными, независимыми и конструктивными.

  • Обратная связь:

- родительская почта

-интернет гостиная.

Таким образом у родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, появляется уверенность  в собственных возможностях. А так же укрепляются семейные ценности.

Характерная черта нетрадиционных форм организации социального партнерства с семьей – направление «взаимодействия» в сторону партнерского участия основных субъектов воспитания. Такой подход подразумевает ответственность родителей и их социальное партнерство с дошкольным образовательным учреждением.

Работа взаимодействия семьи и ДОУ работа непростая. Она строится на инициативе родителей, интуиции воспитателей, большом терпении и желании работать совместно (сообща). Благодаря этому создаются условия для развития личности ребёнка, у детей появляется чувство защищённости и осознание себя как полноценного члена семьи.

Семья - это величайшая ценность человека. 

Заключение: Для того чтобы сотрудничество и взаимодействие с родителями было доброжелательным, эффективным необходимо всегда помнить о правилах культуры общения:

  1. Самый универсальный способ эффективного общения – это искренняя, доброжелательная улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними.
  2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный набор звуков для человека. Важно использовать имя и отчество человека при приветствии, например «Здравствуйте, Мария Петровна!», а не просто кивнуть и сказать «Здрасьте!»
  3. В общении наиболее эффективен не прямой, а косвенный комплимент -  мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю –ребенка.
  4. Если вам необходимо сообщить родителю о негативных моментах в поведении ребенка, то сначала лучше рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о существующей проблеме.
  5. В общении нельзя нарушать границы личного пространства собеседника.  
  6. Следует также убирать препятствия, «увеличивающие» в нашем восприятии расстояние между людьми при общении: (стол, лист бумаги в руках и т.д.)
  7. Во время разговора необходимо контролировать свои жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги, демонстрировать свою «закрытость»
  8. Рекомендуется использовать  приём присоединения, т. е. нахождения общего «Я», например произносить «Я сама такая же…»Нужно чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали…»

Таковы основные правила установления позитивного личностного контакта, построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

        

Упражнение «Как бы это сказать»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

Техника «сэндвич» предполагает подачу информации по принципу:

позитив – негатив – позитив. 

Принцип сэндвича

Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза».

 А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Ситуации:  1. Рома  часто толкает других детей

2. Даша всегда отбирает у девочек игрушки

3. Петя игнорирует просьбы взрослого

На этом наш семинар заканчивается, всем успехов в работе с родителями, спасибо за внимание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь Я.Круглый стол "Красна изба пирогами, а семья традициями"

Разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях....

Круглый стол на тему: «Знает Правила семья – значит, знаю их и я!»

Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения...

Особенность проведения «Круглого стола» как форма работы с семьей.Тема:«Любимая игрушка моего малыша»

Цель:Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об о...

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по   физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....

Сообщение на круглый стол «Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста» 2018

Социальное развитие дошкольников  -  это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребёнок учится учит...

Всеобуч февраль 2022 Круглый стол «Социально-бытовые и коммуникативные навыки ребенка с особенностями развития»

Дети – это счастье для любой супружеской пары, но это счастье порой омрачается тем, что в  семье  появляется  ребенок  с  ограниченными возможностями  здоровья....

К руглый стол «Социальное партнерство ДОУ с семьей»

На современном этапе модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено  в качестве уровня общего образования.Федеральный государственный образовательный стандар...