Клуб для родителей Школа будущего первоклассника
рабочая программа
Клуб для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы клуба | 787.7 КБ |
Памятка: Что должен знать и уметь будущий первоклассник | 124.87 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска
детский сад №38 «Домовёнок»
Программа родительского клуба
«Школа будущего первоклассника»
Автор: Бахтина Алина Аликовна
г.Нижневартовск, 2022
Оглавление
№п/п | Наименование | Страница |
1 | Паспорт программы | |
2 | Пояснительная записка | |
3 | Цель и задачи | |
4 | Ожидаемые результаты | |
5 | Принципы взаимодействия с родителями | |
6 | Формы работы клуба | |
7 | Материально-техническое оснащение | |
8 | Тематический план работы родительского клуба «Школа будущего первоклассника» на 2022-2023 учебный год | |
9 | Список используемой литературы и интернет источников | |
10 | Приложения 1.
2. Информационно-просветительская газета «Школа будущего первоклассника» 3.Анкеты для родителей |
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа родительского клуба «Школа будущего первоклассника» |
Основания для разработки | -Федеральный закон от 29.01.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением -Главного государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года №26; -Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации». -Устав МАДОУ ДС №38 «Домовёнок» |
Объект Программы | Процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах подготовки детей к школе. |
Предмет Программы | Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников |
Основной разработчик программы, соавторы | Бахтина Алина Аликовна, воспитатель, участник и разработчик программы родительского клуба «Школа будущего первоклассника» |
Целевая группа | Родители детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение |
Цель программы | Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников; привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе |
Задачи программы | 1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; 2. Повышать педагогическую культуру родителей; 3. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; 4. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; 5. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада |
Срок реализации | 2022-2023 учебный год |
Ожидаемые конечные результаты | 1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста; 2. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития; 3. Оптимизация детско-родительских отношений; 4. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; 5. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом. |
Система контроля | Показатель удовлетворенности родителей совместной работой (анкетирование, книга отзывов и предложений) |
- Пояснительная записка
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия и т.д.
Программа рассчитана на учебный год. Занятия проводятся 1 раз в 2 месяца.
Актуальность.
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе дошкольного учреждения. Родительский клуб «Школа будущего первоклассника» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного. Организация взаимодействия ДОО и семьи в форме родительского клуба «Школа будущего первоклассника» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОО, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Родительский клуб «Школа будущего первоклассника» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
- Цель и задачи.
Целью является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
2. Повышать педагогическую культуру родителей;
3.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
4. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
5.Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
- Ожидаемые результаты
1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;
3. Оптимизация детско-родительских отношений;
4. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
5. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.
- Принципы взаимодействия с родителями
1. Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
2. Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;
3. Дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
4. Индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
5. Сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;
6. Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на само- помощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
7. Доброжелательность, открытость и партнерство.
- Формы работы клуба
∙ Беседы и дискуссии за круглым столом;
∙ Информационно-просветительская газета;
∙ Анкетирование;
∙ Обсуждение педагогических ситуаций:
∙ Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
∙ Практические советы и рекомендации;
∙ Тренинги;
∙ Презентации семейного опыта;
∙ Мастер-класс.
- Материально-техническое оснащение
∙ Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
∙ Электронное обеспечение: устройство USB с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации Microsoft Power Point.
∙ Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
∙ Наглядный и раздаточный материал
- Тематический план работы родительского клуба
««Школа будущего первоклассника» на 2022-2023 учебный год.
№ заседания | Направления | Тема | Цель | Дата |
Заседание №1 | Психолого-педагогическая готовность | Готовность ребенка к школе | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовленности детей к школьному обучению. | Октябрь 2022 г. |
Заседание №2 | Психофизиологическая готовность | «Физическая подготовленность детей к школе» | Повышение уровня знаний родителей в вопросах физического воспитания детей и влияния активной двигательной деятельности на уровень развития ребѐнка в предшкольный возраст. | Декабрь 2022г. |
Заседание №3 | Социально-личностная готовность | «Речевая готовность к школе» | Повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности детей к обучению в школе и осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе в целом | Февраль 2023г. |
Заседание №4 | Школьная адаптация | «Скоро в школу» | Установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе | Апрель 2023г. |
- Список используемой литературы и интернет источников
1. О.В.Бережнова «Работа с семьей при подготовке детей к школе» (лекторий для родителей будущих первоклассников), С.-П. «Детство-Пресс», 2011г
2. Р.Н. Ситдикова «Опережающее обучение ребенка», Челябинск, 2012.
3. Р.Н. Экгардт «Книга для обучения детей быстрому чтению», Челябинск, 2012.
Приложение 1.
Заседание родительского клуба №1
Тема: «Готовность ребёнка к школе»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовленности детей к школьному обучению.
Задачи:
- дать представление о психологической подготовленности детей в предшкольный период; - расширять знания родителей о важнейших задачах обучения и воспитания, образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста;
- формировать умение выделять основные и главные направления подготовки ребѐнка к школе;
- стимулировать доверительные родительские отношения к педагогам ДОО. Предварительная работа:
- анкетирование «Что главное в подготовке ребѐнка к школе?»,
- диагностика детей (для знакомства родителей с общей картиной подготовленности),
- диагностика для родителей - модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи
Содержание заседания
1.Тренинг (психологическая игра) - «Давайте познакомимся»: взаимное представление участников, создание благоприятной атмосферы для эффективного начала
2.Устный журнал – «Психологическая готовность детей к школе» - психологическая, личностная, эмоционально-волевая, социально-психологическая
3.Просмотр презентации: «А знаете ли вы родители?»: физическая, социальная, интеллектуальная подготовленность детей к школьному обучению
4.Обсуждение результатов анкетирования детей и сообщение результатов
5.Дискуссия-беседа за круглым столом: «Поменялось ли ваше мнение о том, какие главные направления необходимо учитывать при подготовке вашего ребѐнка к школьному обучению? Почему?»
6.Подведение результатов опросника (Дж. Чейпи) Вывод: важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки
7.Советы родителям: памятка-буклет «Рекомендации для родителей, дети которых скоро пойдут в школу»
Заседание родительского клуба №2
Тема: «Физическая подготовленность детей к школе»
Цель: повышение уровня знаний родителей в вопросах физического воспитания детей и влияния активной двигательной деятельности на уровень развития ребѐнка в предшкольный возраст.
Задачи:
- дать представление о физической подготовленности детей в предшкольный период;
- расширять знания родителей о необходимости соблюдения здоровье- сберегающих технологий, методов, форм двигательной активности для повышения результативности образовательного процесса в подготовке ребѐнка к школе.
- совершенствовать навыки и умения родителей в правильности выполнения методических комплексов.
Предварительная работа:
-консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»,
- буклет «Физкультура – это залог здоровья и успеха!».
Содержание заседания
1.Просмотр презентации: «Что включает в себя физическая готовность к школе» - состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных видов движения
2.Мастер-класс: «Утренняя гимнастика» - методика основных частей утренней гимнастики, последовательность упражнений, дозировка физических упражнений для данной возрастной группы детей
3.Устный журнал: «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» - динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика
4.Игровое упражнение на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика «Братцы»
5. Гимнастика для глаз «Слонѐнок», «Африка», «Пингвины», необходимость выполнения для снижения утомления, укрепления мышц глаз
6.Памятка для родителей: «Здоровье ребѐнка в ваших руках» - двигательная активность старшего дошкольника
Заседание родительского клуба №3
Тема: «Речевая готовность к школе»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности детей к обучению в школе и осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе в целом.
Задачи:
- активизировать знания родителей о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках; тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости; закреплять навык звукового анализа слова;
- воспитывать мотивацию у родителей заниматься с ребенком.
Предварительная работа:
-анкетирование родителей «Как вы оцениваете уровень подготовки к обучению грамоте детей?»;
-анализ проведѐнного анкетирования.
-диагностика речевого развития и обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной логопедической группы.
Содержание заседания
1. Лекция: «Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе» - звуковая сторона, сформированность фонематических процессов
2. Просмотр презентации: «Маленькие трудности для больших и маленьких» - умение различать на слух, владение навыками звукового анализа и синтеза, соответствие словарного запаса возрасту, грамматически правильная речь, связная речь, мелкая моторика
3. Выполнение заданий родителями на интерактивной доске: - звук и буква, гласность и согласность, мягкость и твѐрдость; игры – «Раздайте картинки мышке и мишке», «Собери слово», «Домики»
4. Обсуждение результатов анкетирования детей и сообщение результатов
5. Рекомендации с учетом результатов диагностики по формированию речевой готовности детей к обучению в школе
6. Памятка для родителей: «Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы…».
Заседание родительского клуба №4
Тема: «Скоро в школу»
Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.
Задачи:
- подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик»;
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия;
- формировать осознанное отношение родителей и детей в необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной адаптации и дальнейшего успешного обучения.
Предварительная работа:
-консультация «Уровни готовности ребенка к школе в организации подготовки к школьному обучению»,
-анкетирование «Готовы ли родители к школе?», подготовка родителей к выступлению. Содержание заседания
1. Круглый стол - «Скоро в школу»
2. Проигрывание проблемных ситуаций: «Приемы эффективного взаимодействия с будущими школьниками»
3. Сообщение результатов анкетирования «Готовы ли родители к школе?».
4. Просмотр презентации: «Готовы ли родители к школе?» - к новому педагогу, к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям
5. Обсуждение педагогических ситуаций - оперативная реакция, выбор ориентира, постановка педагогической цели и задачи, реализация способов разрешения сложившейся ситуации, умение предвидеть результат
6. Презентация семейного опыта: «Мой ребенок скоро пойдет в школу» - выявление и транслирование положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста
7. Советы родителям: буклет «Обязанности родителей будущих первоклассников»
Приложение 2.
Информационно-просветительская газета «Будущий первоклассник»
Педагог совместно с профильными специалистами ДОУ подбирает материал и оформляет газету, которую потом выставляет в родительском уголке. Периодичность издания 1 раз в квартал.
Темы статей:
«Психологическая готовность детей к школе»
«А знаете ли вы родители?»
«Обязанности родителей будущих первоклассников»
«Мой ребенок скоро пойдет в школу»
«Приемы эффективного взаимодействия с будущими школьниками»
«Собираем портфель»
«Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе»
«Приемы эффективного взаимодействия с будущими школьниками»
«Советы учителя дефектолога»
«Советы инструктора по физической культуре»
«Советы педагога-психолога»
Иллюстрации школьных принадлежностей « Мой портфель».
Стихи, пословицы и поговорки о школе.
«Рабочее место ученика дома» и т.д.
Приложение 3.
Анкета для родителей будущих первоклассников
1. Фамилия, имя, отчество ребёнка________________________________________________________
2. Есть ли другие дети в семье? Укажите возраст.____________________________________________
3. Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (мать, отец, бабушка, дедушка, другие лица)_________________________________________________________________________
4. Тип поощрения: словесное, подарок, иное _______________________________________________
5. Тип наказания: осуждение, лишение удовольствий, физическое воздействие, иное__________________________________________________________________________________
6. Какой «Детский сад» посещал ребёнок? (укажите номер)___________________________________
7. С какого возраста и по какой возраст посещал детский сад? Реакция на «Детский сад»: испугался, проявил интерес, плакал, переживал, не отпускал маму _____________________________________________________________________________
8. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка_______________________________________________________________________
9. Есть ли у вашего ребёнка друзья? Приходят ли они в гости? _____________________________________________________________________________
10. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие?_______________________________________________________________________
11. Посещает ли ребёнок кружки, студии, секции? (укажите конкретно)_________________________
12. С желанием ли ваш ребёнок идёт в первый класс? ________________________________________
13. Знает ли он буквы? Знает ли он цифры? ________________________________________________
Умеет ли читать: бегло (целыми словами), по слогам, по буквам?___________________________
Умеет считать до …. Складывать в пределах «5», «10», «20» ______________________________
14. Пересказывает ли «сказки»? (да, нет, дословно, своими словами)
15. Особенности здоровья, о которых необходимо знать учителям школы _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
16. Особенности характера ребёнка, его взаимоотношений с окружающими (положительные, отрицательные стороны)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.
Анкета «Психосоциальная зрелость будущего первоклассника»
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик?
Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. В какое время с деревьев опадают листья?
19. Что остается на земле после дождя?
20. Каких животных ты знаешь?
21. Каких ты знаешь птиц?
22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
25. Хочешь ли ты идти в школу?
26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?
Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).
0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:
Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24.
Они оцениваются следующим образом:
№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.
№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.
№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.
№ 24 - за правильный ответ - 2 балла.
Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.
Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Результат
27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Подготовка ребенка к школе»
Воспитатель: Бахтина А.А.
Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос очень актуален не только для педагогов ДОУ, но и для вас, уважаемые родители, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада.
Одной из проблем при поступлении детей в школу является разный уровень подготовки детей, который складывается по разным причинам: это различные индивидуальные возможности и способности детей, а так же в различных подходах учителей и родителей к понятию "готовность к школе".
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется умением детей считать читать и писать до школы, что и будет являться залогом их успешной учебы.
Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,
в стремлении узнавать новое.
Подготовка к школе – это длительный комплексный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада. И начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности.
Ученые выделяют следующие виды готовности к школе:
- Психологическая
- Физическая
- Эмоционально-волевая (нравственная)
- Интеллектуальная (мыслительная)
- Социальная
- Мотивационная
- Психологическая готовность.
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику:
- Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
- Физическая готовность.
На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Итак, в первую очередь надо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
- Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
- Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
3.Эмоционально-волевая готовность.
Нравственно-волевые качества будущего первоклассника –это настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.
Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.
4.Интеллектуальная (мыслительная) готовность.
Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлением природы.
- Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
- Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
- Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.
- Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:
- Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
- Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
- Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
- Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
5. Социальная готовность.
- Умение строить отношения с взрослым человеком.
- Умение общаться со сверстниками.
- Вежливость, сдержанность, послушание.
- Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
- Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Эти умения должны быть уже сформированы.
6. Мотивационная готовность к школе.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ. Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу.
Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжкой повинности. Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.
Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.
2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.
3. Следующий необходимый навык - штриховка. Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховке фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.
4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.
5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода, транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото, например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 - 5 лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!
7. Полезно проводить с ребенком веселую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?" Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.
8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.
9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?", слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.
10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.
11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг), знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится", решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых предметах.
12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов. Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей сказки.
13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров, альбомов должно быть своё место.
14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.
15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.
16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.
17. А так же развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
18. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
19. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
20. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Уважаемые родители! При подготовке ребенка к школе нам с Вами надо не только развивать его интеллект, учить общаться, быть самостоятельными, сильными и др., но и всячески расширять кругозор будущих первоклассников. Запас общих сведений, который есть у ребенка, может стать серьезной помощью в процессе обучения. В этом лучше всех дошкольнику может помочь родитель, так как у Вас есть возможность не только рассказывать детям о чем-то, но и показывать это на практике. Например, если Вы с ребенком зашли в аптеку, не забудьте объяснить ему что это такое. Нам с Вами многое кажется таким простым и понятным, а детям часто необходимы более подробные объяснения. Думается, что для Вас не составит труда поговорить с сыном или дочкой на темы и ответить на вопросы, которые представлены ниже. Говорите больше с детьми, объясняйте им все непонятное и, конечно, старайтесь больше шутить с ними, ведь именно чувство юмора так часто помогает нам в разных житейских ситуациях.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб "Школа будущего первоклассника"
1. План работы клуба для родителей «Школа будущего первоклассника» на 2015 – 2016 учебный год2.Отчет по работе родительского клуба «Школа будущего первоклассника...
Родительский клуб «Школа будущих первоклассников» Тема : Готовность ребенка к школе.
Готовность к школе – это такой собирательный процесс. Первое составляющее готовности к школе, это формирование социальной позиции ученика. Второе - это произвольность. Причем произвольность выде...
Педсовет с участием родителей, детей-будущих первоклассников, в форме дискуссии с элементами практикума: « Ребёнок на пороге школы». Воспитатель подготовительной группы Воробьева Ольга Григорьевна
laquo;Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»:1. «О воспитании самостоятельности» Наши дети стали взросл...
Работа с родителями (для будущих первоклассников) «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу»
Это будет познавательно и интересно для родителей, чьи дети пойдут в первый класс. Они узнают минимальный уровень знаний, которыми должен овладеть ребенок для поступления в первый класс....
Программа детско-родительского клуба "Школа будущего первоклассника" на 2020-2021 уч.год
Детско-родительский клуб является оптимизацией и гармонизацией детско-родительских отношений в семьях воспитанников дошкольного учреждения, повышение компетентности родителей по вопросам готовности де...
Детско-родительский клуб в подготовительной группе «Будущий первоклассник»
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Леонид Абрамович....
Мастер – класс для родителей (законных представителей) на заседании «Школа будущего первоклассника» «Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника (будущего первоклассника)»
Мастер-класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности по вопросу "Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника"...