Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!
консультация (средняя группа)

Савкина Ольга Михайловна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать, что то новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицания своих мыслей. Ребенку так мало нужно:  чувствовать себя умным, сообразительным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx16.03 КБ
Файл didakticheskaya_igra.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!

Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. Игра позволяет ребенку озкомиться со многими свойствами и качествами окружащих его предметов, а также через игру можно знакомить с растениями, с домашними и дикими животными. В дошкольном возрасте игра становится в этом случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых(родителей) с ребенком.

Очень важны и дидактические (обучающие) игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещенные правила», которые ограничивают действия и слова играющих. Например, в игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

В играх с игрушками, разными предметами,с картинками, природным материалом происходит накопление чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством для подготовки детей к школе.

Дидактические игры можно разделить на три вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные – печатные;

- словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответсвуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играя в эти игры, ребенок не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные дидактически игры основаны на принципе наглядности, в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы.

В играх с близкими, а затем и в самостоятельно игре ребенок реализует опыт, накопленный в детском саду.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон родителей вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!

Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. Игра позволяет ребенку озкомиться со многими свойствами и качествами окружащих его предметов, а также через игру можно знакомить с растениями, с домашними и дикими животными. В дошкольном возрасте игра становится в этом случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых(родителей) с ребенком.

Очень важны и дидактические (обучающие) игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещенные правила», которые ограничивают действия и слова играющих. Например, в игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

В играх с игрушками, разными предметами,с картинками, природным материалом происходит накопление чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством для подготовки детей к школе.

Дидактические игры можно разделить на три вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные – печатные;

- словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответсвуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играя в эти игры, ребенок не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные дидактически игры основаны на принципе наглядности, в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы.

В играх с близкими, а затем и в самостоятельно игре ребенок реализует опыт, накопленный в детском саду.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон родителей вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования в жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – челове...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"

Консультация для родителей о роли дидактических игр в развитии детей....

Консультация для родителей «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».

Консультация для родителей "дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"....

Консультация для родителей «Дидактическая игра, как важное средство умственного развития детей»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительно...

«Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

         Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокра...