родительское собрание (конспект)
план-конспект занятия (младшая группа)

Телешева Татьяна Николаевна
Конспект родительского собрания на тему "Приобщение детей 2-3 лет к истокам народной культуры через устное народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект родительского собрания19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Приобщение к истокам народной культуры через устное народное

творчество».

Форма проведения - деловая игра.

Участники: воспитатели, родители.

Место проведения: групповая комната.

Цель: Активизация родителей, для участия в образовательном процессе, по духовно - нравственному развитию детей 2-3 лет посредством устного народного творчества.

Задачи:

#1057;оздать систему, совместной с педагогами и родителями работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное

народное творчество.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности детей, учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на

произведения русского народного творчества.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

#1048;спользовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

#1055;ривлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству.

Подготовительный этап:

1. Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Роль

малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».

2. Оформление ширмы в родительский уголок на тему: Возрастные особенности развития детей раннего возраста

3. Подбор наглядного и раздаточного материала

4. Оформление альбомов, потешек, игр по теме собрания (картотека игр,

занятий, потешек).

5. Опрос (анкетирование) родителей по теме «Фольклор в вашей семье».

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители. Рада видеть Вас на очередном

родительском собрании, которое посвящено духовно-нравственному

развитию детей 2-3 лет посредством устного народного творчества.

1. Теоретическая часть.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки -это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить

в детских душах прекрасное и вечное.

Устное народное творчество - это коллективное художественное

творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и

передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие

нравственные нормы и эстетические идеалы.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе становится широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.

Давайте вместе вспомним виды фольклорного творчества, а чтобы вам было легче это сделать, я буду знакомить вас с наиболее известными произведениями устного народного творчества для детей раннего возраста.

Воспитатель зачитывает текст, родители называют жанр фольклора (если родители затрудняются с ответом, воспитатель помогает им)

«Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька

Пройди по дорожке

Топни Катя ноженькой…» (Потешка)

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

«Это кто у нас проснулся , кто так сладко потянулся?

Потягуши-потягунюшки от носочков до макушечки .

Вот так, вот так мы идём.

Вот так, вот так мы растём…» (Пестушка )

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

«Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь поливай!» (Закличка)

Закличка-это обращения к явлениям природы

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит- выходи!» (Считалка)

Считалки – короткие стишки которыми распределяют роли в игре .

«Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела» (Прибаутка)

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история)

«Кончил дело – гуляй смело»,

«Маленький да удаленький» (Поговорка)

Поговорка- это образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление

«Баю- бай, баю-бай, ты собаченька не лай

Бело-лапа не скули нашу Таню не буди…» (Колыбельная)

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.

«От топота копыт пыль по полю летит» (Скороговорка)


Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.

«Висит груша — нельзя скушать» (Загадка)

В загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт

А еще есть сказки, небылицы, пословицы, частушки, песни игровые и хороводные.

Кто все это сочинял неизвестно. Эти произведения устного народного творчества передаются в устной форме из поколения в поколение. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны.

2. Практическая часть.

Ведущий: Давайте мы с вами разделимся на две команды. А поможет

нам жеребьевка. Раздаются карточки со словами «потешка», «попевка».

Родители делятся на две группы.

Ведущий: Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут

задаваться по очереди каждой команде.

#1047;адание. Конкурс «Потешка»

Воспитатель: Команды готовы? Ну, тогда, пожалуй, начинаем.

У меня к вам есть вопрос,

Кто потешек знает воз?

Воспитатель:

- Вот это и будет нашим первым конкурсом.

- Я буду начинать потешку, а вы должные закончить. Слушаем внимательно.

И так первая потешка для команды (поочерѐдно каждой команде)

1. Расти коса до пояса…

2. Водичка, водичка…

3. Киска, киска, киска брысь…

4. Как у нашего кота…

#1063;ики-чики, чикалочки…

6. Из-за леса из-за гор…

7. Просыпаемся, умываемся…

8. На улице две курицы…

9. Солнышко-вѐдрышко…

10. Скок-поскок молодой дроздок…

2 задание: «Сказки»

Воспитатель: В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду

поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.

1. Сколько человек тянуло репку (Трое)

2. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

3. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

4. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

5. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

6. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?

(Колобок.)

7. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной

жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)

8. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных

металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

3 задание: «Объяснялки»

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских

народных сказках .

• светлица (светлая парадная комната в доме)

• горница (верхняя комната)

• косоворотка (рубаха с косым воротом)

• чело (лоб)

• изгородь (ограда)

• перст (палец)

• око (глаз)

• уста (рот, губы).

3. Заключительная часть:

Воспитатель:

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки –

это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие детей раннего возраста. А чтобы вы запомнили нашу сегодняшнюю встречу, мы дарим вам буклеты «Потешки для вашего малыша», где подобраны потешки, которые вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительское собрание (конспект) на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Конспект проведенного родительского собрания на тему "Развитие речи младших дошкольников"...

Родительское собрание Конспект творческой встречи с родителями и детьми «Учимся общаться с ребенком»

Конспект творческой встречи с родителями и детьми «Учимся общаться с ребенком»...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

родительское собрание конспект по музыкальному развитию детей 4 лет

данный конспкт даёт возможность родителям понять и побыть самими участниками данного занятия по музыки...

Родительское собрание. Конспект выступления педагога-психолога на собрании для родителей детей раннего возраста.

Вопрос об определении в детский сад, когда ребенок подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллектив...