Консультация для воспитателей «Типы и виды проектов в ДОУ», а также трансляция опыта работы познавательного проекта
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей. Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vospitatelyam_po_proekt.deyat_.docx | 580.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Типы и виды проектов в ДОУ», а также трансляция опыта работы познавательного проекта.
23.04.2021
Цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей. Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
- в каких источниках можно найти информацию.
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели).
Подведение итогов - определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).
Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов. В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов, Также существует классификация проектов:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации;
Типы проектов в ДОУ (по Л.В.Киселевой)
№ | Типы проектов | Содержание | Возраст детей |
1 | Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старший дошкольный возраст |
2. | Ролевой-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Со второй младшей группы |
3. | Информационно практико ориентированный | Дети оформляют информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы) оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Со средней группы |
4 | Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. | Со второй младшей группы |
Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта
(по Е.С. Евдокимовой)
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации:
- с детьми 3-4 лет: на подражательно - исполнительском уровне;
- с детьми 5-6 лет: развивающий уровень: взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключает к реализации идей детей.
- с детьми 5-6 лет: творческий уровень: взрослый поддерживает и развивает творческую активность детей, создает условия для самостоятельной проектной деятельности.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе (3-4 года)
Шаги | Содержание |
1 | Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей |
2 | Постановка цели проекта, его мотивации |
3 | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана |
4 | Совместное движение взрослых и детей к результату |
5 | Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата |
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (5-6 лет)
Шаги | Содержание |
1 | Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон |
2 | Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата |
3 | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта |
4 | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого |
5 | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
6 | Совместное определение перспективы развития проекта |
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (6-7 лет)
Шаги | Содержание |
1 | Постановка детей в определенные условия; Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон |
2 | Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
3 | Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта |
4 | Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу |
5 | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
6 | Совместное определение перспективы развития проекта |
Ориентиры проектирования:
1. Зоны актуального и ближайшего развития воспитанников (применение имеющихся и приобретение новых знаний в разных сферах окружающей действительности).
2. Отношения "ребенок - взрослый": наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство - сотрудничество.
Используемая литература:
- Виноградова Н.А. «Образовательные проекты в детском саду»/пособие для воспитателей.- М: Айрис-пресс, 2008г
- Масленникова «Экологические проекты в детском саду» .-Волгоград: Учитель, 2011г
Для коллег представлен опыт проведения проекта «Пшеница – что это такое?»
Тип проекта: Познавательно - творческий
Участники: Дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели и родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок исполнения проекта - октябрь 2022г.
Проблема: недостаточные представления детей о злаковых у детей дошкольного возраста.
Цель: Изучение культуры родного края для формирования любознательности, благодаря расширению представлений о пшенице, как о культуре и что из нее можно сделать.
Задачи:
- Развитие познавательных способностей;
- Формирование интереса к такой злаковой культуре как пшеница;
- Активное развитие познавательных способностей и интереса к проекту;
- Развитие навыков работы в коллективе в желании удивить других ребят своим блюдом из пшеницы;
- Увеличение вовлеченности родителей в проект.
Формы организации работы с детьми
- Коллективная деятельность воспитателя с детьми и родителями. Организация мастер-класса. Совместное изучение познавательной и художественной литературы по теме «Что такое пшеница?», просмотр коротких роликов по теме. Практическая деятельность с детьми и родителями.
- Обсуждение проблем в контексте народных промыслов;
Прогнозируемые результаты:
- Развитие желания интересоваться и рассказывать о пшенице, повышение детского интереса к теме «Что такое пшеница?»;
- формирование любви к Родине;
- проявление навыков работы в коллективе.
Опытно – экспериментальная деятельность:
В процессе исследовательской работы на тему «Пшеница - что это такое?», в рамках проектной деятельности, планируется:
- знакомство детей с самой культурой;
- проращивание семян (ржи, пшеницы)
- демонстрация превращения зерна в муку (ступка, кофемолка), организация мастер-класса по изготовлению теста;
- привлечение родителей к приготовлению вместе с детьми вкусных блюд из тех продуктов, которые можно приготовить из муки.
Итоги проекта
В ходе реализации проекта «Что такое пшеница?» предполагаемые результаты были достигнуты: расширились представления детей об истории пшеницы, что это за злак и откуда он к нам пришел.
Обогащен опыт детей в сфере познавательного развития – дети практическим путем взращивали пшеницу в группе, наблюдая за всеми этапами ее прорастания, проявили больший интерес к практической деятельности, а также инициативу в выборе темы для практической работы и были заинтересованы в получении конечного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕРАПИИ - КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Влияние изотерапии на развитие личности дошкольника....
Консультация для воспитателей "Организация различных видов игр для дошкольников в летний период "
К лету дети очень устают от организованной воспитательно-образовательной деятельности, активность их внимания резко снижается уже в мае. Поэтому в летние каникулы детей нельзя нагружать непосредственн...
Консультация для воспитателей по теме «Виды игр и методика их организация».
Игр в наше время очень много, все они очень разнообразны: по своей тематике, структуре. Но выделяют всё таки 3 класса игр. А вот какие вы прочтёте в этом материале....
Консультация для воспитателей ДОУ. Тема: «Виды гимнастки, которые проводятся в ДОУ».
Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками...
Консультация для воспитателей "Типы усвоения информации"
Цель: повышение уровня психологической компетентности, овладение практическими навыками, позволяющими определить ведущий канал восприятия у детей....
Консультация для воспитателей "Типы воспитателей"
Ребенок ходит в детский сад, он проводит каждый день в группе 15-25 сверстников в течение целого дня, а это большая нагрузка на нервную систему и детей и педагога. Именно от воспитателя зависит какой ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности ...