Консультация для воспитателей «Типы и виды проектов в ДОУ», а также трансляция опыта работы познавательного проекта
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Прозорова Татьяна Васильевна

Цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется зада­чами развития деятельности детей. Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).

Разработка проекта - план деятельности по дости­жению цели (фаза проектирования, стадия констру­ирования системы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitatelyam_po_proekt.deyat_.docx580.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Типы и виды проектов в ДОУ», а также трансляция опыта работы  познавательного проекта.

23.04.2021

Цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности детей. Таким образом, структура проекта, адаптированная к ДОУ, будет выглядеть так:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования).

Разработка проекта - план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы).

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).
  • в каких источниках можно найти информацию.
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта – практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели).

Подведение итогов - определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

     Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов. В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов, Также существует классификация проектов:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации;

Типы проектов в ДОУ (по Л.В.Киселевой)

Типы проектов

Содержание

Возраст детей

1

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Старший дошкольный возраст

2.

Ролевой-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Со второй младшей группы

3.

Информационно  практико  ориентированный

Дети оформляют информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы) оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Со средней группы

4

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.

Со второй младшей группы

Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта

(по Е.С. Евдокимовой)

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации:

- с детьми 3-4 лет: на подражательно - исполнительском уровне;

- с детьми 5-6 лет: развивающий уровень: взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключает к реализации идей детей.

- с детьми 5-6 лет: творческий уровень: взрослый поддерживает и развивает творческую активность детей, создает условия для самостоятельной проектной деятельности.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе (3-4 года)

Шаги

Содержание

1

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей

2

Постановка цели проекта, его мотивации

3

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

4

Совместное движение взрослых и детей к результату

5

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (5-6 лет)

Шаги

Содержание

1

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2

Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата

3

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта

4

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого

5

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6

Совместное определение перспективы развития проекта

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (6-7 лет)

Шаги

Содержание

1

Постановка детей в определенные условия; Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2

Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

3

Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта

4

Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу

5

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

6

Совместное определение перспективы развития проекта

Ориентиры проектирования:

1. Зоны актуального и ближайшего развития воспитанников (применение имеющихся и приобретение новых знаний в разных сферах окружающей действительности).

2. Отношения "ребенок - взрослый": наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство - сотрудничество.

Используемая литература:

  • Виноградова Н.А. «Образовательные проекты в детском саду»/пособие для воспитателей.- М: Айрис-пресс, 2008г
  • Масленникова «Экологические проекты в детском саду» .-Волгоград: Учитель, 2011г

Для коллег представлен опыт проведения проекта «Пшеница – что это такое?»

Тип проекта: Познавательно - творческий 

Участники: Дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели и родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок исполнения проекта - октябрь 2022г.

Проблема: недостаточные представления детей о злаковых у детей дошкольного возраста.

Цель: Изучение культуры родного края для формирования любознательности, благодаря расширению представлений о пшенице, как о культуре и что из нее можно сделать.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей;
  • Формирование интереса к такой злаковой культуре как пшеница;
  • Активное развитие познавательных способностей и интереса к проекту;
  • Развитие навыков работы в коллективе в желании удивить других ребят своим блюдом из пшеницы;
  • Увеличение вовлеченности родителей в проект.

 Формы организации работы с детьми

  •  Коллективная деятельность воспитателя с детьми и родителями. Организация мастер-класса. Совместное изучение познавательной и художественной литературы по теме «Что такое пшеница?», просмотр коротких роликов по теме. Практическая деятельность с детьми и родителями.
  • Обсуждение проблем в контексте народных промыслов;

Прогнозируемые результаты:

  • Развитие желания интересоваться и рассказывать о пшенице, повышение детского интереса к теме «Что такое пшеница?»;
  • формирование любви к Родине;
  • проявление навыков работы в коллективе.

Опытно – экспериментальная деятельность:

В процессе исследовательской работы на тему «Пшеница - что это такое?», в рамках проектной деятельности, планируется:

- знакомство детей с самой культурой;

- проращивание семян (ржи, пшеницы)

- демонстрация превращения зерна в муку (ступка, кофемолка), организация мастер-класса по изготовлению теста;

          C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20221013-WA0023.jpg

- привлечение родителей к приготовлению вместе с детьми вкусных блюд из тех продуктов, которые можно приготовить из муки.

       

       C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20240807_183531.jpg     

Итоги проекта

В ходе реализации проекта «Что такое пшеница?» предполагаемые результаты были достигнуты: расширились представления детей об истории пшеницы, что это за злак и откуда он к нам пришел.

Обогащен опыт детей в сфере познавательного развития – дети практическим путем взращивали пшеницу в группе, наблюдая за всеми этапами ее прорастания, проявили больший интерес к практической деятельности, а также инициативу в выборе темы для практической работы и были заинтересованы в получении конечного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация различных видов игр для дошкольников в летний период "

К лету дети очень устают от организованной воспитательно-образовательной деятельности, активность их внимания резко снижается уже в мае. Поэтому в летние каникулы детей нельзя нагружать непосредственн...

Консультация для воспитателей по теме «Виды игр и методика их организация».

Игр в наше время очень много, все они очень разнообразны: по своей тематике, структуре. Но выделяют всё таки 3 класса игр. А вот какие вы прочтёте в этом материале....

Консультация для воспитателей ДОУ. Тема: «Виды гимнастки, которые проводятся в ДОУ».

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками...

Консультация для воспитателей "Типы усвоения информации"

Цель: повышение уровня психологической компетентности, овладение практическими навыками, позволяющими определить ведущий канал восприятия у детей....

Консультация для воспитателей "Типы воспитателей"

Ребенок ходит в детский сад, он проводит каждый день в группе 15-25 сверстников в течение целого дня, а это большая нагрузка на нервную систему и детей и педагога. Именно от воспитателя зависит какой ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Понятие «одаренность». Виды, типы одаренности ...