Учимся убирать игрушки
консультация

Анастасия Дейцева

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УБИРАТЬ ИГРУШКИ?» – этот вопрос становится одним из самых животрепещущих в воспитательном про- цессе для многих родителей. Каким бы банальным не казался этот бы- товой навык на первый взгляд, освоение его имеет огромное значение для формирование личности.

Очевидно, что целью уборки является ПОРЯДОК. Порядок можно поддерживать постоянно, наводить его время от времени или вообще не наводить. Подход к этому вопросу определяется, как пра- вило, двумя качествами человека: его потребностью в порядке и его способностью к организованности. И то и другое качество взращива- ются с детства и имеют огромное значение для успешности и благопо-

  лучия человека на протяжении всей его жизни.

Уча детей приборке, мы закладываем основание для формирова-

ния способности поддерживать порядок в собственной жизни, в том числе: в делах, в документах, в обязательствах перед другими людьми, перед родными и близкими. Это первый уровень освоения способности нести ответственность за своё жизненное пространство. Если именно так понимать суть и цель приборки, то можно выделить несколько принципов, которых следует придерживаться, чтобы научить детей убирать свои игрушки. Раскрою их постепенно.

1. ФОРМИРОВАТЬ ПРИВЫЧКУ К УБОРКЕ ИГРУШЕК НАДО ПО- СЛЕДОВАТЕЛЬНО И ПОСТОЯННО.

Недавно мне попалась статья, автор которой утверждал, что при- учать детей убирать свои игрушки нужно лет с семи. До этого воз- раста, считает автор, маме следует самой с энтузиазмом устранять наведённый детьми кавардак, транслируя положительный пример, ну и не мешать им, если вдруг дошколятам захочется помочь маме. Иначе говоря, автор советует предоставить детям свободу убирать игрушки тогда, когда им хочется. А к нужному возрасту они, якобы, сами поймут необходимость приборки. Давайте попробуем понять по- следствия такой свободы выбора.

Первое, за несколько лет у детей сформируется стойкая привычка оставлять игрушки раскиданными после игры.

Второе, у малышей сложится устойчивое убеждение, что за порядок

    отвечает взрослый. Отсюда вытекает ещё два негативных послед- ствия.

Первое из них - это напряжённые отношения с воспитателем, если малыш ходит в садик. А значит, и постоянный стресс от посещения са- дика.

Второе - дети упустят драгоценное время для того, чтобы в щадя- щих условиях учиться нести ответственность за свои дела. В семь лет дети пойдут в школу, на них свалится невероятно много школьных ограничений и ответственности, к которым они не привыкли. А тут ещё и мама решит взяться обучать детей приборке. В очень сложный пе- риод психологической адаптации и перестройки, на детей ляжет такая нагрузка, которая много вероятно приведёт к истерикам, нарушению поведения, утомлению, увеличит подверженность детей болезням.

Что касается мамы, то ей тоже придётся «пожать» последствия её выбора. Если мы имеет дело с самой обычной современной женщи- ной, у которой много задач и дел, а не с какой-то мифической Золуш- кой, то рано или поздно её терпение иссякнет. И первые, кто попадут под горячую руку уставшей мамы, окажутся её дети, раскидывав- шие игрушки. Что, конечно же, подкрепит негативное отношение к уборке, основанное на страхе наказания. У мамы при этом возникнет

 чувство вины, самобичевание, снова попустительство, опять не вы- держат нервы и так по кругу.

Итак, друзья, повторюсь, моё мнение состоит в том, что формиро- вать привычку убирать игрушки нужно с самого раннего детства по- следовательно и постоянно, чтобы такая обязанность не свалилась детям неожиданно и травматично, как снег на голову. С чего начать, обсудим в следующем пункте.

2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ РЕБЁНКУ, ДОЛЖНЫ СООТ- ВЕТСТВОВАТЬ ЕГО ВОЗРАСТУ И УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ПОСТЕПЕННО, СОГЛАСНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕБЁНКА.

Уже в 1-1,5 года ребёнок способен помогать взрослым расклады- вать игрушки по местам. Очень важно, чтобы игрушек было не много (не больше 3х штук) и чтобы у них были постоянные ме- ста! Этот возраст очень хорош для отработки алгоритма: взял – поиг- рал - положи на место. Конечно, сначала ребёнок только сопровож- дает маму, которая обязательно проговаривает «взяли ложечку – по- играли – теперь уберём её на место». Важно, доводить эту схему до конца всегда. Постепенно малыш привыкает к этому ритуалу и у него появляется потребность в его соблюдении. На первых порах это может занимать какое-то время у мамы. Но это сэкономит ей массу времени тогда, когда малыш подрастёт и география его игры сильно увели- чится.

  С 2 до 3 х лет многие детки становятся очень упрямыми, они готовы делать всё наперекор взрослым. Здесь нужно быть очень осторож- ными: с одной стороны, настаивать на уборке, с другой - избегать яв- ного противостояния. В этом возрасте как нельзя лучше подходят иг- ровые приёмы. Можно развозить игрушки на грузовике или склады- вать краном. Можно устраивать соревнование, какая игрушка быст- рее окажется на своём месте. Можно назначить главную игрушку, ко- торая будет объявлять, какую игрушку убирать в данный момент.

 Объявлять и убирать можно по очереди со взрослым. Вариантов мо- жет быть множество. Здесь главное, запастись терпением и начать приборку заблаговременно. Очень важно научиться закладывать время на приборку самим взрослым. Помните, что количество игру- шек, которыми играет малыш, не должно превышать 10 – 15 штук.

Естественно, кроха время от времени будет отказываться убирать игрушки. Не стоит заставлять, ругать или стыдить ребёнка. Нужно объяснить: если не хочешь убирать игрушки, то и брать их не надо. Здесь должны последовать логичные объяснения: кто-нибудь может об них споткнуться или раздавить, игрушка может потеряться. Если ничего не подействовало, взрослому стоит убрать игрушки са- мому. Но в следующий раз, когда детские ручки потянутся к игрушке, нужно остановить малыша. Нужно проявить настойчивость и терпение,выдержать детские слё зы и гнев спокойно и с сочувствием: «Я пони- маю, что тебе очень хочется поиграть, но я не могу дать тебе игрушки. Играть могут только те, кто убирает за собой». Хотя бы день нужно выдержать без игрушек. Очень важно, чтобы малыш усвоил правило, кто не убирает, тот не играет, но при этом не проявить агрессии к ре- бёнку.

Детей дошкольного возраста уже пора обучать убирать игрушки на полки, аккуратно расставляя и сортируя. Нужно правильно опреде- лить объём игрушек, на уборку которого у ребёнка хватит терпения. Для трёхлетки это может быть 15 игрушек, а для семигодовалого чада штук 30. Это возраст, когда всё ещё действуют игровые приёмы.

Я помню детей от 3 до 4 лет, которые обожали игру «Сло- нята». Взрослый произносит такие слова: «Кажется, здесь поиграли слонята. Всё разбросали и скрылись куда-то. Игрушки плачут – нужны герои, которые здесь порядок устроят». Затем ребята подходили к вос- питателю и произносили: «К исполнению задания готов!» Взрослый давал задание: «Задание для супер-героя Марии: вернуть всех кукол на полку»или«Задание для супер-героя Феди: собрать мечи на базу». По возвращении дети сообщали, что задание выполнено и по- лучали новое задание.

Для деток постарше начинает набирать обороты мотивация соб- ственного роста, они любят побивать собственные рекорды. Напри- мер, прибраться быстрее, чем вчера. Собрать все игрушки одной ру- кой. Суметь компактнее уложить конструктор и т. п. Аргументирован-ная похвала становится сильным источником мотивации.

В этом возрасте правило «кто не убирает, тот не играет» дей- ствует непреклонно, при этом условия должны быть такими, чтобы ре- бёнок действительно ощутил, тягость лишения игрушек, но при этом не обозлился и не начал мстить. По меркам ребёнка лишение должно

быть справедливым.

3. ВЗРОСЛЫМ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ИГРУШЕК,

КОТОРЫМИ ИГРАЕТ РЕБЁНОК, СОГЛАСНО ВОЗРАСТУ.

 Друзья, малыш не может выдержать какую-то невероятную по его меркам приборку. Поэтому стоит уберечь ребёнка от непосильной за- дачи, изначально ограничив количество игрушек для игры. О кон- кретных цифрах я писала выше. К тому же следует помнить, что каче- ственная развивающая игра формируется там, где игрушек не много, но вполне достаточно, чтобы выстроить хороший сюжет.

4. ВЗРОСЛЫМ СЛЕДУЕТ СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ СФОР- МИРОВАТЬ У РЕБЁНКА ВНУТРЕННЮЮ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОРЯДКЕ. Уборка не должна становиться насилием или быть основана на стра- хах.

Личная потребность в порядке возникнет тогда, когда сформиру- ется устойчивая привычка к чистоте. Именно поэтому все действия ро-

 дителей должны быть постоянными, последовательны и систематич- ными.

Стоит выбирать позитивные способы мотивации, такие как: игровые приёмы, похвала, чтение поучительных сказок, сочинение сказок про уборку.

Метод логических последствий, основанный на правиле «кто не убирает – тот не играет», должен применяться исключительно в условиях уважительного отношения к ребёнку, без криков, оскорбле- ний. Твёрдо, но почтительно.

5. ТРЕБОВАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧЕМУ ДЕТИ ОБУЧЕНЫ.

Переходить на новый уровень требований к приборке нужно с пред- варительным обучением и чётким пояснением правил. Если в доме по- явились новые, игрушки взрослому следует самому показать, как и куда их складывать после игры. Для ребёнка не должно оказаться но- востью, что конструктор нужно аккуратно сложить, а не побросать в коробку. Сначала показать, как надо сложить конструктор. Затем убе- диться, что ребёнок понял и сможет повторить. Всё это может проис- ходить за несколько разных уборок. А уж потом требовать самостоя- тельного исполнения правила.

6. ПОДАВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР. Не требовать того, что

  не делаешь сам.

Естественно, что правила, установленные в доме, должны испол- няться всеми домочадцами, как детьми, так и взрослыми. В первую это касается общего правила «взял – положи на место». Личная потреб- ность взрослых в порядке их грамотное сопровождение детей – вер- ный залог, что эта привычка будет принята младшим поколением.

 Также взрослым следует научиться распознавать, когда в беспо- рядке виноваты они сами, а когда ответственность принадлежит де- тям. Если мама прозевала и не предупредила детей во время, когда им пора заканчивать игру, то стоит учесть эту ошибку в следующий раз и выпускать пар на детях, от того, что семья куда-то не успевает.

В завершении скажу, что верно выстроенная последовательная си- стема обучения уборке помогает нашим детям нарастить сильные сто- роны характера, такие как: сила воли, способность к преодолению мо- нотонной рутинной деятельности, терпение, выносливость, организо- ванность, способность нести ответственность за своё жизненное про- странство. Попустительство в этих вопросах укрепляет в детях их ин- фантильность, которая во взрослом возрасте сыграет с личностью дурную шутку. Первое, что окажется под угрозой это личная самореа-

  лизация человека, его отношения в семье и в трудовом коллективе. Прежде всего поэтому взрослым, нужно со всей ответственностью по- нимать последствия своих воспитательных действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся убирать игрушки

Практические советы родителям, которые помогут им приучить ребёнка убирать на место свои игрушки....

Конспект занятия в ясельной группе. «Учим мишку убирать игрушки».

Приучать детей к порядку в групповой комнате; Формировать умение классифицировать по цвету; Воспитывать способность к взаимопомощи...

Учить убирать игрушки

Для ребенка слова надо и обязанность — пустой звук, заставить малыша делать то, что он не хочет, практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать, сейчас же убрать свои игрушки бесполезно, ...

Конспект занятия "Учим детей убирать игрушки" в 1 младшей группе

quot;Учим убирать игрушки"в 1 младшей группе...

"Учим малыша убирать игрушки"

quot;Учим малыша убирать игрушки"...

Консультация для родителей "Учимся убирать игрушки сами" 29.04.2022 г.

Ребёнок играет со своими игрушками на широком пространстве комнаты. В результате они оказываются повсюду и создают полный беспорядок. Удержитесь от замечаний типа: «Все игрушки разбросал..»...