«Ранняя профориентация дошкольников как активное познание мира профессий»
консультация

Богатикова Татьяна Васильевна

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации воспитанников. В дошкольном возрасте впервые обращаются к миру профессий. Это требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации. Профориентация - это ознакомление с какой-либо профессией с целью профессионального самоопределения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников как активное познание                             мира профессий»

 В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации воспитанников. В дошкольном возрасте впервые обращаются к миру профессий. Это требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации. Профориентация - это ознакомление с какой-либо профессией с целью профессионального самоопределения. Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека. Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и играет огромную роль в формировании интересов. Профориентация дошкольников проходит через трудовое воспитание, так как основной целью трудового обучения является формирование у детей любви к труду и понимание его значения в жизни человека. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией – как один из компонентов профессионального становления подрастающего поколения, является важнейшей составляющей процесса их социализации. Н. С. Пряжников, доктор педагогических наук, профессиональный консультант первого центра профессиональной ориентации молодежи г. Москва говорит о том, что ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). Идея «ранней профориентации», в современном понимании – это процесс профессионального самоопределения человека, важнейшими характеристиками которого выступают преемственность и непрерывность. «Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций», – отмечают авторы «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [6]. Такое понимание процесса сопровождения профессионального самоопределения предполагает, что каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования. Компетенция – рассматривается как совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа, 2004 год.) Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, является процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. К ключевым компетенциям детей дошкольного возраста относятся: технологическая компетентность, информационная компетентность, социальнокоммуникативная компетентность. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС дошкольного образования, и формируются в ходе всего образовательного процесса в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.). Согласно ФГОС, задачи образовательного процесса по формированию ключевых компетенций решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Один из аспектов образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на решение следующих задач: • развитие навыков самообслуживания; • приобщение детей к доступным видам трудовой деятельности; • формирование умения ответственно относится к полученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Образовательный процесс, направленный на решение данных задач строиться с учетом следующих принципов: • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, обогащения (амплификации) детского развития; • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); • принципа развивающего образования (системности и последовательности); • принципа новизны (в том числе использование новейших информационных технологий); • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий). Из всего выше сказанного следует отметить, что организация ранней профориентации в ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, направлена на формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников и включает в себя процесс теоретического освоения знаний – формирования первичных представлений о труде взрослых и процесс применения полученных знаний – развитие навыков самообслуживания, и приобщение к доступной трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Сценарий педагогического совета "Ранняя профориентация дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села"

Материалы для проведения педагогического совета на тему "Ранняяя пррофориентация дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села"  в детском саду...

Программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "В мире профессий"

Цель программы: Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде ...

Проект «Академия профессий» - по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности.

Процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных кач...

Мастер–класс для воспитателей по ранней профориентации дошкольников на тему «В мире профессий»

Мастер–класс для воспитателей по ранней профориентации дошкольников на тему «В мире профессий»...

Мастер–класс для воспитателей по ранней профориентации дошкольников на тему «В мире профессий»

Цель мастер-класса: систематизировать и обобщить знания педагогов детского сада для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.Задачи мастер-класса:1. Способ...