Картотека игр с пеком.
картотека (старшая группа)

Карпова Наталья Владимировна

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ

КАРТОЧКА 1

Цель:

развивать тактильное восприятие, мышление, моторику,снять

эмоциональное напряжение,настроить детей на совместную

работу.

Дидактический материал: песочница, фигурки.

Описание задания: Психолог: Здравствуйте. Давайте сделаем

отпечатки наших рук на песке. Что вы чувствуете ?Какой песок? (

холодный, прохладный). Переверните ладошки! А теперь что вы

чувствуете? (песок, кажется ещё холоднее). Давайте, подвигаем

руками вперед, назад. На песке остались следы, по ладошкам скользят песчинки. А что

чувствуешь ты?

Поскользим ладошками по песку – как …? (… машинки, змейки, санки). Зигзагообразно,

по кругу. Пройдемся по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой

рук, после – двумя руками одновременно.

- А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку!

Попробуем!

Сложим два пальчика вместе, пошли. А чьими могут быть эти следы? (собака, волк,

кошка, лев). А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? (медведь, кабан, слон).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_peskom.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ

КАРТОЧКА 1

Цель:

развивать тактильное восприятие, мышление, моторику,снять

эмоциональное напряжение,настроить детей на совместную

работу.

Дидактический материал: песочница, фигурки.

Описание задания: Психолог: Здравствуйте. Давайте сделаем

отпечатки наших рук на песке. Что вы чувствуете ?Какой песок? (

холодный, прохладный). Переверните ладошки! А теперь что вы

чувствуете? (песок, кажется ещё холоднее). Давайте, подвигаем

руками вперед, назад. На песке остались следы, по ладошкам скользят песчинки. А что

чувствуешь ты?

Поскользим ладошками по песку – как …? (… машинки, змейки, санки). Зигзагообразно,

по кругу. Пройдемся по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой

рук, после – двумя руками одновременно.

- А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку!

Попробуем!

Сложим два пальчика вместе, пошли. А чьими могут быть эти следы? (собака, волк,

кошка, лев). А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? (медведь, кабан, слон).

Игра «Откопай разгадку» Разгадка закопана в песок.

Квохчет, кудахчет, детей созывает,

Всех под крылья свои собирает. /курица/

Маленький, серый пушистый комок, В

лесу под деревьями скачет: прыг-скок. /заяц/

Голодная мычит, Сытая – жует,

Всем ребяткам Молоко дает. /корова/

Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. /сова/

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. /лягушка/

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе орешки я грызу. /белка/

- Назовите, кого вы отгадали. (заяц, корова, курица, сова, лягушка, белка).

А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее.

КАРТОЧКА 2

Цель:

совершенствовать восприятие; развивать умение

представлять предметы по их словесному описанию

Дидактический материал: песочница, фигурки.

Описание задания:

Здравствуйте. Давайте нарисуем на песке прямые линии –

это дороги. А мы будем шагать по дорожкам.

Сначала правой рукой, затем левой, затем обеими

руками вместе.

Сделаем песок ровным и будем рисовать

геометрические фигуры пальчиком.

А теперь будем рисовать песком. Набрали песок в

кулачок и рисуем круг, медленно высыпая песок из

кулачка. (Возможно, сначала просто поучимся медленно

высыпать песок из кулачка).

Мы очень старались, у нас уже многое получается. Нарисуйте на песке свое настроение.

Игра «Секретик».

Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать, что спрятано,

не раскрывая кулачок.

Игра «Угадай что спрятано».

камень (небольшой, твердый, можно стучать, бросать в речку).

матрешка

самолет

змея

часы

жук

черепаха.

КАРТОЧКА 3

Цель:

Стабилизировать эмоциональное состояние

Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и сенсорное

восприятие.

Дидактический материал: песочница, фигурки, 30 счетных палочек (10 красных, 10

синих, 10 зеленых).

Описание задания: Здравствуйте, рада вас видеть.

Давайте спрячем наши руки в песок. Что вы чувствуете? (прохладу).

Пошевелим руками, посмотрите, как двигаются песчинки, медленно вынимаем руки.

Если песок остался на ладошках, можно сдуть его.

«Поиграем» пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь

тоже самое на поверхности стола.

Поставим ладошки ребром и поскользим по поверхности песка, как будто на лыжах

едем.

Выровняем песок и представим, что здесь ходил слон. Как он это делал?

Верно, сжали руки в кулачки и оставили отпечатки на песке.

На столе вперемежку лежат счетные палочки. Взрослый просит выбрать синий палочки

и построить заборчик синего цвета, затем красный и зеленый. Потом построить один

большой забор, чередуя палочки по цвету. Молодцы, получилось!

А что могло быть за этим забором? (дача, лес, животные и другие сюжеты). Давайте

придумаем сказку про «Волшебный забор».

КАРТОЧКА 4

Цель:

Знакомство с окружающим миром

Развитие мышления, речи, моторики

Повышать у детей уверенность в себе

Дидактический материал: картинка – сорока или игрушка, муляжи овощей и фруктов,

игрушечные деревца, пластмассовые ложечки, песочницы.

Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть!

А сейчас покажите мне свою правую руку – спрячьте её в песок, а теперь – левую руку –

спрячьте её тоже. Наберите песок в кулачки, поднимите их повыше и медленно сыпьте

песок, как «дождик». У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорокаворона»?

(показываю картинку)

Сорока-ворона кашу варила

Сорока-ворона деток кормила

Этому дала, и этому дала.

И самому маленькому

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила!

Дети проговаривают слова потешки и имитируют действия.

По взмаху волшебной палочки песочницы превращаются в сад и огород.

Давайте посадим сад – дети выставляют игрушечные деревца и огород. После

выполнения задания дети рассказывают, что где растет.

«Поднялся наш огород.

Все под солнышком растет.

В огороде много гряд –

Тут и репа и салат.

Тут и свекла и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год»

Игра «Узнай по описанию»

Сначала взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о

чем идет речь. А затем ведущим становится кто-либо из детей.

КАРТОЧКА 5

Цель:

Развивать внимание, память, умение классифицировать предметы по заданным

признакам

Снять эмоциональное напряжение

Дидактический материал: фигурки диких животных, игрушечные деревья, домик.

Описание задания: Здравствуйте! Сегодня мы будем с вами строить в песочнице

сказочный лес и заселять его дикими животными. (Дети должны выбрать из множества

фигурок только диких животных).

А теперь давайте назовем и запомним всех животных в лесу.

Игра «Кого не стало»

Дети закрывают глаза, одно животное убирается; Затем его нужно назвать. Кто угадал,

тот становится водящим.

Сочиняем сказочную историю.

Игра «Охотники».

Это - дом, а это - лес. А мы с вами превращаемся в охотников. Вот за этой чертой густой

лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник.

«Я иду в лес на охоту, буду охотиться за … » Здесь он делает шаг по песку средним и

указательным пальчиками вперед и говорит: «зайцем» и делает второй шаг: «медведем»

и т.д. Победитель тот, кто дошел до леса.

КАРТОЧКА 6

Цель: развивать образное мышление, воображение, речь.

Дидактический материал: Песочницы, фигурки людей и животных, картинки-вывески:

шкаф, хлеб, молоко, лекарства, книги, конфеты, молоток.

Описание задания: Доброе утро! А сейчас приготовьте свои ручки для работы. Я буду

читать потешку «Андрей-воробей», а вы попробуете выполнить движения пальчиками на

песке. Повторить 2-3 раза.

- Где делают покупки?

Вы слыхали про покупки?

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои!

Теперь я вам буду показывать картинки (картинка «шкаф»)

- Как может называться магазин, где продается этот предмет? (мебельный)

Когда все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном

городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить

сказочный город, а по завершению рассказывают о том, что получилось.

Как называется город?

Можешь ли ты объяснить его названия?

 Кто в нем живет?

КАРТОЧКА 7

Цель:

Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (больше

- меньше, выше - ниже, справа - слева).

Закреплять знания о геометрических фигурах, учить ориентирование в пространстве.

Дидактический материал: (различные по цвету и величине). Игрушки: змея, еж,

камень, коряга. Игрушка принцесса и дракон.

Описание задания: Здравствуйте! В одной сказочной стране жила прекрасная

принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг

делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя

счастливыми. Это было не по вкусу дракону, живущему по соседству. Задумал он

похитить принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. …

Построим, ребята ковер-самолет. Нашу принцессу он точно спасет.

Поверхность песочницы «украшается» различными геометрическими фигурами.

Покажите самый маленький

Покажите самый большой

Назовите фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

Каких цветов фигуры на ковре - самолете?

Какая фигура лежит в центре?

Назови, где находится красный маленький? ...

Игра «змея»

(Дети имитируют движение змеи указательным пальцем или ребром ладони)

«По тропе змея ползла.

Под корягу подползла.

И на камень заползла.

А потом с него сползла.

От ежихи уползла.

И подальше отползла.

По болотцу проползла.

И до норки доползла.

 Спряталась!»

КАРТОЧКА 8

Цель:

Учить рисовать карты-схемы

Развивать мышление, воображение.

Дидактический материал: игрушки, бумага, карандаш, кубики.

Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть!

У меня в руках кубик, и вы тоже возьмите по одному кубику. Приложим кубик к песку,

что осталось на песке? (квадрат). Давайте будем двигать кубик, чтобы получились

дорожки.

А теперь возьмем бумагу и начертим схему. Что у нас будет на схеме? (дороги, деревья,

дома, горы, озеро, лес). Все готово. Мы будем смотреть на схему и сроить картинку на

песке.

Игра «Секретик». Детей просят отвернуться и прячут секретики на различных участках,

а на схеме ставят крестик. Ребенок должен отыскать секретик следуя карте - схеме.

Усложнение: Ребенок сам прячет секретики и отмечает это на схеме, а ищет взрослый.

Обыгрывание сюжета.

У куста растет ромашка.

Под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка.

На кусте висит рубашка,

Потому что за кустом …

КАРТОЧКА 9

Цель: развивать восприятие, образное мышление, умение действовать в соответствии с

планом – схемой.

Дидактический материал: кукла, кукольная мебель, план-схема, мишка, цифры.

Описание задания: Добрый день! Сегодня я уже кое-что закопала в песок, но вы

достанете предметы, когда разгадаете загадки.

Четыре брата одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят. /Стол/

С ногами – без рук, С боками без – ребер, С сиденьем – без живота, Со спиной - без

головы. /Кресло/

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму привезли из магазина /холодильник/

Я круглое и гладкое, но не румяное и сладкое,

Глядят в меня, А видят себя. /Зеркало/

Я удобный, очень мягкий. Вам не трудно угадать,

Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. /Диван/

В квартире нашей новый дом, Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет, Он называется. /Буфет/

Да сегодня наша песочница превратилась в новую квартиру для куклы Маши.

У Маши новая квартира

Она и мебель уж купила –

Кровать, шкаф, кресло, стул и стол.

Занес в квартиру грузчик и ушел.

А как же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов.

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша

И загрустила кукла наша

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить» * Дети по схеме расставляют мебель. Начинают игру.

КАРТОЧКА 10

Цель: упражнять в группировке диких зверей и домашних животных; развивать

внимание, быстроту реакции

Дидактический материал: фигурки животных, песочницы, кисточки.

Описание задания: Здравствуйте!

Игра «Клад»

Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек

должны откопать «клад».

Игра «Охотник и пастух».

Кто такой пастух? Охотник?

Песочницу делим пополам, справа – луг, где пасутся домашние животные, а слева – лес,

там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и

«поселяют» в лесу и на лугу.

В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали

дети.

КАРТОЧКА 11

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном

определении пространственного расположения предметов.

Дидактический материал: петрушка, матрешка и другие игрушки.

Описание задания: Добрый день!

Игра «Вершки и корешки».

Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное.

Если корешки – прячут руки в песок. Ну а если вершки – ставят кулачки на поверхность

песка. (морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох)

Дети, к нам в гости пришел петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть?

Петрушка расскажи детям. Петрушка раскладывает игрушки в песочнице и задает

вопросы:

Где стоит матрешка? (в центре, посередине).

А пирамидка? (слева) и т.д.

Затем взрослый делает перестановки. Петрушка обращается к детям:

Что изменилось здесь?

Усложнение: увеличить количество игрушек.

КАРТОЧКА 12

Цель: развивать тактильное восприятие; учить определять количество слов в словах.

Дидактический материал: мелкие игрушки, картинки цветов, цифры 2, 3, 4.

Описание задания: Здравствуйте! Игра «Сколько у тебя в руках»

Ребенку завязывают глаза, ладошки лежат на песке, в них кладут мелкие игрушки; в

правую – одну, а в левую несколько. Сжав кулачки, ребенок вслух называет число, а

затем проверяет правильность своего ответа.

Сегодня мы превратим песочницу в цветочную клумбу.

На клумбе садим мы цветы,

Необычайной красоты.

Мы три бороздки проведем.

Названия цветов на слоги разобьем!

2 ______________ 2 слога – в верхнюю сажаем,

3 ______________ 3 слога – в центре оставляем.

4 ______________ 4 слога в третью грядку.

Итак, начнем сажать друзья!

2. /Роза, тюльпан, астра, ирис, пион/

3. /Ромашка, василек, гвоздика/

4. /Колокольчик, незабудка, одуванчик/

Опиши цветок.

Где его можно чаще встретить?

Какие цветы больше всего нравятся тебе?

Сочиним сказку о цветах.

КАРТОЧКА 13

Цель: развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие; умение

строить в соответствии с планом-схемой.

Дидактический материал: Блоки формы различного цвета, полоски, мелкие игрушки,

конверт с письмом, домик, камни.

Описание задания: Добрый день!

- Дети, а к нам попало необычное письмо. Сейчас мы его прочтем.

«В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Дома, башни и дворцы.

Возвели строители творцы.

Но черные тучи вокруг набухали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться все же успели …

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушили все, только камни одни

Вот что осталось от этой страны … »

Как вы думаете, о чем мечтал человек, нарисовавший письмо?

Что это был за человек?

Ребята, а на обороте есть чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета.

Давайте произнесем волшебные слова «Крибле – крабле -бумс» и очутимся на сказочном

острове, где попробуем построить сооружения по чертежам.

Осуществим мечту человека и поможем жителям этой страны.

КАРТОЧКА 14

Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику.

Дидактический материал: Домик, машинки, распылитель, песочница, формочки,

совочки, ведерко детское.

Описание задания: Здравствуйте! В центре нашей песочницы я поставлю дом. Справа

от дома вы выкопаете яму, а слева сделаете гору.

Детям предлагается заучить стихотворный текст:

«Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали, дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор въехали, вот и приехали»

(Имитация движения указательным пальцем) или маленькие машинки.

Упражнение «Мокрые ладошки». Покажите

мне ладошки, сейчас мы сделаем их влажными, и вы прикоснитесь к поверхности песка.

Что произошло? Почему?

Игра на влажном песке «Куличики большие и маленькие».

Коллективная игра «Большой кулич» Дети вместе с взрослыми наполняют ведро песком.

Делают кулич и украшают его.

КАРТОЧКА 15

Цель: развивать координацию движений, развивать мышление, фонематический слух.

Учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова

много – мало, пустой – полный.

Дидактический материал: ведерки по 2 на каждого, 2 чашки, по 1 большой и

маленькой ложке, игрушки.

Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть. В одно ведро насыпьте много

песка, а в другое мало. При насыпании песка в ведерки обратить внимание детей на то,

когда ведро у них пустое, а когда полное.

Задание. Одновременно двумя руками наполнять ведро.

Упражнение «Чашки». Мы будем измерять, сколько больших и маленьких ложек песка

войдет в чашку. Пересчитываем. Рассуждаем почему.

Игра-сказка на влажном песке «Мышка и Мишка».

Выкопаем в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка:

«Жили, были Мышка и Мишка. А звали их так …»

За лужайкой для игр оказалась пещера волшебных превращений.

Чтобы попасть туда, нужно выполнить три задания.

Помоги Мышке!

1. Убери 1звук в слове «шарф», чтобы получилось новое слово (шар).

2. Добавь 1 звук к слову «лень», чтобы получилось новое слово (олень).

3. Замени 1 звук в слове «лак», чтобы получилось новое слово.

Мышка в пещере!

Посмотри, в кого она превратилась!

Сколько звуков нужно заменить в слове «мишка», чтобы мышка снова стала мышкой!

КАРТОЧКА 16

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание к звуковой стороне слова.

Определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний

звук

Дидактический материал: игрушечные фигурки, буквы.

Описание задания: Добрый день! Будем играть пальчиками и ладошками (следы на

песке)

«Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ноги шли по дороге» (Взрослый

рассказывает сказку, по ходу дети выполняют необходимые манипуляции с песком.)

Сказка «Волшебный замок».

«На высокой горе стоял замок. Жила в этом замке волшебная Фея с красивыми и

умными сыном и дочерью. Сына звали так, что в его имени звук «С», как его могли

звать? А дочку звали, так что в ее имени был звук «Ш», как ее могли звать? Не далеко от

доброй Феи жил злой волшебник Орбод. У него был сын в его имени не было ни звука

«С» ни звука «Ш», как его могли звать?

В саду доброй Феи во все времена года, росли красивые цветы, гуляли звери и пели

птицы. В названии одних животных был звук «С» (собака, сова, лиса, аист). В названии

других был звук «З» (коза, заяц, зебра).

В саду злого волшебника Орбода росла только крапива, а дом его охраняли лишь те

животные, в названии которых не было ни звука «С» ни звука «З», какие это были

животные? (тигр, лев, леопард, шакал).

Еще в саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой висели крупные сочные

яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и

сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и

называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С» другое со

звука «Щ». Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать

волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов

и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми.

А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками «С» и «Щ». Кто подберет их,

тот попадает в волшебный замок.

КАРТОЧКА 17

Цель: развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер

Дидактический материал: разноцветные веревочки, тонкие палочки, песок влажный,

формочки.

Описание задания: Добрый день!

Дотронемся до песка; Что вы почувствовали? Да, он влажный. Сделаем отпечатки наших

рук (можно и ног).

Слегка утрамбует песок, выровняем его и сделаем отпечатки формочек и других разных

предметов по 1. Затем формочки необходимо разложить на песке в соответствии с

«тенью».

А теперь возьмите палочки и начнем рисовать.

Затем контур рисунка дублируется разноцветными веревочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное занятие "Я пеку, пеку, пеку".

Интерактивное занятие детей и родителей....

Конспект игры - занятия с песком с детьми раннего возраста «Я пеку, пеку, пеку...»

Задачи:1.Учить детей способам обследования объектов, определения их свойств.2.Развивать тактильные ощущения, умение делать куличики из песка с помощью формочек.3.Воспитывать желание участвовать в совм...

Конспект занятия по лепке из соленого теста младшая группа «Я пеку, пеку, пеку».

Конспект занятия по лепке из соленого теста младшая группа...

конспект "Я пеку, пеку"

Цель. Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Задачи. Формировать представления о свойствах песка. Обогащать тактильный опыт...

Конспект занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей группе на тему: «Я пеку, пеку, пеку…»

Конспект занятия по изобразительной деятельностиво 2 младшей группе на тему:«Я пеку, пеку, пеку…»...

Конспект занятия по лепке «Я пеку, пеку, пеку…»

Цель: учить детей лепить угощения для друзей из соленого теста. Задачи: показать детям разнообразие форм мучных изделий: круг, кольцо; развивать чувство формы, пропорций; согласованност...

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Игра «Я пеку, пеку, пеку» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук....