Графомоторный навык
статья (старшая группа)

Зимина Алина Зарифовна

Графомоторный навык

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Графомоторный навык

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

 Мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);

 Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

 Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.

У детей, которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым (процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– доставание бусинок ложкой из стакана;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев) ;

– втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

– прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

– сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков) ;

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР

Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...