Формирование у ребенка представления о семье.
материал
Формирование у ребенка представления о семье
В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
До детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей, раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была многодетной, теперь в семьях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений поможет активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания должны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
Имеется немало художественных произведений, опираясь на которые формируются у детей представления о «хороших» и «плохих» детях. Назовем некоторые из произведений, список которых советуем продолжить: «Пудин и Лягушка», «Три сестры», «Ласточка», «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова. Знакомство детей с некоторыми из этих произведений помогает разобраться в поступках, поведении персонажей, высказать свое отношение к ним.
Далее необходимо подвести детей к самостоятельным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям. Старшему дошкольнику вполне доступно поразмышлять над пословицей «Добрые дети - делу венец, плохие дети - дому конец», а затем подумать над тем, какой он сын, внук, что он делает хорошего для своих близких, чем может их порадовать.
В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа, особое место занимает понятие «отчий дом». О нем есть сказки, много пословиц, которые педагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ, а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи. Далее можно провести серию бесед, воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям.
Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоценимы повседневные жизненные ситуации.
Целесообразно создавать специальные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удовольствие.
Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных методов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.).
В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родителей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.
Используемая литература
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_rebenka_predstavleniya_o_seme.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у ребенка представления о семье
В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
До детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей, раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была многодетной, теперь в семьях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с родителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений поможет активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания должны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стремление быть внимательным к окружающим детям, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
Имеется немало художественных произведений, опираясь на которые формируются у детей представления о «хороших» и «плохих» детях. Назовем некоторые из произведений, список которых советуем продолжить: «Пудин и Лягушка», «Три сестры», «Ласточка», «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова. Знакомство детей с некоторыми из этих произведений помогает разобраться в поступках, поведении персонажей, высказать свое отношение к ним.
Далее необходимо подвести детей к самостоятельным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям. Старшему дошкольнику вполне доступно поразмышлять над пословицей «Добрые дети - делу венец, плохие дети - дому конец», а затем подумать над тем, какой он сын, внук, что он делает хорошего для своих близких, чем может их порадовать.
В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа, особое место занимает понятие «отчий дом». О нем есть сказки, много пословиц, которые педагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ, а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи. Далее можно провести серию бесед, воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям.
Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоценимы повседневные жизненные ситуации.
Целесообразно создавать специальные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удовольствие.
Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных методов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.).
В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родителей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.
Используемая литература
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у ребенка представлений о времени
- Я заберу тебя сразу, как освобожусь, - в четыре часа! Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило, в глазах - обреченность: когда-когда заберешь? Слова минута, час для вашего четы...
Формирование у ребенка представлений о времени
О времени...
Формирование у ребенка представлений о правилах дорожного движения
Формирование у ребенка представлений о правилах дорожного движения...
Формирование у дошкольников представлений о семье.
С первых дней своего существования ребенок становится членом коллетива- семьи.В процессе общения с родителями- он растет, развивается, приобретает жизненный опыт....
Статья "Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни"
Статья о здоровом образе жизни...
Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни
Как заложить привычку к ЗОЖ в семье....
План на неделю в первой младшей группе на тему "Женский день" Цель: Формирование первичных ценностей представлений о семье, семейных традициях. Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им, заботиться о них.
День недели РежимСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей...