Консультация Развитие изобразительной деятельности дошкольника и содержание детского рисунка.
консультация
Консультация Развитие изобразительной деятельности дошкольника и содержание детского рисунка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация «Развитие изобразительной деятельности дошкольника и содержание детского рисунка»
Консультация «Развитие изобразительной деятельности дошкольника и содержание детского рисунка»
- Изобразительная деятельность как социально-педагогическое явление Взаимодействие различных видов деятельностей отмечали в своих трудах
такие ученые, как Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Леонтьев, А. Люблинская, Н. Луцан, Н. Гавриш, С. Рубинштейн, Д. Узнадзе и др.
Характеризуя психическое развитие ребенка, замечает А. Леонтьев, мы, соответственно, «должны начинать с анализа ее деятельности, поскольку эта деятельность строится на конкретных условиях жизни. Жизнь
или деятельность как целое не строится механически из отдельных
типов деятельности. Отдельные типы деятельности являются ведущими на определенной ступени, имеют большое значение для последующего развития индивида, другие менее важные. Одни играют главную роль в развитии, другие вспомогательную. В связи с этим, можно сказать, что каждая
ступень развития характеризуется определенным отношением ребенка к
действительности, является ведущей на определенном этапе и определенным ведущим типом деятельности».
Ведущей деятельностью, по Леонтьеву,
является деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на
определенной стадии ее развития. По А. Леонтьевым, для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая деятельность.
По мнению Г. Люблинской, развитие дошкольника, в свою очередь, зависит от того, насколько рационально сочетаются в ее жизни различные виды деятельности, как ребенок является активной в процессе выполнения этих видов деятельности [9].
По А. Запорожцеву и М. Лесного, у детей дошкольного возраста есть несколько ведущих деятельностей : игровая, коммуникативная (общение) и
продуктивные виды деятельности, к которым относится и изобразительная. Н. Луцан раскрывает взаимодействие речевой и игровой деятельности детей дошкольного возраста. На взгляд ученого, в сложной системе
взаимодействия деятельностей по функциональным признакам можно назвать приоритетными такие виды, как познавательная, игровая, речевая и
коммуникативная, поскольку они сопровождают все виды жизнедеятельности ребенка. В то же время, деятельность ребенка дошкольного возраста не исчерпывается только ведущими ее видами. Наряду с ними появляются другие виды деятельности, каждая из них вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.
В возрасте от трех до семи лет усваиваются такие виды деятельности дошкольника, как:
- изобразительное рисование, лепка, аппликация, конструирование;
- трудовая;
- бытовая;
- художественная: театральная, литературная, художественно-речевая;
- игровая: театрально-игровая, литературно-игровая, креативно-игровая, учебно-игровая; музыкальная музыкально-игровая;
- познавательная: речевая, учебная, учебно-речевая;
- коммуникативная деятельность.
Рассмотрим сущность видов деятельности, которые будут задействованы в эксперименте, в частности, изобразительную и изобразительно-речевую.
Прежде всего, уточним понятие «изобразительная деятельность» как одного из видов художественной деятельности и средства развития словаря детей. В практике довольно распространенным является параллельное
применение двух терминов - «изобразительная
деятельность» и «изобразительная деятельность». С одной стороны,
использование термина «изобразительная деятельность» можно признать оправданным, поскольку он раскрывает сущность самого
понятия (изображение — это способ действия) : деятельность, в ходе которой ребенок рисует, лепит, вырезает, клеит.
Общим для них является то, что конечным продуктом
этих деятельностей есть определенный конкретный результат: рисунок, изделие, аппликация, вышивка и т. д.
В то же время Е. Белкина отмечает, что само
слово «изобразительная» соответствует устаревшему подхода в практике некоторых педагогов дошкольных учебных заведений, по которым дети признавались репродукционерамы, способными только повторять
показано, изображенное воспитателем и неспособными по-своему
воспроизводить внутренний мир. Поэтому главной целью изобразительной деятельности было формирование соответствующих умений и навыков.
Сегодня, когда обучению предшествуют развитие и воспитание, ребенок становится непассивным объектом манипуляций взрослых (ей сказали или показали, как делать, и она только повторяет, а субъектом творчества, который «рассказывает» о своем понимании мира, собственные чувства и
фантазии путем создания образов. Умения и навыки рассматриваются как необходимые средства реализации ребенком себя в творчестве.
Изобразительная деятельность организуется и функционирует как
специфическое образное познание ребенком социума и себя в нем, как среда овладения изобразительность, что предоставляет ребенку возможность
разнообразить формы коммуникации с социумом, моделировать «картину
мира», передавать личные впечатления о нем с помощью
различных изобразительных материалов и техник, испытывать чувство
восторга, радости, удивления, творческого подъема, самоценности; избавляться нежелательных комплексов (страх, нерешительность, неуверенность, неполноценность и др.).
Итак, изобразительная деятельность является социально-педагогическим явлением, что, с одной стороны, формирует творческую личность каждого
ребенка, обеспечивает развитие ее самосознания, предоставляет возможности самореализации, с другой, обеспечивает формирование положительно устойчивого взаимодействия ребенка в сотворчества со сверстниками и
взрослыми.
Мы будем пользоваться термином «изобразительная деятельность» для обозначения деятельности по созданию образов средствами рисование, лепка, аппликации, конструирования или их сочетанием. Для классификации видов изобразительной деятельности, то существуют различные подходы.
Так, В. Косминская - сторонница традиционного подхода к классификации видов - считает, что в детском саду изобразительная
деятельность предусматривает такие виды, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. По мнению других (Н. Сакулина, Т. Комарова, Т. Казакова и др.) К видам изобразительной деятельности принадлежит те, основной задачей которых является образное отражение действительности: рисование,
лепка и аппликация. Заметим, что из всех видов изобразительной деятельности наиболее изученным является рисование.
Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку.
Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не
имеет. Детские рисунки символы предметов, поскольку они имеют сходство с тем, что изображается; слово такого сходства нет, поэтому оно становится знаком.
Рисунок помогает слову стать знаком. Словесное обозначение в процессе создания детского рисунка перемещается от конца к началу, и становится
названием, предшествующего самому рисованию. Именно поэтому Выготский предлагал рассматривать рисунок как своеобразный факт детской речи, обозначая терминами «графический язык», «графический рассказ о чем-либо» и признавая рисунок подготовительной стадией письменной речи.
М. Волков изучал проблему специфики восприятия, необходимого для рисования. По его словам, в восприятии сочетаются моменты анализа и целостного охвата предмета, одновременно ученый отмечал сложность
процесса преобразования представления о реальном предмете в образ рисунка. Поскольку ребенок дошкольного возраста не может овладеть умением передать на плоскости глубину пространства, трехмерности (объема) предметов, то это преобразование имеет особый характер. Способность восприятия предмета приобретает для ребенка дошкольного возраста несколько иное значение, чем
для взрослого. Ученый утверждал, что проблема восприятия, оказывается чрезвычайно важной и для понимания детского рисования.
По исследованиям В. Мухиной, рисование сложная
синтетическая деятельность, в которой оказывается, личность ребенка, формируется, и которая сама влияет на формирование личности. Задача
психологического изучения этой деятельности заключается в том, чтобы, с одной стороны, раскрыть источники и механизмы ее образования и развития, а с другой понять, какие психические свойства и способности в ней
формируются. Рисование детей, по определению ученого, является
синтетической деятельностью, характеризуется: проявлением различных сторон психического развития; использованием опыта, накопленного в
различных видах детской деятельности; усвоением различных элементов социального опыта, человеческой культуры.
Е. Рыбалко указывал на некоторые черты,
характеризующие развитие художественных способностей у
детей дошкольного возраста. Общим условием формирования способностей к изобразительной деятельности он считал развитие речи (способности к речевой деятельности, по терминологии автора). Следующим условием он называл сенсомоторное развитие. Ученый отмечал, что неравномерность
в развитии речи и сенсомоторики является, по его мнению, одной из существенных причин неравномерности формирования художественных способностей в детском возрасте. Итак, в работах Е. Рыбак четко
прослеживается взаимосвязь речевой деятельности по изобразительной в генетическом плане.
- Своеобразие детского рисунка
Детский рисунок своеобразен. Ребенок внедряет в свой рисунок опыт зрительного восприятия, графические шаблоны, заимствованные у других, и вообще все, что он усвоил в процессе действия с предметами. Поэтому
среди детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить рисунки, выражающие то, о чем ребенок узнала, действуя с предметом, ощупывая его. Можно
встретить изображения прообразов, которых ребенок не мог наблюдать лично, а также рисунки, изображающие запах, процесс движения (не момент, а
именно процесс, рисунки-схемы, рисунки-планы и т. д.
Своеобразие детского рисунка обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, ребенок еще не обладает теми изобразительными средствами, которые есть в современной культуре общества. Только постепенно он
усваивает эти средства, причем степень и сроки освоения зависят от общих условий обучения и воспитания и, особенно от конкретных форм и методов обучения.
Образ в изобразительном искусстве наглядный. Окружающей среды воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, средств (например, в
живописи, рисунка - это цвет, линия, форма, размер, композиция). Так, В. Мухина пишет, что к началу дошкольного возраста ребенок, в основном уже имеет какой-то (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ей изображать отдельные предметы. Однако
эти изображения имеют с предметами самое сходство.
Ребенок рисует, выпуская части и детали, ей представляются неважным.
Хотя детский рисунок ориентирован на отражение действительности, он очень часто не соответствует тому, что ожидает увидеть взрослый. Когда один
ребенок рисует машину с количеством колес, которые во много раз превышают число, допущенное конструкторами, у другого ребенка такой рисунок не вызывает сомнений.
Взрослый, рассматривая подобный рисунок, упрекает ребенка за то, что это совсем непохоже на машину («больше похоже на ожерелье»). Дошкольник расстраивается. Он недоволен взаимным непониманием. В то же время
ребенок ориентирована прежде всего на то, чтобы быть таким, как взрослый. Именно поэтому рисунок ребенка, медленно, но верно развивается в направлении, приемлемом для определенной культуры. В построении
графических образов ребенок все больше ориентируется на зрительные впечатления. С помощью взрослых, отвергая неудачный, на их
взгляд, рисунок предлагают посмотреть внимательно на предмет.
Влияние изобразительной деятельности на психическое развитие детей
Ребенок в рисовании переходит от
диффузных (неопределенных) графических образов, выступающих как знаки подобных групп предметов, к собственному изображению конкретного реального предмета. Развитие изобразительной деятельности в таком направления требует от ребенка, прежде всего развития восприятия и
мышления, умение не только смотреть, но и видеть, что позволяет передавать предметный мир по принятым изобразительными законам. Использование цвета, в свою очередь, влияет на развитие восприятия и эстетических чувств ребенка.
Развитие тонкой моторной координации происходит одновременно с перцептивным, когнитивным и эмоциональным развитием ребенка.
Уровень развития каждой из этих отраслей оказывается в конечном
продукте деятельности. Зато в этом случае это еще не конкретный результат, а сам процесс творческого поиска мазки, пятна, каракули и, наконец, рисунок, на котором что-то изображено. С того момента, как дети берут в руки цветной
карандаш и начинают выводить какие-то каракули, примерно в 18-месячном возрасте, они начинают создавать формы и рисунки, очень важны для
последующего их развития. Рода Келлогг, которая посвятила много лет
изучению изобразительной деятельности детей, отмечала, что выразительные возможности детей эволюционируют от простых каракуль к значимым
символам.
Келлогг считает, что каждый ребенок открывает для себя мир символов в одной и той же последовательности. Как только дети переходят
к изображению, каких объектов, рисунки начинают отражать их мысли и чувства.
По мнению Гуднау, рисование детей можно рассматривать как процесс решения проблемы. Они работают над рисунком в определенной
последовательности и располагают его элементы в соответствии с тем же правилами.
Занимаясь художественным творчеством, дети любят экспериментировать с различными материалами, краска, смывается, пластилин, грязь, песок и даже мыльная пена все это дает детям хорошую возможность познакомиться с новыми цветами, формами, текстурой. В ходе этих занятий дети не только получают широкий сенсорный опыт, получают знания о том, что такое толщина, твердость, текучесть, плотность и т. д.
Итак, краткий анализ исследований по детскому рисованию показал, что этот вид изобразительной деятельности привлекает наибольшее внимание художников, психологов, педагогов и имеет различные аспекты изучения.
Психологи преимущественно рассматривают рисования с точки
зрения развития у ребенка логического мышления, сенсорных способностей, усвоения социального опыта. Исследования педагогов направлены на изучение отдельных видов рисования (предметного, сюжетного, декоративного, обучение детей средств художественной выразительности рисунка.
- Лепка как разновидность изобразительной деятельности дошкольника
Лепка детей впервые были обозначены в работах А. Бакушинский. Он рассматривает лепку детей как своеобразное искусство. Подчеркивает
особенности пластического образа, специфику материала, который под руками ребенка легко видоизменяется.
В своих трудах Е. Фльорина устанавливает своеобразие лепка в генезисе, определяет, что восприятие детьми формы является основным в процессе
создания образа. При нем большое внимание уделяет образно-эмоциональной речи воспитателя, которая помогает вызвать у ребенка ассоциации с
предметами, фигурами. Наиболее полно проблема художественно-образного начала в лепке детей старшего дошкольного возраста раскрыта в исследовании Н. Халезова. Она также отмечает, что дети используют много средств
определенности, которыми обладает скульптор, хотя их использование зависит от особенностей психического и физического развития детей. Н. Халезова утверждает, что изображение движения в лепном образе является основным
средством выразительности.
Исследования ученых (Н. Халезова, Ю. Максимов, Г. Вишнева) раскрыли возможности лепка в художественном развитии старших дошкольников. В отличие от рисования и лепка, аппликация как вид изобразительной
деятельности изучалась исследователями преимущественно в аспекте
формирования сенсорных процессов, овладение техническими умениями и навыками.
В исследование, которое было проведено И. Гусаров еще в 50-е годы, ХХ в., Подробно раскрывалась последовательность обучения навыков вырезания и наклеивания: резка по прямой, скругления углов, вырезание из бумаги
составленного вдвое, в несколько раз, силуэтного вырезания и тому подобное.
С. Богатеева рассматривает аппликацию как вид декоративно-прикладного искусства, как средство эстетического развития дошкольника. Основное внимание она останавливает на орнаменте и выделяет его художественные особенности: цвет, ритм, линию, своеобразие композиции. Декоративный
аспект аппликации представлен и в работах Л. Скидановой и Л. Сирченко.
Авторы используют русские мотивы в аппликационных орнаментах. Другой эстетический аспект раскрыт в исследовании Г. Пантелеева во время изучения аппликации как декоративно-оформительской деятельности.
Содержание и характеристика детского рисунка
Рисование как художественное самовыражение настолько открыто и
искренне рассказывает о мире тонкой реальности личности, образно может быть названо невербальной исповедью автора.
Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами (психологическим, эмоциональным,
релаксационным, психопрофилактические, социально-коммуникативным и т. д.).
Рисунок - это изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний, и
является мощным средством познания действительности.
Анализ рисунков не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния ребенка, его видение мира и социальной ориентации. При этом необходимо опираться на
систему значений и ассоциаций самого автора, используя при этом различные речевые стратегии, особенности его мимики, движений, эмоциональных
реакций.
Специфика диагностики детских рисунков заключается в ее гуманности по отношению к ребенку.
Диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно в процессе увлекательной спонтанного творчества. Ф. Грег определил главные принципы, которые необходимо соблюдать при
анализе рисунков :
- следует запоминать первое впечатление от рисунка. Не нужно сразу приступать к интерпретации, лучше сосредоточиться на своих ощущениях. Сначала - чувственное восприятие, затем - интерпретации;
- аналитик должен стать исследователем. Бессознательное по-разному представляет свой «голос» в различных рисунках и его проявление в каждом отдельном рисунке требует беспристрастного анализа. Для этого стоит обратить внимание, какие материалы были использованы для
создания рисунка, размеры использованной бумаги по отношению к размеру самого рисунка. Если они не соответствуют друг другу, это может говорить о нарушении душевного равновесия. В некоторых случаях не менее важным
является расположение рисунка на бумаге. Горизонтально
расположенные рисунки несут в себе элементы повествования, в то время как вертикальные можно рассматривать как декларацию. Приоритетность опорных элементов рисунка (цвет, очертания, направление, движение, размещение, отсутствуют элементы) - еще один фактор, способствующий формированию
непредвзятого взгляда на рисунок;
- синтез информации, полученной на основе изучения отдельных составляющих и сведения этой информации в единое целое.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что творческое
самовыражения детей дошкольного возраста через средства изобразительной деятельности - это целенаправленный высоко-результативный процесс творческого развития ребенка-дошкольника.
Успешность формирования творчества зависит от направленности подобранных воспитателем методов и приемов руководства
творческой деятельностью детей. Стимулируя познавательную и оценочную деятельность детей, побуждая к творческому поиску системой методов, демонстрацией рациональных способов воплощения замысла,
непосредственным руководством и сотрудничеством с детьми, воспитатель оказывает этому процессу ту направленность, которая в конечном
итоге присуща творчеству. Проблематика, связанная с формированием творческих способностей детей средствами изобразительного искусства, используя инновационную деятельность педагогов, сейчас чрезвычайно актуальна и требует дальнейшего исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование занимательного материала для развития изобразительной деятельности дошкольников»
Аннотацияк статье воспитателя МБДОУ Центр развития ребенка детскийсад № 79 «Аистенок» г.Новороссийск.Казьминой Ирины Александровны Тема: «Использование занимательного материала для развития...
Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности дошкольников"
Автором представлен теоретический материал по развитию творческих способностей дошкольников средней группы....
Опыт работы Тема: «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»
В материале представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественны...
Консультация «Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников»
Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников...
Развитие изобразительной деятельности дошкольников (консультация для родителей средней группы)
Раскрывается важность изобразительной деятельности в развитии детской личности...
Семинар для педагогов «Организация работы в ДОУ по развитию изобразительной деятельности дошкольников через знакомство с отдельными видами народных ремесел»
Семинар для педагогов организован с целью:1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2. Расширять ...
Консультация для родителей «Значение развития изобразительной деятельности дошкольников»
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зри...