Статья "Духовно-нравственное развитие ребёнка"
статья
В данной статье хотим поделиться своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 796.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Уланова,
старший воспитатель, МДОУ Майнский д/с №5 «Теремок»
Е.М. Земскова,
воспитатель, МДОУ Майнский д/с №5«Теремок»
e-mail: zemsk656@mail.ru
Духовно-нравственное развитие ребёнка в ДОУ
Аннотация: в данной статье хотим поделиться своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, воспитанность, нравственные качества, духовная природа семьи.
В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно-нравственного состояния общества, выражающаяся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях.
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» говорил А.В. Запорожец
Период дошкольного детства особенно благоприятен для нравственного воспитания ребёнка. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Воспитанность- это качество личности, определяющее его отношение к другим людям на основе уважения. Исследования показывают, что дети доверчиво и эмоционально воспринимают читаемые им сказки и с интересом рассматривают иллюстрации детских художников, что производит сильное впечатление, так как они изображают мир реалистично и понятно.
Рис. 1, 2. Беседа о детских художниках-иллюстраторах, чтение произведения В.Сутеева «Петух и краски»
Именно сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и остаётся на всю жизнь. Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом методе, средстве. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.
Рис.3 Настольный театр «Теремок» Рис.4 Настольный театр «Колобок»
Великий русский педагог К.Д.Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему , разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребёнка.
Решая задачу нравственности у дошкольников с помощью художественной литературы у воспитанников формируется нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей
-применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими
-умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений
Способствует познанию окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное! В своей работе с детьми используем дидактические игры: «Вежливые слова», «Вспомни сказку», «Копилка добрых слов» и т.д
В рамках реализации парциальной программы "Социокультурные истоки", в МДОУ Майнском детском саду N 5 "Теремок", во второй младшей группе проведено занятие на тему: "Миром правит доброта". Дети совершили путешествие на станцию добра, где научились дружить, определять поступки сказочных героев, инсценировать сказки.
Рис. 5 Игра «Стрелочка, крутись!»
Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей! Что же может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Во второй младшей группе Майнского детского сада N5 "Теремок", в рамках детско- родительского клуба "Гармония" проведен познавательно- игровой досуг по духовно- нравственному воспитанию для детей и родителей "Такое ласковое и доброе слово". Родители поделились опытом по выбору имён для детей . Малыши вспомнили вежливые слова и доказали, что могут помочь своим мамам украсить пирог , разложить фрукты на тарелку , посадить овощи в огороде. В завершении мероприятия, ребята с мамами слепили красивые цветы и украсили ими дерево добра.
Рис. 6 Д/и «Помоги маме украсить пирог» Рис.7 Д/и «Разложи фрукты»
Рис. 8 Дерево добра
Список использованных источников и литературы:
[1]Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» -М.,: Мозаика-Синтез, 2011.
[2] Зацепина М.Б. Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду»- М.,:Мозаика-Синтез, 2008.
[3] Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»-М.,:Мозаика-Синтез, 2007.
[4] Петрова В.И., Стульник Т.Д «Нравственные беседы с детьми 4-7 лет»-М.,:Мозаика-Синтез, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.
Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-598803-1424698128.jpg)
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774406-1459179342.jpg)
Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».
Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590439-1423589924.jpg)
7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...
План индивидуальной работы с (ребёнком). Возраст 2года с целью создания благоприятных условий для социально коммуникативного развития ребёнка
Задачи: Способствовать социально-личностному и коммуникативному развитию ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-1433092-1667476306.png)
Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...