Родительское собрание «Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста» (по ФГОС)
консультация (средняя группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Родительское собрание в нетрадиционнай форме для сплочения родительского коллектива и совметстной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание 33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста» (по ФГОС)

1 СЛАЙД     1. Вступительная часть. Приветствие.

Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вечер провести вместе с вами необычно. Я приглашаю вас в удивительное путешествие на корабле в страну под названием «Развитие речи». Так как мы все вместе отправимся на одном корабле, то получается у нас семейный корабль.

Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Давайте вместе придумаем название нашему судну. Предлагайте варианты, а затем мы за них проголосуем.

Итак, название нашего корабля – «………………..»

Задача: Сплотить родительский коллектив для совместной деятельности, создать непринуждённую дружескую обстановку.

2. Психологическая разминка «Улыбка»

- Итак, мы отправляемся в путь: хорошее ли у вас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Улыбка согреет своим теплом, покажет ваше дружелюбие и улучшит настроение. Чтобы отправиться в наше путешествие необходимо приобрести билеты. Получая билет, открывайте его, читайте вопрос и быстро даёте ответ, честно и откровенно

Вопросы билетов.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок спрашивает вас о чем-то, ваши действия.

3. Как часто разговаривает ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Рассказываете ли вы сказки ребенку?

2 СЛАЙДЗвучит музыка моря.

3. Остров «Научный»

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

 Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

3 СЛАЙД    

Причины нарушений:

Внутриутробная патология.

Это проблемы, которые возникают во время беременности.

Щелчок

Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

Щелчок

Неблагоприятные роды и их последствия.

Щелчок

Родовые травмы.

Щелчок

Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.

Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

Щелчок

Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

Щелчок

Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.

Щелчок

Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.

Щелчок

Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания.

Щелчок

Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.

Щелчок

Сильный испуг или стресс.

Для нормального речевого развития ребёнка, общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми.

Щелчок

Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительного окружения.

Щелчок

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

4 СЛАЙД. Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности развитияребёнка мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей,  так же влияет на красивую и правильную речь  ребёнка.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные обобщающие существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно.Мне купили конфеты, а брату печенье).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие дети освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормойи могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

• употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (суба, скола, зук,сётка);

• звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);

• неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное [с] и [з]) и грассированном произношении звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука [р] может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.

5 СЛАЙД.Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.ЩЕЛЧОК

6. СЛАЙД.4.  Остров Сказочный

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Я хочу загадать вам Загадки про сказки, где нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть … (Колобок)

 2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна (Репка) .

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул (Теремок).ЩЕЛЧОК

 7СЛАЙД  5.  Бухта Логопедическая

ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, очень важно проводить артикуляционные гимнастики. Каждый день утром перед занятиями мы с детками обязательно выполняем гимнастику для язычка.

Говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами. Не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и не позволяйте это другим. Помните, что ваша речь - образец для подражания.

А сейчас я вас познакомлю, как мы с ребятами делаем гимнастику для языка (раздать зеркала).

Сказка для язычкавместе с родителями.

Демонстрация альбомачистоговорок.

 Вместе с родителями. Игра «Чистоговорки ».

Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.

Бы, бы, бы – иду в лес я по грибы (звук «б»)

Ри, ри - ты на небо посмотри

Щи-щи – осенью нужны плащи

Жа - жа - жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)ЩЕЛЧОК.

  1. СЛАЙД.6.  Остров Семи ветров.

В формировании звуков речи не менее значимую роль играет и сила дыхания. Всем известно, что звук образуется на выдохе. От того, насколько развито речевое дыхание, зависит чистота звука, сила голоса, интонационная окраска речи. Для развития дыхания можно использовать различные приёмы: выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков, вертушки, и прочее.

Есть ещё следующие упражнения: «Тихо – громко»; «Ниточка»; «Эмоции».

Игра «Вьюга» Цель: развитие у детей силы голоса и речевого дыхания.

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» - тихо говорим «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорим громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорим тише; по сигналу «вьюга закончилась» - замолкаем.

Игра «Насос».

Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.

(Производим глубокий вдох и озвученный выдох.) Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».ЩЕЛЧОК.

  9  СЛАЙД.  7. Порт «Наши руки не знают скуки».

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть ребёнок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.

«Массаж». Цель: активизируем у детей работу внутренних органов.

Массируем пальцы. Большой – отвечает за голову; Указательный – желудок;Средний – печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

Игры на развитие мелкой моторики: прищепочки, бусы, крупы, паззлы, лего, баночки, лепка.ЩЕЛЧОК.

  10 СЛАЙД.  8. Причал Игровой

Развитие речи – это не только звукопроизношение, но и формирование словаря, который ребёнок активно использует, грамматический строй речи (соотнесение слов в падеже, роде, числе).

В этом нам помогут различные игры: У Шабриной в конспекте.

ЩЕЛЧОК.

«Назовите, что…». Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое?

Что бывает твердое? Что бывает синее?ЩЕЛЧОК.

11 СЛАЙД. 9. Остров мнемотехники

Большую роль в формировании фразовой речи дошкольников играет заучивание стихотворений, составление рассказов, пересказывание. Эта форма работы чаще всего вызывает большие трудности у ребёнка. И здесь на помощь приходит мнемотехника.

Что это такое? Это таблица с картинками, которые дают детям подсказку, помогают говорить плавно, без заминок.

Представляю вашему вниманию таблички, которые мы уже использовали в работе с детьми.

Вот и закончилось наше морское путешествие по стране «Развитие речи», теперь вы знаете, как мы развиваем, закрепляем и отрабатываем речь у детей. Вы дома можете всё это делать с детьми.ЩЕЛЧОК.

12 СЛАЙД. 10. Причал «Детский сад»

Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Подведение итогов собрания.

-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).

Обратная связь: Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
Чем полезна именно для Вас данная встреча? Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома? Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи?

Решение родительского собрания

1.Учитывая важную роль  родителей в речевом развитии детей к дидактическим и пальчиковым играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера направленные на развитие речи и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Принимать активное участие в жизни детского сада.

3. Усилить родительскую ответственность за безопасное поведение детей на дороге, а также оснастить детскую одежду светоотражателями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

родительское собрание "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"

В конспекте представлен один из вариантов проведения родительского собрания в старшей группе и представлен весь раздаточный материал для родителей по теме собрания...

Протокол родительского собрания "Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста"

Протокол родительского собрание "Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста" . В приложении консультации....

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)...

родительское собрание "Развитие речи ребенка в младшем дошкольном возрасте"

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики. Нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...