АВГУСТ 2024 «Нравственное воспитание детей в системе всестороннего развития личности»
статья (подготовительная группа)
«Нравственное воспитание детей в системе всестороннего развития личности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
Доклад на тему:
«Нравственное воспитание детей в системе всестороннего развития личности»
Подготовила:
Базарова Е.С., - воспитатель
г. Старый Оскол, 2024
Нравственное воспитание детей играет важную роль в системе всестороннего развития личности. В дошкольных учреждениях, таких как дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), важно создать условия для формирования у детей нравственных ценностей и норм поведения.
Для успешного нравственного воспитания дошкольников в ДОУ необходимо:
1.Создание позитивной образовательной среды, которая способствует формированию положительной социальной адаптации и развитию нравственных установок у детей.
2. Организация игровой деятельности, в рамках которой у детей возникают ситуации, требующие морального выбора. Это позволяет развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию и способствует формированию нравственных качеств.
3. Проведение бесед, образовательных моментов и дискуссий на тему моральных ценностей и норм поведения, таких как доброта, честность, ответственность, уважение к другим и др.
4. Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, проведение совместных мероприятий и обсуждений правил поведения как в семье, так и в ДОУ.
5.Создание позитивных образцов поведения взрослых, которые демонстрируют детям нравственные принципы в действиях и словах.
Влияние нравственного воспитания на всестороннее развитие личности проявляется в следующих аспектах:
1. Формирование ценностей и моральных убеждений. Нравственное воспитание помогает человеку развить понимание разницы между хорошим и плохим, а также выработать набор ценностей, на основе которых он будет ориентироваться в жизни.
2. Развитие эмоционального интеллекта. Нравственное воспитание способствует развитию эмоциональной отзывчивости, эмпатии и умению сопереживать другим людям.
3. Формирование уважения к себе и окружающим. Нравственное воспитание помогает человеку осознать свою уникальность и ценность, а также развить уважение к другим людям и их правам.
4. Развитие навыков социального взаимодействия. Нравственное воспитание способствует формированию умения строить гармоничные отношения с окружающими, решать конфликты мирным путем и быть толерантным к различиям.
5. Способствует развитию интеллектуальных способностей. Нравственное воспитание побуждает человека к самопознанию, рефлексии и критическому мышлению, что способствует его интеллектуальному развитию.
Каждый человек- это отдельный мир со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили бы боль и вред другим.
Давайте разберем на примере ситуацию:
Ребенку плохо в группе, его отвергают, обзывают обидными словами. Причина может быть разной: полный, неуклюжий, отличающийся по цвету кожи, неуверенный ребенок. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками в группе?
Можно выстроить алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивные способы и приемы, которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками.
1 шаг: Оказать ребенку эмоциональную поддержку
- Успокоить и дать совет
- Спокойным голосом сказать: "Иди успокойся, попей водички."
- Перевести разговор на другую тему
- Приём «Ответственное поручение». Педагог ребенку предлагает выполнить какое-либо поручение, которое может поднять значимость ребенка в глазах окружающих сверстников.
- Приём эмоциональной поддержки ребенка, когда воспитатель внимательно выслушивает ребенка, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда ребенок обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит ребенок, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия ребенка. Это может быть, например, выражение ребенку сочувствия, сопереживания.
2 шаг: Разобраться в причинах происходящего
1. Доверительная беседа.
2.Стать на позицию воспитанника (В жизни бывают такие моменты, я раньше тоже думала...)
3. Обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?)
- Приём «Совместное дело». Педагог привлекает ребенка к выполнению совместной работы: «Пойдем, поможешь мне найти книгу…, игрушку…».
- Приём "Незаконченные предложения". Ребенку дается инструкция: "Предлагаю тебе поиграть. Я буду начинать предложение, а ты – заканчивать».
3.Уделить внимание (выслушать, применяя элементы активного слушания). Разобрать подобную ситуацию с другими героями. Разговор нужно выстраивать на равных, помочь ребенку выяснить причину негативного отношения к нему сверстников.
3 шаг: Устраняем причины трудностей (приемы и способы).
- Работа с отвергаемым ребёнком.
- Работа со всей группой детей.
Работа с отвергаемым ребенком
- Научить ребенка реагировать на обидные слова правильно: поговорить с обидчиком ("Почему ты ....")
- Приём "Использование афоризмов". Например: "Никогда не делай другому того, что тебе не хочется, чтобы было по отношению к тебе", "Посмотри на себя со стороны…»
- Приём «Осознанный выбор». Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ.
- Проведение приемов из серии "Познакомься сам с собой" (принятие себя, повышение самооценки и уверенности в себе). Упражнение "Письмо себе любимому" - Мурашова Татьяна Викторовна
- Доверительные беседы, направленные на принятие себя и формирования положительной Я-концепции.
- Поговорить с ребенком о том, как можно и нужно реагировать на обзывание. Способы реагирования: Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания); Отреагировать нестандартно (согласиться с прозвищем или посмеяться вместе
- Привлечь ребенка к совместной деятельности в паре с кем-то из сверстников – рисование, игра, труд (в группе всегда найдется ребенок, который согласиться на такое взаимодействие).
4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему ребенка).
- Установление доверительных отношений с ребенком
- Отвергаемый ребенок с желанием идет в ДОУ.
- Улучшение комфортности пребывания ребенка в ДОУ и со сверстниками.
- Ребенок стал увереннее в себе, владеет навыками межличностного общения.
- В группе созданы условия для проявления инициативы всеми воспитанниками.
У ребенка появилась возможность позиционировать себя перед сверстниками с лучших сторон.
Работа с педагогами и родителями
- Педагогу - важно отреагировать, нельзя игнорировать и молчать, если вся группа начинает отыгрываться на одном ребенке. Это недопустимо, и лучше во всем разобраться сразу.
Родителю - Вызовите ребёнка на откровенный разговор. Постарайтесь узнать обстановку в группе и понять, почему возникла проблема.
- Не обещайте наказать обидчиков. Это вызовет у ребенка желание скрыть от вас правду из-за страхов мести.
- Поговорите с воспитателем. Лучше это сделать в отсутствии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....
Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духо...
реферат "Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования,...
Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...
Консультация: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.
Единственную задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.Иоган Гербарт.Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущ...
Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...