«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
консультация
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 5
Консультация из опыта работы
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Подготовила:
Учитель – логопед
Ерёмзина О.П.
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует:
- накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,
- развитию умений войти в детское общество,
- действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Формирование представлений у дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий :
1. Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3.Образовательная квест-технология
Зная о том, что дети любят путешествовать, педагоги могут продумывать этапы квест-игры профориентационной направленности. Воспитанники отправляются в путешествие небольшими командами, которые, перемещаясь по точкам, этапам, выполняют различные задания. Дети сталкиваясь с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как решить проблемы и преодолевают их, в конце игры подходят к определенному результату. Данную технологию применяют для расширения знаний детей о различных профессиях, значимости их труда в обществе, таких как «Пожарные», «МЧС», «Спасатели», «ГИБДД», «Банкир» и т.п.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить :
• мультимедийные презентации;
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
В некоторых случаях в ДОУ можно использовать мастерские. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.
Например:
Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии : архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.
Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т. д.
Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками в игровых центрах в группе.
Мастерская «Фермерское хозяйство» составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, включает в себя профессии : агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.
Нельзя точно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10–20 лет, но абсолютно точно, что для человека будущего – воспитанника детского сада – ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности.
Таким образом, организация ранней профориентационной работы в дошкольном возрасте как первоначального этапа в системе раннего профессионального самоопределения должна, по нашему мнению, носить системно-деятельностный характер и опираться на принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Только в этом случае профориентационная работа будет способствовать формированию позитивного отношения дошкольников к миру профессий взрослых, уважения к труду и его результатам, обогащению социального опыта, послужит стимулом для развития в будущем профессиональных интересов и социально значимых качеств (самостоятельности, инициативности, активности, ответственности), активизации познавательных и творческих способностей, обеспечивающих успешную социализацию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
из опыта работы по ранней профориентации дошкольников...
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...
Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в ...
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Дл...
Семинар "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профессиональной ориентации...
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников (консультация для педагогов)
laquo;Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - ин...