Мастер – класс для воспитателей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»
методическая разработка
совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для воспитателей
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
через различные виды деятельности»
Цель: совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.
Задачи:
- повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
- Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников.
Познание Родины, родного дома- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В детском саду система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ—ДЕТСКИЙ САД—РОДНАЯ УЛИЦА;
РАЙОН—РОДНОЙ ГОРОД—РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;
СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)—ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Что отличает патриота?
Самое главное: Духовно-нравственные качества человека.
Духовно-нравственные качества наполняют душу, внутренний мир ребёнка и влияют на весь организм и дальнейшее поведение, да и на то, каким человеком он станет. И на эту работу нам отведено около четырёх лет, потом будет поздно. Почему?
Да потому, что в этот период дошкольного детства дети принимают всю информацию безусловно, поглощая, копируя, запоминая звуки, взгляды, жесты, слова, эмоции.
(обращение внимания на магнитную доску)
Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто. Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?
Прикрепите лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.
(педагоги прикрепляют лепестки, со словами: добрый, честный, любящий, заботливый, трудолюбивый, смелый, ответственный, милосердный, щедрый, самостоятельный. И объясняют их значение)
Спасибо, Вы хорошо потрудились. Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная. Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.
(переворачиваю лепестки и получаются слова: злой, лживый, ненавидящий, безразличный, ленивый, трусливый, безответственный, безжалостный, жадный, пассивный)
Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?
Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека (переворачиваю сердцевину цветка с надписью: «Духовно-нравственные качества», там сердце)
Как Вы думаете, какое сердце будет у человека с такими качествами?
Каменное.
Перед Вами каменное сердце, возьмите его. Какое оно?
Тяжёлое, холодное.
Вот Вам сложное задание: представьте, что это ваше сердце, Вам надо освободить своё сердце от камней, только сделайте это осторожно, выкладывая камни, подумайте, что выкладываете из своего сердца: боль, обиды, злость, гнев, страх, зависть, усталость, лень…
Скажите, какое теперь стало ваше сердце?
Пустое, легкое.
Хотите наполнить его духовно-нравственными качествами?
(педагоги наполняют сердца цветными цветами, сердечками, бабочками)
Скажите, теперь какое стало ваше сердце?
Цветное, лёгкое, красивое.
А какое чувство у Вас сейчас?
Давайте постараемся, не только сохранить эти ощущения, как можно дольше, но и передать их своим близким и нашим детям, ведь нам с Вами дана уникальная возможность повлиять на жизнь наших воспитанников.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка получить доброе, прекрасное и что вызывает положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формировании личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство воспитателя. Ребенок должен это начать с того, чтобы обернулся лицом к своей семье, интересовался, задумался о своей семье. Почувствовал любовь своей семьи, окружающих и сам также относился всем.
Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные. Рекомендуется начинать с достижения отдельных целей, проводя в процессе их интеграцию.
К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:
- социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;
- родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.
- материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город, деревня, посёлок) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь;
Развивающие цели патриотического воспитания дошкольников:
- формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;
- улучшение координации движений через игровую двигательную активность;
- развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).
Воспитательные цели патриотического воспитания дошкольников включают привитие:
- навыков сотрудничества, помощи друг другу;
- любви к родной культуре и родным местам;
- желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект);
- уважения к культуре и родным местам других людей.
Виды деятельности:
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Для начала, я предлагаю Вам поиграть, подойти к столу и выбрать по одному предмету из предложенного набора картинок, который, по- вашему мнению, в мире считают символом России.
Игра.
Валенки, посуды с росписью гжель или хохлома, сандалии, кроссовки, самовар, вилка, балалайка, матрешка, скрипка, барабан, Барби, робот, лего, гитара, пиала, сковорода, берёза,
(Педагоги выбирают)
Педагог: поместим их вместе, а ведь такими нашу страну представляют иностранцы, а теперь скажите, кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку. (Россияне)
Считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Педагог: Уважаемые участники, продолжая нашу встречу, я хочу предложить вам ассоциативную игру «Продолжи высказывание».
Перед вами ассоциативные картинки, я предлагаю вам продолжить высказывание «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает…» выбрав одну из картинок. Обоснуйте ваш выбор. (Ответы педагогов)
Игра: «Добрые слова»
Ведущий достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Игра: «Перепрыгни через лужу»
Кочки раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одной на другую без помощи. Участникам предлагается пройтись по кочкам. Затем кочки убирается и расстояние становится больше, затем еще одна и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. (Участники должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу).
- Сложно ли было перешагивать одному, и как когда кто-нибудь пришел помочь? Особое место в развитии каждого человека играет поддержка. Когда вы поддерживаете, помогаете друг другу, вместе легче преодолевать трудности.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Наиболее эффективными методами и формами являются такие, где дети сами были бы активными участниками, где бы широко применялась наглядность. Поэтому одной из самых интересных форм образовательной деятельности является экскурсия.
К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.
Экскурсии вводятся в образовательный процесс со второй младшей группы. В основном это экскурсии внутри детского сада. Это знакомство с профессиями сотрудников детского сада. Со средней группы меняются темы: экскурсии на почту, магазин, в природу, на сельскохозяйственные объекты. Это ознакомление с объектами ближайшего окружения и проводятся за пределами детского сада. В старшей и подготовительной группах темы экскурсий разрабатываются самостоятельно педагогами.
Экскурсии в музеи и выставки, местные достопримечательности, очень познавательны. Они знакомят детей с подлинными памятниками материальной и духовной культуры нашего поселка: с жизнью и обрядами своих далёких предков, с предметами быта, древними орудиями труда, историей и развитием края, знакомство с архитектурой, планировкой и застройкой города. Решаются задачи воспитания чувства гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.
Главные атрибуты государства - нашей Родины являются Герб, Флаг и Гимн. И к концу нашего мастер-класса мне хотелось бы предложить вам собрать свой герб. Но сегодня мне бы хотелось, попросить вас собрать не герб нашей и своей семьи страны, и даже не герб нашего поселка. Я сегодня предлагаю Вам собрать свой персональный герб, как вы его себе представляете детям. Я подготовила вот такие щиты разных цветов, силуэты изображений, которые на их щитах могут располагаться. Потому что творчество и фантазия ваша будут только приветствоваться. Пожалуйста, творите, собственный личный персональный герб. (Составляют герб из разных цветов картона и картинок)
Педагог: пожалуйста, кто может прокомментировать свой герб? (участники представляют свои работы). Спасибо большое участникам, посмотрите, какие позитивные гербы у нас получились.
Надеюсь, что данные методики помогут и Вам в осуществлении благородного дела — воспитания ГРАЖДАН нашей Родины — России!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников через различные виды деятельности в разновозрастной группе
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье...
Презентация. Самообразование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021-2022 учебный год разновозрастная группа (4-6 лет) «Подсолнушек»
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения её богатейшим историческим традициям является одной из са...
Мастер – класс для воспитателей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»
Мастер – класс для воспитателей«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
Семинар- практикум...
Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...
Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.О...
Доклад на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»
Познание Родины, родного дома- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение...